требований кредиторов;
документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Хозяйственный суд после заслушивания отчета ликвидатора и мнения
членов комитета кредиторов или отдельных кредиторов выносит постановление
об утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного баланса.
Ликвидатор сообщает государственному органу по вопросам банкротства о
завершении ликвидационной процедуры.
Если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения
требований кредиторов имущества банкрота не осталось, хозяйственный суд
выносит постановление о ликвидации предприятия-банкрота. Копии
постановления о ликвидации предприятия-банкрота направляются:
органу, осуществившему государственную регистрацию такого предприятия;
органам государственной статистики для исключения предприятия
из ЕГРПОУ;
собственнику (органу, уполномоченному управлять имуществом);
органам ГНС по местонахождению банкрота.
Если имущества банкрота хватило для удовлетворения всех требований
кредиторов, он считается не имеющим долгов и может продолжать свою
предпринимательскую деятельность. Хозяйственный суд может вынести
постановление о ликвидации такого предприятия только если у него осталось
имущественных активов меньше, чем требуется для его функционирования
в соответствии с законодательством.
Если хозяйственный суд пришел к выводу, что ликвидатор
не обнаружил или не реализовал все имеющиеся в наличии имущественные активы
ликвидационной массы, необходимые для полного удовлетворения кредиторов, он
выносит постановление о назначении нового ликвидатора. Новый ликвидатор
возглавляет ликвидационную комиссию и действует согласно требованиям
Закона.
Если ликвидатор не обнаружил имущественных активов, которые подлежат
включению в ликвидационную массу, он обязан представить хозяйственному суду
ликвидационный баланс, удостоверяющий отсутствие
у банкрота имущества. После утверждения отчета ликвидатора финансово-
хозяйственные документы банкрота передаются в архивные организации для
дальнейшего хранения.
Выводы по разделу 3
В случаях признания предприятия банкротом его ликвидация производится
в соответствии с Законом Украины «О банкротстве».
Банкротство предприятия означает, что хозяйственный суд признал
неспособность данного предприятия возобновить свою платежеспособность и
удовлетворить признанные судом требования кредиторов каким-либо иным
способом, нежели путем ликвидации этого предприятия.
Ликвидация – это прекращение деятельности предприятия, признанного
хозяйственным судом банкротом, с целью осуществления мероприятий по
удовлетворению признанных судом требований кредиторов путем продажи его
имущества.
Кроме ликвидации, являющейся фактически самой последней стадией в деле
о банкротстве предприятия, Закон предусматривает следующие судебные
процедуры:
распоряжение имуществом должника – система мер по надзору
и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью
обеспечения сохранности и эффективного использования имущественных активов
должника и проведения анализа его финансового состояния;
мировое соглашение – договоренность между должником
и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей
или прекращении обязательства по соглашению сторон (мировое соглашение
может быть заключено на любой стадии ведения дела о банкротстве:
распоряжения имуществом должника, санации должника или ликвидации
банкрота);
санация (восстановление платежеспособности) должника – система
мероприятий, осуществляемых во время ведения дела о банкротстве с целью
предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации
и направленных на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника,
а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов
путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или)
изменения организационно-правовой
и производственной структуры должника.
Хозяйственный суд может принять постановление о признании должника
банкротом и открыть ликвидационную процедуру в следующих случаях:
непредставление в хозяйственный суд плана санации должника
в течение шести месяцев после вынесения постановления о его санации;
обращение по решению комитета кредиторов (после рассмотрения отчета
руководителя санации) в хозяйственный суд с ходатайством
о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры;
непринятие по результатам рассмотрения отчета руководителя санации ни
одного из возможных решений (предусмотренных пунктом 5 статьи 21 Закона)
или непредставление такового в хозяйственный суд в течение
15 дней со дня окончания санации; возникновение оснований для досрочного
прекращения санации; отказ хозяйственного суда в утверждении отчета
руководителя санацией; непредставление в хозяйственный суд отчета
руководителя санации в установленный срок; непроведение расчетов с
кредиторами в сроки, установленные по ходатайству комитета кредиторов
хозяйственным судом как окончательные для расчетов должника с кредиторами;
обращение ликвидатора (ликвидационной комиссии) предприятия-должника, в
отношении которого уже принято решение о ликвидации и имущества которого
недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, в хозяйственный суд
с заявлением о возбуждении дела о банкротстве такого предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процедура банкротства является достаточно эффективным инструментом для
восстановления платежеспособности предприятия, которая во многих случаях
позволяет достаточно успешно избавиться
от долгов и фактически начать работу с «чистого листа», не растеряв при
этом активы предприятия после проведения кредиторами исполнительного
производства против должника, а также сохранив за собой контроль над
предприятием. Более того, проведение такой процедуры во многих случаях
является также достаточно выгодным и для кредиторов (в том числе
государства). Как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве,
в случае ликвидации предприятия государство получает в среднем 15 – 30%
причитающихся ему налогов (обязательных платежей). Что касается кредиторов
следующих очередей, их требования, как правило, удовлетворяются даже в
меньшем объеме. Это объективно связано
с отсутствием рынка на «старое» оборудование и производственные активы, а
следовательно, с незначительными денежными поступлениями в результате
реализации ликвидационной массы на открытом рынке.
Основным инструментом при ведении дела о банкротстве является мировое
соглашение, представляющее собой договоренность между должником и
кредитором об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении
обязательства по соглашению сторон (прощение долгов). Мировое соглашение
может быть заключено на любой стадии ведения дела
о банкротстве.
Наиболее действующим способом предотвращения банкротства предприятия
является финансовая санация.
Санация – система финансово-экономических, производственно-
технических, организационно-правовых мероприятий, направленных
на достижение или восстановление платежеспособности, прибыльности
и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде.
То есть, санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые
способны привести предприятие к финансовому оздоровлению.
Процесс организации финансовой санации предприятий можно разделить на
три основных функциональных блока: разработка санационной концепции и плана
санации; проведение санационного аудита; менеджмент санации. Проведение
процедуры санации и подписание мирового соглашения позволят в значительной
мере учесть интересы кредиторов, которые получат в данном случае
удовлетворение своих требований в большем объеме, хотя
и на протяжении более длительного времени (в случае реструктуризации
задолженности). Государство также заинтересовано даже в полном списании
всей налоговой задолженности по условиям мирового соглашения для сохранения
предприятия, которое в дальнейшем будет осуществлять текущие налоговые
платежи.
План финансового оздоровления разрабатывают, как правило, финансовые
и контролинговые службы предприятия, которое пребывает
в финансовом кризисе, представители потенциального санатора, независимые
аудиторские и консалтинговые фирмы.
Одной из причин возникновения кризисной ситуации на большинстве
украинских предприятий является низкий уровень менеджмента. Именно
неквалифицированные и ошибочные действия руководства привели большинство
субъектов хозяйствования к черте банкротства. Существенным фактором,
который обусловливает принятие неправильных управленческих решений,
является отсутствие на отечественных предприятиях системы контролинга.
Большинство специалистов в отрасли управления и финансового
менеджмента под контролингом понимают функциональную систему планирования,
контроля, анализа отклонений, координации, внутреннего консалтинга и общего
информационного обеспечения руководства предприятием.
В реализации плана санации важную роль играет оперативный санационный
контролинг, который с помощью своего методического
и функционального инструментария координирует деятельность разных
подразделений, контролирует качество реализации запланированных
мероприятий, анализирует отклонения, идентифицирует и нейтрализует риски, а
также выявляет дополнительные шансы и возможности.
Санация считается успешной, если с помощью внешних и внутренних
финансовых источников, проведения организационных и производственно-
технических усовершенствований предприятие выходит из кризиса (нормализует
производственную деятельность и избегает объявления банкротства) и
обеспечивает свою прибыльность и конкурентоспособность
в долгосрочном периоде.
В случаях признания предприятия банкротом его ликвидация производится
в соответствии с Законом «О банкротстве».
Банкротство предприятия означает, что хозяйственный суд признал
неспособность данного предприятия возобновить свою платежеспособность и
удовлетворить признанные судом требования кредиторов каким-либо иным
способом, нежели путем ликвидации этого предприятия. Ликвидация с точки
зрения Закона – это прекращение деятельности предприятия, признанного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10