Преобразования финансовой системы России

Преобразования финансовой системы России

Преобразование финансовой системы России

План.

I. Введение ……………………………………………………………2

II. Главная часть

1. СССР до реформ ……………………………………………..3

2. Перестройка в СССР - этапы реформирования

советской экономики в 1985-1991 гг. ………………………4

3. Реформы в России после распада СССР ...…………………6

4. Процесс реформирования нормативной базы

финансовой системы России после 1991 года. ……………..…8

1) Конституция Россиской Федерации;

2) Гражданский кодекс Российской Федерации

и дополняющие его законы;

3) Законы Российской Федерации,

повлиявшие на процесс реформирования

финансовой системы

5. Финансовая системы Российской Федерации в настоящее время, ее

соответствие рыночным отношениям….……..……16

III. Заключение. Проблемы и направления реформ. ………….……22

Список литературы ……………………………………………25

Введение

Итоги реформ, проводившиеся в нашей стране с 1985 по 2000 годы, так

были охарактеризованы Б.Федоровым, занимавшим в тот период времени посты

заместителем главы Правительства Российской Федерации, Министра финансов РФ

и Министр государственной налоговой инспекции РФ. В его книге “10 безумных

лет” дается следующая характеристика реформ: “Лейтмотив книги – анализ

причин печальной неудачи реформ и реформаторов. Сегодня становиться ясным,

что реформы эти проводились непоследовательно и не были доведены до конца.

Именно ограниченность реформ (а не их избыток, как думают некоторые)

привела к нынешней экономической и политической ситуации в России. Не

спорю, были и достижения, я не собираюсь их замалчивать”.

Тоже самое по сути сказано и многими другими экономистами и

политологами страны. Так в статье директора Института кризисных

исследований В.Чкуасели, напечатанной в газете “Известия” за 06.04.2000 г.

сказано следующее: “Причиной кризиса стало десятилетие “дикого”

реформирования России, наложившееся на семь десятилетий ее тоталитарного

прошлого. Еще полвека назад предостерегали посткоммунистическую Россиию от

попыток излечить “каторгу” с помощью “анархии”. К сожалению мы не вняли

этим мудрым словам. Преступность, коррупция, законодательная неразбериха

суть проявления возникшего при этом хаоса.”

Исходя из мнений подавляющего большинства экономистов, политологов,

политиков и простых людей, что реформы в очередной раз не состоялись,

хотелось бы проанализировать основные этапы реформ, процессы принятия

решений и законы, принятые в это время, повлиявшие на процесс становления

финансовой системы.

При написании реферата я, столкнулся с тем, что материал по данной

теме разрознен по различным книгам. Книги, в которой было бы подробно

изложены процессы становления финансовой системы после распада СССР, я

не нашел. А тот материал, который удалось найти в книгах, авторами освящен

или с оглядкой на власть или же наоброт – подчеркнуто ужасающе.

Список книг и статей, которыми я пользовался при написании реферата,

приведен в конце и не хотелось бы его еще раз приводить здесь. В то же

время, хотелось бы привести ряд книг и фамилии их авторов, старавшихся

отразить эту проблему объективно и полно.

Первый среди них, это Борис Феддоров и его книга «10 безумных лет».

Легко читается и содержит объективные сведения очевидца, непосредственно

проводившие эти реформы и знавшего их достоинства и недостатки.

Так же достойно внимания книга Тимошина Т.М. «Экономическая история

России», выпущенная в 1998 году. В ней исследована экономическая история

России, этапы становления народного хозяйства страны вплоть до наших дней.

Хотелось бы, чтобы эта книга была переиздана с учетом фактов, имевших место

после ее выхода в свет.

Главная часть

1.СССР до реформ

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран

М.С.Горбачев, с приходом которого начался новый и последний этап в истории

СССР, получивший название «перестройка».

Новое руководство страны встало перед необходимостью остановить

распад системы «государственного социализма». Для этого стали проводить

осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике,

поскольку глубокий кризис уже успел охватить все ее основные звенья.

Что же собой представляло государство именовавшееся Союз Советских

Социалистически Республик.

Согласно последней Коституции СССР, принятой в 1977 году, СССР

являлось социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую

основу которого составляли Советы депутатов трудящихся. Экономическую

основу СССР составляла социалистическая система хозяйствования и

социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Надо всем этим (обществом и государством) довлела «руководящая роль

Коммунистической партии Советского Союза», без которой не решался

практически ни один важный вопрос.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной

власти СССР являлся Совет Министров СССР, которому подчинялись министерства

(общесоюзные и союзно-республиканские), Государственные комитеты,

Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника», а также Центральное

статистическое управление и Госбанк СССР.

Коммунистическая система управления несмотря на ряд достоинств

(развитие военной промышленности, создание армии, строительство грандиозных

строек-БАМ, мобилизация ресурсов для достижения победы в Великой

Отечественной войне), имеет свои огромные дефекты. Оно порождало

безинициативность, бесхозяйственность, застой в производительности труда,

что не позволяло догнать передовые развитые страны в экономическом (и

вообще в деловом) отношении.

Коммунистическое государство выполняло функции, общие ему с

государствами иного типа (поддержание общественного порядка, внешняя

политика, оборона страны, денежная система и др.), так и такой

специфической, присущей только ему - обеспечение жизнедеятельности общества

как органического целого. Здесь государство присвоило себе все те функции,

какие в западных странах выполняют частные предприятия, банки и всякого

рода негосударственные механизмы самоорганизации.

Планирование деятельности всех частей общественного организма есть

чисто коммунистическое средство сохранения единства общества. Выполнение

плана являлось основным показателем деятельности предприятий.

Если в капиталистическом обществе доминирует экономический подход к

производственной деятельности людей, то в коммунистическом – социальный.

В коммунистических странах деньги не являются конвертируемыми и имеют

постоянную тенденцию к инфляции. В СССР золота и драгоценностей не меньше,

чем в западных странах, а рубль все равно не являлся конвертируемым. Дело в

закономерностях самого коммунизма.

Механизм цен в коммунистическом и капиталистическом обществе

принципиально различны. Во втором это суть законы экономические, в первом –

внеэкономические (тут имеет место политика, а не экономика).

Теперь проследим путь тех преобразований, которые начались после

вступления СССР на путь реформ.

2.Перестройка в СССР

Хотя, как говорилось выше, эпоха «перестройки» формально началась в

1985 году, однако экономическая перестройка началась с июня 1987 года,

когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому

руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены

исключительно широкиешие полномочия, в частности, право самостоятельного

выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с

иностранными партнерами и др.

На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободу

распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать

зарплату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что было

заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в

перспективе научно-технического потенциала. К тому же вместе со свободой не

появилась рыночная дисциплина, в соответствии с которой убыточные

предприятия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейся

спросом, прекращать. Советское правительство боялось вводить такую

дисциплину из-за угрозы безработицы и социальных взрывов.

В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось

открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной

деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован

большой сектор «теневой экономики».

Характерным явлением позднесоветского периода было развитие арендных

отношений. В соответствии с Закона об аренде (1989г.) трудовой коллектив

мог взять в аренду у государства свое предприятие, чтобы в дальнейшем

приватизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам.

В 1989-1991 годах широкое распространение получили новые формы

производственных объединений – концерны, корпорации, которые создавались

путем объединения предприятий.

В 1990 году было принято постановление «О концепции перехода к

регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым

предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и

разгосударствление собственности, создание акционерных обществ,

реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли

оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного

предпринимательства и др.

Как показавыет сегодняшнее состояние экономики, многое из принятого в

то время было ошибкой.

Одной такой разрушительной ошибкой была ликвидация инструмента

централизованного распределения материальных ресурсов – Госснаба – без

предварительного создания адекватного интсрумента рыночного распределения.

Сотни товарно-сырьевых и фондовых бирж, которые в то время возникали

повсюду, как грибы, тщетно пытались взять на себя эту функцию. Их создатели

слепо копировали западную модель биржевых институтов, да и ориентировались

в основном на спекулятивный сектор экономики. Производство оказалось

оторванным от поставщиков и потребителей, что стало источником крупных

хозяйственных диспропорций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты