К 1990 году неудачи в реформировании страны испугали руководство СССР
и оно попыталось изменить направленность реформ, переломить негативную для
них ситуацию. Это привело к попытки консервативной стабилизации положения
в стране, вылившейся в попытку государственного переворота.
Для реализации этих целей 19 августа 1991 года был создан
Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), выступивший с
популистской и практически невыполнимой программой выхода страны из
кризиса. 21 августа путч провалился, а вместе с ним рухнули все надежды М.
Горбачева на подписание нового Союзного договора, целью которого была
реформация Советского Союза на иных принципах. Именно с этого начался
фактический распад СССР как единого государства.
8 декабря 1990 года было подписано «Беловежское соглашение» о
денонсации Союзного договора 1922 года. Советского Союза не стало, а на его
месте появилось 15 независимых государств.
3.Реформы в России после распада СССР
Перед Россией встал вопрос по какому пути идти дальше. У руководства
страной было два варианта дальнейших действий.
Первый предусматривал вначале стабилизировать экономическую обстановку
при помощи традиционных советских методов: ужесточение снабженческо-
сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема,
расширения карточного распределения потребительских товаров. И только после
приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению
институциональных реформ (“Программа 500 дней”).
Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных
реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на
стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, ограничение
банками и государством размеров кридита в целях сдерживания инфляции.
Президент Ельцин избрал второй вариант. В январе 1992 года были
отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся
централизованная система распределения ресурсов, осуществлена либерализация
цен на энергоносители.
В это период времени в стране шла острая борьба между двумя ярко
выраженными группами интересов, готовыми поддержать два альтернативных
варианта экономического развития. Линия размежевания проходила по вопросу о
роли инфляции и путях ее преодоления.
Летом реформы замедлились. Противоречия между Президентом и
Парламентом вылились во взятие силой Белого дома, где заседал парламент.
12 декабря 1993 года прошли выборы в новый парламент и была принята
новая Конституция Российской Федерации.
Многие либеральные шаги исполниельной власти, осуществлявшиеся до
принятия новой Конституции с трудом, после ее принятия нашли свое
воплощение в жизнь: Россия приступила к следущему этапу реформ.
Одной из самых болезненных проблем 1991-1993 годов был распад рублевой
зоны. Распад СССР повлек за собой образование 15 центральных банков на
территории бывшего СССР, каждый из которых мог учитывать денежную массу,
выпуская рублевые кредиты. И хотя наличные деньги вправе выпускать только
Центральный банк России (поскольку все печатные станки находились в
Российской Федерации), кредиты это тоже деньги. Банки стремились перегнать
друг друга в выпуске кредитов, что вело к нестабильности денежной системы.
Распад рублевой зоны стал неизбежен.
Возрождение отечественной биржевой торговли, начало которой было
положено в период правления Петра I, началось в конце 1990 начале 1991
годов. Первой (ноябрь 1990г.) была создана Московская международная
фондовая биржа, в феврале 1991 года появилась Ленинградская фондовая биржа.
С марта 1992 года в России действует Закон “О товарной бирже и
биржевой торговле”. Последующий бурный рост товарных бирж, занимавшихся
продажей самых разнообразных товаров, стал одним из ранних проявлений
экономической реформы в России.
Доходность сделок на них складывалась в основном за счет
искусственного разрыва в ценах: биржевые брокеры скупали товары по низким,
контролируемым государством ценам, а потом продавали их по высоким рыночным
ценам. Либерализация цен в 1992 году привела к кризису товарных бирж.
Следует отметить, что некоторые товарные биржи быстро сменили свою
направленность и превратились в настоящие фондовые биржы. Если в 1992 году
биржевой оборот с деньгами и ценными бумагами составлял всего 3% от общего
оборота, то в 1993 году он стремительно возрос до 46%.
Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого
института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от
государственной собстенности к частной был одним из кардинальных. Закон о
предприятиях и предпринимательской деятельности был принят в 1990 году. В
соответствии с ним разрешалось учреждать различные формы индивидуальной
трудовой деятельности, частные предприятия, полные товарищества,
товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.
Процесс приватизации в России проходил в два этапа. Певый их них –
этап ваучерной приватизации (1992-1994). В 1993 году стали создаваться
чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые правительство считало как
опору при формировании будущего финансового рынка. К 1995 году весь
негосударственный сектор производил 70% ВВП
Второй этап приватизации начался в 1995 году. Главной его
особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась
основная борьба за реальную собственность. Государство расчитывало
пополнить свой бюджет за счет продажи акций а полученные средства направить
на инвестиционные цели. Но схема эта не сработала, как не сработали и
многие решения выполненые в этот период времени.
4.Процесс реформирования нормативной базы
финансовой системы России после 1991 года
Становлению новой финансовой системы в Российской Федерации
способствовали в значительной степени следующие оснопологающие документы,
принятые в основном после событий 1993 года.
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря1993 года путем
референдума, стала началом нового этапа общественного развития нашей
страны. Конституция внесла существенные изменения во все сферы общественной
жизни страны. Эти изменния были направлены на демократические реформы и
преобразования.
Конституция РФ 1993 года- важнейший правовой акт, основа для создания
новой России. Она стала отражением тех огромных изменения, которые
произошли в системе управления обществом,, которое произошло за годы
реформ; в ней юридичеси закреплены государственно-правовые институты,
которые должны обеспечить построение демократического, правового
государства
Ею предусмотрен ряд принципиальных положений, создающих благоприятный
климат для ведения бизнеса в стране:
-каждый имеет право на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимательской деятельности;
-частная собстенность охраняется законом;
-денежной единиций является рубль;
-общие принципы налогообложения устанавливаются федеральными
законами;
-недопускается деятельность направленная на недобросовестную
конкуренцию и др.
Ценность нового Гражданского Кодекса Российсой Федерации состоит
прежде всего в том, что он устранил тот дискомфорт, хаос, многочисленные
наслоения и противоречия, которые сложились в нашем действующем
законодательстве, из запутанной системы норм которого уже невозможно было
выйти путем копирования отдельных западных правовоых институтов. Ведь
Россия вступила в рынок с уже совершенно устаревшим Гражданским Кодексом
РСФСР 1964 года, с законодательными актами бывшего СССР, несостыкованными с
сегодняшним российским законодательством и многочисленными законами и
бессистемными нормативными документами, издававшимися в рефоормируемой
России после распада ССССР и с целью урегулирования новых экономических
отношений.
В силу острой необходимости в скорейшей стабилизации гражданского
законодательства российского государства вначале была принята первая часть
кодекса, а через год вторая его часть.
В первой части Кодексе были даны определения организационно-правовым
формам хозяйственной деятельности предприятий, таким понятиям, как
физические и юридические лица. Были определены объекты гражданского права,
виды и формы сделок, их исковая давность, право собстенности и другие
вещные права, положения об обязательствах.
Во второй части Кодекса, вступившей в действие с 1 марта 1996 года,
даны определения отдельным видам обязателсьтв. С введением в жизнь страны
Гражданского Кодекса были упорядочены рыночные отношения.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, который
не мог включить в себя все необходимые для становления рыночных отношений
нормы, в последующем были принят ряд законов дополняющих его.
8 января 1998 года был принят Федеральный закон “О несостоятельности
(банкротстве)”, который распространяется на все юридические лица (за
исключением казенных предприятий). Им устанавлены основы признания должника
банкротом, регулируется порядок и условия осуществления мер по
предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности
должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
С принятием 4 июня 1997 года двух Федеральных законов “О судебных
приставах” и “Об исполнителном производстве” были определены условия и
порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и
арбитражных судов, а также актов других уполномоченных органов, а в
структуре органов юстиции появилось крупное специальное подразделение,
обеспечивающее установленный порядок деятельности судов, безопасность судей
и участников судебного процесса. На него также возложена обязанность
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника и прочее.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью
финансовой системы государства. Такая система начала формироваться в России
в конце 80-х годов, когда была признана необходимость восстановления
рыночного хозяйства. Экономическая практика последующих 90-х годов
подтвердила, что главным средством восстановления и развития рыночных
методов ведения хозяйствования являются ценные бумаги, фиксирующие право