Преобразования финансовой системы России

дефицитом. К началу 90-х годов покупательная способность рубля значительно

снизилась.

В 1990-1991 гг. авторитет денежной системы и уважение населения к

рублю начали быстро падать в связи с поспешным и необъясниным с

экономических позиций реформированием денежного оборота: обмен по

непонятным причинам купюр образца 1961; резкое повышение цен, хотя оно

сопровождалось частичной компенсацией сбережений населения и некоторым

повышение зарплаты. С начала 1992 года началась либерализация цен и внешней

торговли, вызвавшая галлопирующую инфляцию (по некоторым подсчетам в 1992-

1996гг. она превысила 5000%). Прежний рубль полностью утратил свое

значение, а с развалом СССР был заменен новыми денежными знаками с

российской национальной символикой, на которых нет никаких ссылок на их

золотое обеспечение. Законодательно введена “внутренняя конвертируемость”

рубля, означающая, что любой гражданин России может обменять российские

деньги на иностранную валюту по свобобному курсу, установленному на

валютной бирже.

Россия имеет богатую историю страхового дела. Первый опыт страхования

жизни относится к 1771 году (Закон о вдовьей казне). В 1917 году российское

страховое дело было монополизировано, а затем фактически прекратило свое

существование. До начала реформ в нашей стране монопольное право на

проведение страховых операций имели организации, входящие в систему

Министерства финансов СССР. При этом страхование выступало как дополнение к

бюджетным резервам.

Новый этап страхового дела пришелся на 1992 год. Постановлением

Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1992 года на базе

Правления Госстраха РСФСР была организована Российская государственная

страховая компания (Росгострах) в форме открытого акционерного общества. В

настояще время на российском страховом рынке представлена еще одна

акционерная компания с участием государства –Ингострах, занимающаяся

страхованием во внешнеэкономической сфере. Первые частные страховые

компании появились в Российской Федерации в 1988 году. Учредителями первых

страховых кампаний выступали имевшие свободные денежные средства

предприятия, организации и даже частные лица. Решающую роль для развития

российского страхового рынка сыграло принятие в 1992 году Федерального

закона “О страховании”. В тоже время в деятельности многих страховых

обществ выявились отрицательные стороны: высокие тарифы, отсутствие

должного контроля за использованием средств и др. При значительных

возможностях российского рынка страховых услуг потребности национальной

экономики и населения в качественных страховых услугах не удовлетворяются.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующие

субъекты вступают в различные отношения друг с другом посредством

заключения договоров, в процессе исполнения которых между сторонами могут

возникать разногласия. Если разногласия не могут быть решены путем

переговоров между сторонами, они передаются на рассмотрение арбитражного

суда, являющего важным институттом.

Прообразом современных арбитражных судов были коммерческие суды в

России, которые рассматривали торговые и вексельные дела, а также дела о

торговой несостоятельности. В 1931-1991 годах в стране существовала система

государственного и ведомственного арбитража. В соответствии с Законом

Российской Федерации “Об арбитражном Суде Российской Федерации” (1991г.)

арбитраж был преобразован в суд, действующий в соответсвии с Арбитражно-

процессуальным кодексом (1992г.). 28 апреля 1995 года был принят

Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской

Федерации”, а 5 мая 1995 года был принят “Арбитражный процессуальный кодекс

Российской Федерации”, действующие в настоящее время.

5.Финансовая система Российской Федерации в настоящее время, ее

соответствие рыночным отношениям

Что же в настоящее время представляет собой финансовая система

России?

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях

общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в

их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий

функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие

товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих

отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги,

кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны

функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные

различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность

различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых

характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов

денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении:

государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды

страхования, фондовый рынок финансы предприятии различных форм

собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две

подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности

расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих

субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса

денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено

различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и

использования централизованных и децентрализованных фондов денежных

средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов

создаются путем распределения и перераспределения национального дохода,

созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и

социального развития, приводит к необходимости централизации в его

распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их

использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие

потребности государства в решении экономических, политических и социальных

задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов

применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и

накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых

способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом

отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на

едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку

они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Источником централизованных государственных фондов денежных средств

выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального

производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении

определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами

страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами

собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное

использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной

финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий.

С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный

доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны,

процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет

собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного

фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования

банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может

привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на

базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения

договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование

предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы

обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование

централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и

потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета,

государственный кредит.

Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он

представляет собой форму образования и использования централизованного

фонда денежных средств для обес- печения функций органов государственной

власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны,

утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет

сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на

общественное производство путем создания иного режима расходования

бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного

производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и

дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к

финансовому регулированию экономики.

В последние годы в условиях создания Российского государства произошли

принципиальные изменения. В соответствии с действующим законодательством

стали самостоятельными: республиканский (федеральный) бюджет РФ, бюджеты

республик в составе РФ. Сегодня бюджетная система России состоит из

федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных

бюджетов, бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных

округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы

государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом

процессе занимает Министерство финансов РФ.

Создание двухуровневой банковской системы привело к ослаблению

контроля за бюджетом со стороны государства, что повлекло за собой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты