необходимость создание Федерального казначейства, ранее входившее в Госбанк
СССР.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные
фонды, законодательно получившие свое начало после распада СССР в октябре
1991 года, когда было принят Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса в РСФСР».
Внебюджетные фонды — это средства федерального правительства и местных
властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:
-Пенсионный фонд РФ;
-Государственный фонд занятости населения;
-Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды НИОКР;
-Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных
целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не
отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды
включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты
труда.
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют
определенную самостоятельность. Общие доходы всех внебюджетных фондов в
1995 г. оценивались в 90,5 трлн руб., или 63% доходов государственного
бюджета.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует
использование средств в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно
финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от
государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит
меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной
стороны, облегчает их использование; с другой — дает возможность
расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля
за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации
некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их
расходов.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу
мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий,
организаций и населения на началах возвратности для финансирования
государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком —
государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы
государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций,
казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные
дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без
осуществления для этих Целей эмиссии. Государственный кредит используется
также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях
инфляции государственные займы временно уменьшают у населения
платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса,
т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена
невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных
доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических
лиц используются для финансирования экономических и социальных программ,
т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых
возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные
займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы
власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство
городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения,
культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые
центральными и местными органами управления. По месту размещения
государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока
привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные
(от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую
государственную задолженность. Размер государственного займа включается в
сумму государственного долга страны.
Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных
государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную
дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство
Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и
физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты,
полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные
посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые
обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным
внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь
возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в
сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении
операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним
процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по
обслуживанию государственного долга производятся за счет средств
республиканского бюджета РФ. В 1997 г. на обслуживание государственного
долга было выделено почти 78 трлн руб. бюджетных средств.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний,
отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ
может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение
старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и
использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от
стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их
предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах
государственной монополии. Это означало, что только государство могло
совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по
возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате
стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране
проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах
хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное
страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать
денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться
от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные
страховые организации изменять структуру и направления деятельности в
соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с
государственными страховыми организациями страхование осуществляют
негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение
страховых операций.
Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой
коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой
специализации по направлениям страхования. Например, известное акционерное
общество «АСКО» производит более 40 видов страхования.
Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает
особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок
представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в
результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.
Задача фондового рынка — обеспечение процесса перелив капитала в
отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и
эффективного использования временно свободных денежных средств. Его
особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают
на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк.
Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный
риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят
от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными
бумагами.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой
единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и
распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность
централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное
использование финансов предприятий в процессе производства и реализации
продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского
кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой
независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах
коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение
прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции,
формируют и используют фонды производственного и социального назначения,
изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции,
используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие
предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности
предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и
вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
Такова финансовая система России.
Заключение
Выше уже приводились слова Б.Федорова об итогах реформ, а в момент
когда в России избран новый Президет Российской Федерации хотелось бы
привести статью политолога И.Дискина, напечатанную в газете “Московские
новости” (№ 1 14-20 марта) под заголовком “Конец главы”. Эта статья
наиболее полно отражает мою точкю зрения на итоги реформ.
“Последние заявления Владимира Путина позволяют увидеть контуры новой
политической стратегии Кремля. Стране поставлен диагноз и выписаны рецепты.
«Болезнь» - в стойкой недееспособности власти, разгуле коррупции,
угнетающей бедности и неуверенности в будущем. В качестве «лекарства»
предлагается навести порядок, установить «диктатуру закона». Так
завершается очередная глава в истории российского реформаторства.
Завершается так же, как предыдущие. За последние два века в России не
раз пытались развить экономику и упрочить государственность, опираясь на
инициативу и предприимчивость живых сил общества. Так задумывались
преобразования Александра II и Витте, НЭП и реформы последнего времени. И
всякий раз эти попытки заканчивались жестоким разочарованием: разгулом
коррупции и казнокрадства, наглым попранием интересов страны и народа.
На этом фоне терялись реальные достижения реформ, общество с
готовностью меняло реформаторов на «крепких государственников», которые
твердой рукой наводили «должный порядок».
При этом в жертву неизменно приносились хрупкие ростки российского
гражданского общества. Те немногие, кто поверил в возможность
самостоятельно решать собственные проблемы, ломались, спивались,
эмигрировали под прессом бессмысленного бюрократического порядка.
Но без таких людей нет продуктивных реформ, нет динамического
развития. Без них государство перерождается в “крышу” , разменивающие
покорность подданных на социальный патернализм.
Это серьезная проблема. Как, наводя порядок "железной метлой",
сохранить главное достижение реформ: ростки гражданского общества,
предприимчивость экономически активных слоев?
Видимо, тут требуются другие приоритеты. Миссией государства должно
стать стимулирование активности населения, увеличения числа тех, кто при
его поддержке встанет на ноги и уже не будет нуждаться в помощи. Значит,
нужен не всякий «порядок, а только такой, который поддерживает легальную
гражданскую и предпринимательскую инициативу.
Но врожденный инстинкт государственного аппарата — «держать и не пущать».
Правоохранительные и судебные органы заражены коррупцией, подмяты
исполнительной властью. Одни освобождают из-под стражи закоренелых
преступников, другие только и ждут сигнала, чтобы «взять к ногтю» всех этих
«новых русских». Лозунг «диктатуры закона» легко может стать той самой
долгожданной «отмашкой». Вспомним, во что превратилось «наведение порядка»
при Юрии Андропове.
Особенно это опасно в регионах, где многие предприятия уже встали на
ноги и превращаются во влиятельную силу. Новые лозунги будут использованы,
чтобы «подмять» их либо под центр, либо под губернаторов.
О диктатуре какого закона идет речь, когда большинство наших законов
написаны так, чтобы дать раздолье «крапивному семени? Так и слышны слот
графа Петра Валуева: «У нас самый закон заклеймен неискренностью». Не
озабочиваясь определительностью правил и ясностью выражений, он прямо и
последовательно требует невозможного. Взять хотя бы основной финансовый
закон -- федеральный бюджет: изначально нереалистичный, он каждый год
становится источником лоббизма и коррупции.
Ситуация действительно сложная. Как сократить вопиющий зазор между
нормами закона и реальной практикой? Вероятно, нужен честный диалог между
исполнительной и законодательной властями, с одной стороны, и практиками
бизнеса, с другой.
Назрела реформа органов исполнительной власти, не сводящаяся к
очередным слияниям и разделам ведомств, ориентирующая их на работу в
конкретных условиях российского рынка. Не на основе фантазий: «у них это
делается так», а на базе реального опыта. Уже созрели нормальные рыночные
структуры — партнеры по уважительному диалогу. Нужна только воля.
Но есть еще одна проблема: общественной морали. И здесь нечего
надеяться на власть. Русская интеллигенция должна преодолеть привычный
страх «испачкать руки» грязной работой и взяться за очищение
государственного организма. Российский бизнес должен (но примеру своих
коллег на Западе) создать фонды, дело которых — предавать гласности случаи
недобросовестной конкуренции, «беспредела» властей и корпораций, готовить
жизненно необходимые законы. Необходимо поддержать «разгребателей грязи»,
российских Пулитцеров, предоставляя им гранты на журналистские
расследования, высокие премии за смелость и риск. Нуждаются в подпитке не
желающие «прогибаться» региональные масс-медиа.
Если общество наберется сил для такой повседневной работы, происходящее в
стране окажется только концом параграфа, а не концом главы об очередном
крахе российских реформ.
Процесс формирования финансовой системы продолжается, но теперь все
отчетливее видны его недостатки и причины их вызвавшие. Будем надеяться,
что новый Президент постараются выправить то, что не смогла сделать прежняя
власть.
ЛИТЕРАТУРА
1. «О банках и банковской деятельности» / К.Д.Лубенченко / Москва /
изд. дом «Банковское дело» / 1998 год
2. «Институту рынка» / А.Ф.Сажин; Е.Е.Смирнова / Москва /
изд. БЕК / 1998 год
3. «10 безумных лет» / Борис Федоров / Москва /
изд. «Совершенно секретно» / 1999 год
4. «Экономическая история России» / М.Н.Чепурина / Москва /
изд. «Филинъ» / 1999 год
5. «Бизнес в России» / В.И.Бомкин / Москва /
изд. «Триада, Лтд» / 1997 год
6. «Рынок ценных бумаг» / В.Агаланова; А.И.Басова / Москва/
изд. «Финансы и статистика» / 1999 год
7. «Финансы» / А.М.Ковалева / Москва /
изд. «Финансы и статистика» / 2000 год
8. «Коммунизм как реальность» / А.А.Зиновьева / Москва /
изд. «Центрполиграф» / 1994 год
9. «Налоговый кодекс РФ» часть 1 / Москва / 1998 год / Учебно-
информационный центр при Государственной налоговой инспекции
10. «Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности» /
Москва / изд. «Паритет» / 1991 год
11. «Саморазрушение, или Кризис государственного управления СНГ» /
В.Мельник-Хмарый / Днепропетровск / изд. «Днепркнига» /1993 год
12. «Москвичу о ваучерах» / О.В.Карабанова / Москва /
изд. «АДАПТ» / 1992 год