Применение векселя в условиях кризиса неплатежей

можно скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа проблемами,

связанными с поставкой товара (качество, ассортимент и т.д.), спорными

вопросами по предоставленным платежным документам или финансовыми

трудностями клиента.

Нужно все время иметь в виду, что процесс сбора средств может дорого

обойтись продавцу как из-за прямых расходов с ним связанных, так и из-за

испорченных отношений с клиентами. Тем не менее, для того, чтобы

предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла и свести к нулю

уровень несобранных средств с последующим списанием со счетов безнадежных

долгов, менеджеру необходима твердость и хладнокровие.

Интересная ситуация возникает, когда клиент, пользующийся скидкой,

неожиданно не платит в льготный период. В таком случае не будет ошибкой не

учитывать скидку в счете и ждать платежа на всю сумму счета. Можно даже,

если это единичный случай, а клиент очень солидный, и вовсе не обратить на

это внимание и не портить отношений. Наиболее же гибким путем решения

проблемы неполученных скидок будет разрешение клиенту сохранить скидку даже

в случае несвоевременного платежа в льготном периоде, если клиент

согласится на досрочную оплату следующего счета.

ГЛАВА 4. ФОРФЕЙТИНГОВЫЕ ОПРЕРАЦИИ

(1. Понятие форфейтинга

В современной практике коммерческий кредит в чистом виде практически не

встречается, он входит в категорию косвенного банковского финансирования в

качестве ее начальной составной части. Самым распространенным методом

рефинансирования коммерческого кредита является форфетирование.

Форфейтинг - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у

кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга

(форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от

обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения

удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит,

естественно, со скидкой.

Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:

в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых

обязательств;

в экспортных сделках - для содействия поступлению наличных денег

экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

Обычно обязательства, подлежащие форфетированию, принимают форму либо

простых векселей, либо переводных векселей, выставленных на должника

бенефициаром и акцептованных должником. Следующие два соображения

определили преобладание этих форм долговых документов:

- известность, т.к. эти виды обязательств в ходу во всем мире со

средних веков. Многолетний опыт в обращении с такого рода документами ведет

в значительному облегчению общения участвующих сторон и, как правило,

способствует быстрому и беспрепятственному осуществлению операций;

- согласованная на международном уровне правовая основа, заложенная

Международной конвенцией о коммерческих векселях, принятой Женевской

конференцией в 1930 г. Эта конвенция - четкий кодекс практических действий.

Хотя конвенция подписана лишь представителями стран-участников, она

разработала принципы, позднее воспринятые законодательством большинства

торгующих государств.

Кроме векселей объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме

аккредитива, но качестве объекта форфетирования он применяются редко. Это

объясняется сложностью операции, заключающейся прежде всего в том, что в

случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать

условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры. Между том

форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения

сделки, а также простоту документооборота.

Форфейтинг возник после второй мировой войны. В те годы поставки

продукции и конкуренция между поставщиками настолько возросли, что

покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180

дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры мировой

торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком

производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии

международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать

новые методы финансирования своих сделок. Первоначально форфейтирование

осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций

стали создаваться также специализированные институты.

В последние годы в странах с развитой рыночной экономикой получил

развитие вторичный рынок и инвестиции в форфейтинговые активы. Форфейтер

может перепродать часть активов, находящихся в его собственности, поскольку

природа сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую

из которых оформляется вексель со своим сроком погашения. Один или

несколько из этих векселей могут быть проданы. Одни форфейтеры, оперируя на

вторичном рынке, остаются держателями определенного портфеля форфейтинговых

ценных бумаг, а другие, мало связанные с первичным рынком, могут быть

активными трейдерами на вторичном.

Зачастую непосредственной передачи форфейтинговых бумаг новому

владельцу не происходит. Он знает стоимость бумаг, сроки их обращения,

знает гаранта, но не первоначального эмитента. В этом случае предыдущий

владелец по истечении срока действия ценных бумаг собирает платежи и

переводит их новому владельцу. Подобная секретность объясняется

соображениями конфиденциальности. Экспортер заинтересован в неразглашении

информации о способах финансирования его сделок и не хочет, чтобы

покупатель (или какие-либо третьи лица) знал о его финансовых нуждах и

используемом механизме финансирования его сделок.

В международной торговле экспортер получает от иностранного покупателя

переводные или простые векселя, оплата которых должна быть произведена в

предусмотренные сроки. Банк в стране импортера либо авалирует такие

оборотные документы, либо гарантирует их исполнение. Поскольку форфейтер

покупает долговые обязательства без права регресса, он несет все риски

возможного неплатежа. Поэтому если должник не является первоклассным

заемщиком, форфейтер будет стремиться получить определенное обеспечение - в

форме аваля или безусловной гарантии банка.

(2. Преимущества и недостатки форфейтингового финансирования

Форфейтинг является достаточно гибким инструментом международных

финансов. Однако для него характерно несколько ограничений:

экспортер должен быть согласен продлить срок кредита на период от 6 месяцев

до 10 лет и дольше;

экспортер должен быть согласен принимать погашение долга сериями;

если импортер не является государственным агентом или международной

компанией, возврат долга должен быть безусловно и безотзывно гарантирован

банком или государственным институтом, приемлемым для форфейтера.

В целом же данный инструмент обладает как преимуществами, так и

недостатками для всех, кто им пользуется.

Преимущества для экспортера

Предоставление форфейтинговых услуг на основе фиксированной ставки.

Финансирование за счет форфейтера без права регресса на экспортера.

Возможность получения наличных денег сразу после поставки продукции или

предоставления услуг, что благотворно отражается на общей ликвидности,

снижает объем банковских займов, дает возможность реинвестирования средств.

Отсутствие затрат времени и денег на управление долгом или на организацию

его погашения.

Отсутствие рисков (все валютные риски, риски изменения процентных ставок, а

также риск банкротства гаранта несет форфейтер).

Простота документации и возможность быстрого оформления вексельных долговых

инструментов.

Конфиденциальный характер данных операций.

Возможность быстро удостовериться в том, что форфейтер готов финансировать

сделку, оперативно согласовать условия сделки.

Возможность заранее получить от форфейтера опцион на финансирование сделки

по фиксированной ставке, что позволяет экспортеру заранее подсчитать свои

расходы и включить их в контрактную цену, рассчитать другие итоговые цифры.

Недостатки для экспортера

Необходимость подготовить документы таким образом, чтобы на самого

экспортера не было регресса в случае банкротства гаранта, а также

необходимость знать законодательство страны импортера, определяющее форму

векселей, гарантий и аваля.

Возможность возникновения затруднений в случае, если импортер предлагает

гаранта, не устраивающего форфейтера.

Более высокая, чем при обычном коммерческом кредитовании, маржа форфейтера.

Преимущества для импортера

Простота и быстрота оформления документации.

Возможность получения продленного кредита по фиксированной процентной

ставке.

Возможность воспользоваться кредитной линией в банке.

Недостатки для импортера

Уменьшение возможности получить банковский кредит при пользовании

банковской гарантией.

Необходимость платить комиссию за гарантию.

Более высокая маржа форфейтера.

Возможность возникновения трудностей с оплатой векселя как абстрактного

обязательства в случае поставки некондиционных товаров или невыполнения

экспортером каких-либо иных условий контракта.

Преимущества для форфейтера

Простота и быстрота оформления документации.

Возможность легко реализовать купленные активы на вторичном рынке.

Более высокая маржа, чем при операциях кредитования.

Недостатки для форфейтера

Отсутствие права регресса в случае неуплаты долга.

Необходимость знания вексельного законодательства страны импортера.

Ответственность за проверку кредитоспособности гаранта.

Необходимость нести все процентные риски до истечения срока векселей.

Невозможность совершить платеж раньше срока.

Следует также отметить, что форфейтер несет политические и другие

риски ( риски колебания валют и др.). Эти недостатки присущи любой форме

международного кредита.

Преимущества для гаранта

Простота оформления сделки.

Получение комиссии за свои услуги.

Недостаток для гаранта

Он один, но очень важный, и заключается в том, что гарант принимает на

себя абсолютное обязательство оплаты гарантируемого им векселя.

(3 Сравнение форфейтинга и других форм финансирования

внешнеэкономической деятельности.

Импортер, нуждающийся в среднесрочном финансировании, или экспортер, у

которого возникла необходимость в среднесрочном кредите для его

покупателей, имеют несколько альтернатив, в каждой из которых есть свои

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты