информационную прозрачность.
Пытаясь принять посильное участие в нормализации ситуации на
российском вексельном рынке некоторые субъекты федерации, а именно
администрация Новосибирской области, выступили с идеей создания
бездокументарных векселей. ФКЦБ России поддержала эту инициативу и
утвердила "Положение об обращении бездокументарных простых векселей",
"Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных
простых векселей" и "Стандарт деятельности участников системы обращения
бездокументарных простых векселей". Несмотря на существование определенных
преимуществ при обращении векселей в бездокументарном виде, следует
отметить отсутствие, во-первых, в международной практике подобного кредитно-
расчетного инструмента, и, во-вторых, отсутствие должной законодательной
базы для этого инструмента в российском законодательстве. Вызывает также
некоторое недоумение само название нового инструмента - “бездокументарный
вексель”, поскольку по Женевской Конвенции вексель может быть составлен
только на бумажном носителе. Концепцию бездокументарных векселей Б. И.
Златкис охарактеризовала следующим образом: "Салат из зеленого лука с
фруктовым салатом из ананаса... Там кусок ГКО, там слова из какого-то
вексельного права, там компьютерная система 3-4-летней давности". Через
четыре месяца опубликования этих положений выходит телеграмма ЦБ РФ от 5
июля 1996 года N 99-96, где говорится о несоответствии термина и понятия
“бездокументарный” - Женевской конвенции, и устанавливается запрет на
операции кредитных организаций с такими векселями.
Глава V. Вексель – возможное решение проблемы неплатежей.
Обеспечение производства оборотными средствами и средствами для расчетов
является одной из узловых проблем нынешней экономической ситуации. Нужно
иметь ввиду, что отказ от старого расчетно-платежного механизма,
просуществовавшего с некоторыми изменениями с начала 30-х годов и вплоть до
90-х произошел в условиях, когда новый расчетный механизм создан не был и
не был даже намечен в общих чертах. Его нужно создавать заново, хотя бы и с
большим опозданием.
Лишившись дешевого и доступного банковского кредита, хозяйство, вполне
естественно, пошло по пути наращивания коммерческого кредита в форме
дебиторской и кредиторской задолженности. Однако этот коммерческий кредит
столкнулся с отсутствием в хозяйстве тех форм, которые придали бы ему
подвижность, мобильность, позволили бы временно свободным оборотным
капиталам быстро переходить от одного хозяйства к другому, обслуживать
хозяйственный оборот. Вместо цепочки расчетов возникла инертная масса
неплатежей.
Существует, хотя бы теоретически, несколько путей решения проблемы
неплатежей. Это, прежде всего – прямой (без залога) банковский кредит в
оборотные средства. Однако банковский кредит обладает, по сравнению с
векселем рядом недостатков. Он рискован и предоставляется под высокие
проценты, неприемлемые для товаропроизводителей. Еще одним из выходов из
создавшейся ситуации мог бы послужить банковский кредит под обеспечение
товарно-материальными ценностями. Но и эта форма кредита не лишена
недостатков. Такой кредит извлекает из оборота эти ценности и тем самым
замедляет хозяйственный оборот. Такая форма кредита приемлема в случае
формирования больших сезонных запасов, но в других случаях она будет
вызывать замедление оборота и еще большую потребность в оборотных
средствах. Одним из инструментов лишенных такого рода недостатков и
обладающий рядом дополнительных преимуществ является вексельный кредит.
Возрождение цивилизованных форм вексельного кредита и вексельного обращения
позволило бы мобилизовать хозяйственные ресурсы страны для разрешения
сложившейся ситуации повальных неплатежей. Однако, следует заметить, что в
настоящее время эта форма не дает должного положительного результата из-за
отсутствия необходимой административно-правовой базы в российской практике
вексельного обращения и отсутствия четкой кредитной политики Центробанка в
отношении поддержки российских товаропроизводителей. Без решения этих
вопросов цепочка неплатежей, переоформленная векселями, очень скоро
превратится, и уже превращается, в цепочку неплатежей по векселям.
Глава VI.Вексельный рынок Новосибирской области.
VI.Векселя администрации и корпоративные векселя.
Векселя, обслуживающие бюджетные программы региональных органов власти,
сохранились, несмотря на запрещение Законом “О простом и переводном
векселе” выступать им в качестве векселедателя. Бесспорным лидером
вексельного рынка г. Новосибирска стали векселя, используемые для налоговых
платежей. Налоги в части областного бюджета принимаются в соответствии с
постановлением главы администрации Новосибирской области №. 203 от
23.04.98г. "О плане доходов и расходов областного бюджета на II-й квартал
1998г.", в котором указывается: "В целях обеспечения финансирования
защищенных статей бюджета выдачу справок о наличии задолженности по
платежам в областной бюджет производить в сумме не более 30% задолженности
по платежам, за исключением платежей по подоходному, земельному налогам и
налогу на имущество". В настоящее время налоги, в части областного бюджета,
кроме подоходного и земельного, оплачиваются векселями на сумму около 30%
от размера налоговых платежей в части областного бюджета (допускается
небольшая переплата с учетом минимального номинала векселей - 5 тысяч
рублей).
В указанные налоговые платежи принимаются векселя, первым
векселедержателем которых является Управление Финансов и Налоговой Политики
администрации Новосибирской области (например, векселя ООО "Финансовый
центр "Левобережный", ОАО "Сибэкобанк", др.), а также векселя Русского
народного банка и ВЦ РНБ, выписанные на Фонд развития и поддержки
транспортно-дорожного комплекса, связи и информатики (ТДК и СИ). Диапазон
цен на дальние векселя ООО "Финансовый центр "Левобережный", РНБ и ВЦ РНБ -
38-41%. Эти же векселя принимаются в платежи в Территориальный дорожный
фонд в размере около 30% от размера соответствующего налога, но на сумму не
менее 50 тыс. руб., что не выгодно мелким налогоплательщикам. Как
результат, цена зачета в территориальный дорожный фонд значительно
превышает цену этих векселей. В настоящее время задержка погашения векселей
ООО "Финансовый центр "Левобережный" превышает 3 недели. Интерес к ним как
к доходному инструменту утрачен.
Особая ситуация сложилась с векселями, предназначенными для уплаты
налогов мэрии г. Новосибирска. В соответствии с постановлением №. 801 от
20.08.98г. мэрии г. Новосибирска "О порядке внесения налоговых платежей и
иных расчетов с бюджетом города векселями мэрии и векселями муниципального
учреждения "Муниципальный вексельный дом", индоссированными мэрией",
подоходный налог векселями не принимается. Все остальные налоговые платежи
в бюджет города принимаются векселями мэрии со сроком платежа до 31.12.98г.
включительно по номиналу. Это также относится и к векселям мэрии г.
Новосибирска серии "ТВ" и МУ "МВД", индоссированным ТОО "Траст-Компани" и
ЗАО "РАТМ" (основные из 50 поставщиков угля для мэрии). Остальные векселя
мэрии и векселя МУ "МВД" принимаются в уплату налогов в бюджет города, за
исключением, дополнительно к подоходному, налога на имущество. Векселя
принимаются в соответствии с дисконтной сеткой, рассчитанной по ставке
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Цена дальних
векселей мэрии г. Новосибирска и МУ "МВД" со сроком платежа в 1999г.
составляет 25-27%. Цена дальних векселей МУ "МВД" и мэрии серии "ТВ" со
сроком платежа в 2000 и 2001 г. не превышает 25%, и спрос на них слабо
обозначен. Цена векселей мэрии серии "ТВ" и МУ "МВД", индоссированных ТОО
"Траст-компани" и ЗАО "РАТМ", колеблется в пределах 32-40%.
Текущая задержка по векселям мэрии г. Новосибирска составляет
около полугода и имеет тенденцию к увеличению. Пока еще оплачиваются
опротестованные векселя, числящиеся за физическими лицами.
При оформлении векселей мэрии и МУ "МВД" используется
формулировка "в течение 3 дней по предъявлении, но не ранее ". "Положение о
переводном и простом векселе" допускает только формулировку "в течение 3
дней от предъявления, но не ранее ". Действительно, в п. 33 "Положения"
указывается: " вексель может быть выдан сроком: по предъявлении; во столько-
то времени от предъявления; во столько-то времени от составления; на
определенный день. Векселя, содержащие иное назначение срока
недействительны". Такая неточность в оформлении векселя мэрии выводит их за
рамки действия вексельного законодательства. Она превращает эти векселя в
обычную долговую расписку со всеми вытекающими последствиями.
Исполнение бюджета г. Новосибирска по доходам за 1998 г.
ожидается в размере 2 млрд. руб., что ниже планового - 2187955 руб. Доля
зачетов в доходной части бюджета составляет 48%, доля векселей - 2%.
На рынке векселей следующим по значимости является рынок
векселей и зачетов "Новосибирскэнерго". Объем выпуска векселей,
обращающихся на рынке, составляет 210 млн. руб. Последнее время выпуск
векселей не производился. Очередной выпуск ожидается в декабре этого года.
Векселя разделены на транши, каждому из которых соответствует определенный
круг векселедержателей, от которых эти векселя принимаются в уплату за
электроэнергию и тепло. Векселя принимаются с, так называемым, денежным
сопровождением. Минимальное денежное сопровождение в настоящее время
увеличено с 10% до 20% и для отдельных предприятий может доходить до 100%.
Наиболее популярны транши 78 и 78а. Их цена составляет 15-15,5%. Это
означает, что эффективно цена закрытия долга предприятия, попадающего в эти
транши, составляет около 32% при 20% денежном сопровождении. Цена так
называемых "пеневых" векселей (принимаемых в уплату пени) составляет 11-
12,5%. Векселя "Новосибирскэнерго" окончательно превратились в расчетное
средство. Их невозможно использовать в качестве средства размещения
капитала вследствие увеличения срока оплаты: "в течение десяти лет от
предъявления" (после недавнего инцидента, когда финансовая компания
предъявила их к погашению). В настоящее время чрезвычайно популярен бизнес,
состоящий в том, что за производителя сельскохозяйственной продукции
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10