юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
. трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования
обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других
социальных выплат, установленных законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми
актами органов местного самоуправления;
. ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий,
передаваемых на другие уровни власти;
. ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в
результате решений, принятых органами государственной власти,
приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных
доходов;
. бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты,
отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других
обязательств);
. субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
. инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых
юридических лиц;
. бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней
бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным
фондам;
. кредиты иностранным государствам;
. средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том
числе государственных или муниципальных гарантий.
Бюджетные организации расходуют бюджетные средства исключительно на:
1. оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и
правовыми актами, регулирующие размер заработной платы соответствующих
категорий работников;
2. перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
3. трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами
органов местного самоуправления;
4. командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
5. оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или
муниципальным контрактам;
6. оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами
без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Ведомственная классификация показывает конкретных получателей бюджетных
расходов. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов
соответствующее министерство, другое государственное учреждение или
юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак
классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в
структуре расходов, связанные с изменением системы управления. В
Федеральном законе “О бюджетной классификации Российской Федерации” в
перечне прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160
получателей. Среди них: Правительство РФ, Счетная палата РФ, Министерство
внутренних дел и другие.
В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы
осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные,
региональные и местные [2].
1.1 Расходы федерального бюджета
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является
группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по
главным распорядителям средств федерального бюджета.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета
утверждается федеральным законом.
Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств
федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам
расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской
Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам
расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации
утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год.
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации
исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов
[2]:
. обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального
Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации,
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных
органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие
расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому
при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год;
. функционирование федеральной судебной системы;
. осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах
(финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и
соглашений с международными финансовыми организациями, международного
культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных
органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в
международные организации, другие расходы в области международного
сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год);
. национальная оборона и обеспечение безопасности государства,
осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
. фундаментальные исследования и содействие научно - техническому
прогрессу;
. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского
транспорта;
. государственная поддержка атомной энергетики;
. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
федерального масштаба;
. исследование и использование космического пространства;
. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в
ведении органов государственной власти Российской Федерации;
. формирование федеральной собственности;
. обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
. компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату
государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих
финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации
за счет средств федерального бюджета;
. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных
камней, государственного материального резерва;
. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
. федеральная инвестиционная программа;
. обеспечение реализации решений федеральных органов государственной
власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов бюджетов других уровней;
. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,
передаваемых на другие уровни власти;
. финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
. официальный статистический учет;
. прочие расходы.
Средства федерального бюджета используются для финансирования
мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые
региональные и местные программы.
По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за
счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
. государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением
атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского
хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного
хозяйства, метрополитенов;
. обеспечение правоохранительной деятельности;
. обеспечение противопожарной безопасности;
. научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно -
изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;
. обеспечение социальной защиты населения;
. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и
воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической
деятельности;
. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
. развитие рыночной инфраструктуры;
. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
. обеспечение деятельности средств массовой информации;
. финансовая помощь другим бюджетам;
. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
1.2 Расходы региональных бюджетов
Основные направления использования средств региональных бюджетов
следующие [2]:
. обеспечение функционирования органов законодательной
(представительной) и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
. обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской
Федерации;
. проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
. обеспечение реализации региональных целевых программ;
. формирование государственной собственности субъектов Российской
Федерации;
. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации;
. содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций,
находящихся в ведении органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;
. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов
Российской Федерации;
. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,
передаваемых на муниципальный уровень;
. компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов местных бюджетов;
. прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов
Российской Федерации.
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они
предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на