кредитов не предусматривается, а будет продолжено использование тех
кредитов, которые включены в Программу внешних заимствований Российской
Федерации на 2001 год.
В 2002 году будет продолжено участие Российской Федерации в
деятельности международных финансовых организаций.
В качестве взносов в эти организации планируется перечислить 27,9
млн. долл. США, или 878,9 млн. рублей. Предполагается перечисление взносов
в ОЭСР за участие Российской Федерации в деятельности рабочих органов этой
организации.
Планируемые расходы по контрактам, заключенным в рамках займов
международных финансовых организаций в объеме 50,3 млн. долл. США, или
1584,5 млн. рублей представляют собой расходы на софинансирование по
проектам МБРР, на возмещение налогов, уплаченных по займам, и расходы на
поддержание рублевого эквивалента установленной части квоты Российской
Федерации в МВФ.
В 2002 году предельная сумма выплат по предоставленным Российской
Федерацией гарантиям в рамках займов международных финансовых организаций
может составить 29,5 млн. долл. США, из которых 19,5 млн. долл. США -
оценка выплат по частичным гарантиям от некоммерческих рисков (включены в
целевую статью 136 "Государственные гарантии по внешним заимствованиям"), а
10 млн. долл. США - по полной суверенной гарантии, предоставленной ЕБРР по
кредиту ОАО "Камаз" (отражены в целевой статье 131 "Расходы в сфере
международной деятельности" как предоставление кредитных ресурсов
предприятиям и организациям).
Показатель статьи "Возврат кредитов (бюджетных ссуд), предоставленных
внутри страны, полученных от международных финансовых организаций"
установлен на уровне 120 млн. долл. США, или 3780,0 млн. рублей.
Операции, проведенные в 2000 году путем погашения заемщиками
просроченной задолженности и будущих обязательств по проектам МБРР и ЕБРР,
существенно изменили график возврата средств конечными заемщиками в
последующие годы. Сумма основного долга 2002 года, погашенная досрочно,
составила 43 млн. долл. США. Дополнительным фактором, повлиявшим на
корректировку сумм возврата основного долга, стала консолидация
внебюджетных фондов в федеральном бюджете (Федеральных дорожный фонд,
Государственный фонд занятости, Фонд МНС Российской Федерации и Федеральной
службы налоговой полиции России), расходы по обслуживанию займов которых в
2002 году будут осуществляться за счет федеральною бюджета.
В 2002 году планируется возврат кредитов (бюджетных ссуд),
предоставленных внутри страны, полученных от правительств иностранных
государств, банков и фирм в размере 145 млн. долл. США, или 4567,5 млн.
рублей.
Расходы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ. По
подразделу 03 "Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ"
расходы на 2002 год планируются в общей сумме 312,86 млн. долл. США, или
9855,5 млн. рублей.
Прогнозируемый общий объем расходов федерального бюджета в 2002 году
на предоставление государственных кредитов правительствам стран СНГ
составит 130 млн. долл. США, или 4095,0 млн. рублей, в том числе:
Республике Беларусь - 40 млн. долл. США, Республике Украина - 50 млн. долл.
США, Республике Азербайджан - 15 млн. долл. США.
В проекте бюджета на 2002 год расходы на международные культурные,
научные и информационные связи предусмотрены в сумме 42,77 млн. долл. США,
или 1347,3 млн. рублей, т.е. с увеличением относительно 2001 года на 17,18
млн. долл. США, что вызвано необходимостью выделения средств на покупку
лицензии на право трансляции Летних Олимпийских игр 2004 г. в Греции и
Зимних Олимпийских игр 2002 г. в США, Чемпионата мира по футболу, а также
финансированием мероприятий по продвижению кандидатуры России в качестве
организатора Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2010".
Расходы на экономическую и гуманитарную помощь другим государствам по
сравнению с 2001 годом снижены, исходя из их уровня по отчетным данным за
предыдущие годы. и предусмотрены в бюджете на 2002 год в сумме 1,8 млн.
долл. США, или 56,7 млн. рублей.
Кроме того, с учетом соответствующих поручений Президента и
Правительства Российской Федерации в проект бюджета на 2002 год включены
новые виды расходов в сумме 45,0 млн. долл. США, касающиеся реализации
международных обязательств Российской Федерации в сфере военно-технического
сотрудничества с иностранными государствами.
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу. Расходы федерального бюджета на проведение фундаментальных
исследований и содействие научно-техническому прогрессу предусмотрены в
сумме 29396,9 млн. рублей, или с ростом против объема текущего года на
33,1%, в том числе по фундаментальным исследованиям - на 43,6% и по
разработке перспективных технологий и приоритетным направлениям научно-
технического прогресса - на 23,2 процента.
За счет ассигнований по разделу в 2002 году планируется
профинансировать 38 федеральных целевых программ, в которые вошли 48
подпрограмм. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на их реализацию,
планируется в сумме 6265,3 млн. рублей, или с ростом к 2001 году на 1283,9
млн. рублей. К наиболее приоритетным отнесены следующие программы:
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники"
(1800,0 млн. рублей), "Национальная технологическая база" (1000,0 млн.
рублей), "Развитие гражданской авиационной техники России" (2200,0 млн.
рублей), "Реформирование оборонно-промышленного комплекса" (500,0 млн.
рублей), "Интеграция науки и высшего образования России" (175,0 млн.
рублей), "Мировой океан" (123,0 млн. рублей).
Промышленность, энергетика и строительство. Общий объем средств,
направляемый в 2002 году из федерального бюджета на финансирование отраслей
материального производства планируется на уровне 53371,3 млн. рублей. В
составе расходов по указанному разделу учитываются ассигнования на
государственную поддержку угольной отрасли, стандартизацию и метрологию,
народных художественных промыслов, финансирование конверсии оборонной
промышленности, спецкомбинатов системы "Радон", государственные инвестиции,
воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Государственная поддержка угольной промышленности. Финансирование
угольной промышленности из федерального бюджета осуществляется в
соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по
реструктуризации угольной промышленности, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. N 1523 "О
государственном финансировании мероприятий но реструктуризации угольной
промышленности", дополнениями и изменениями к нему. Объем средств на
поддержку угольной промышленности определен в сумме 7,2 млрд. рублей.
Финансирование спецкомбинатов системы "Радон". На финансирование
работ, выполняемых на особо радиационно-опасных объектах спецкомбинатов
"Радон" Госстроя России, выполняющих работы по сбору, хранению и утилизации
радиоактивных отходов в отдельных регионах предусмотрено на 2002 год в
сумме 159,0 млн. рублей.
Государственная поддержка народных художественных промыслов. На эти
цели в федеральном бюджете на 2002 год учтено направление средств в размере
16,9 млн. рублей на оказание государственной поддержки народным
художественным промыслам для компенсации тарифов на железнодорожные
перевозки но территории Российской Федерации продукции, изготовленной
организациями народных художественных промыслов, а также части расходов
этих предприятий на потребленную электроэнергию.
Государственные капитальные вложения. Объем бюджетных ассигнований,
направляемых на финансирование государственных капитальных вложений
определен исходя из прогнозируемых источников доходов бюджета в сумме 42,3
млрд. рублей. Государственные капитальные вложения сосредоточатся в
основном на объектах непроизводственного назначения, имеющих некоммерческий
характер и не располагающих собственными источниками накоплений, что
позволит профинансировать федеральные целевые программы, связанные с
ликвидацией последствий аварий и катастроф, отдельные объекты
здравоохранения, науки, культуры, образования, а также жилищное и
коммунальное строительство.
Стандартизация и метрология. По Госстандарту России предусмотрено
выделение субвенций на содержание эталонной базы России, Государственной
службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли,
Государственной службы стандартных образцов состава и свойства веществ и
материалов, Государственной службы стандартных справочных данных.
Федерального фонда стандартов и общероссийских классификаторов,
финансирование расходов по осуществлению государственными инспекторами
территориальных органов Госстандарта России надзорных и контрольных
функций, а также других расходов в общей сумме 90,2 млн. рублей.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы. Расходы федерального
бюджета в 2002 году на воспроизводство минерально-сырьевой базы
предусматриваются в объеме 7323,9 млн. рублей
Сельское хозяйство и рыболовство.
Таблица 1. Расходы федерального бюджета на сельское хозяйство и
рыболовство.
| |млн. руб. |
|1. Текущее содержание подведомственных структур |7041,2 |
|2. Расходы на приобретение отечественной техники на |1200,0 |
|условиях лизинга, в том числе с направлением средств | |
|в уставные капиталы лизинговых компаний | |
|3. Целевые субсидии |1850,0 |
|4. 3атраты капитального характера |394,5 |
|5. Средства на формирование и использование |150,0 |
|федерального фонда семян | |
|6. Возмещение разницы в %% ставках по кредитам, |1400,0 |
|привлеченным сельскими товаропроизводителями в банках| |
|7. На проведение мероприятий по воспроизводству, |70,0 |
|охране и использованию объектов животного мира | |
|8. Мероприятия в области сельского хозяйства |955,0 |
|9. Финансирование ФЦП "Повышение плодородия почв" |4051,0 |