государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из
этого, через региональные бюджеты государство активно проводит
экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и
социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются
региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
1.3 Расходы местных бюджетов
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия
экономических и социальных процессов в стране.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных
бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов [2]:
. содержание органов местного самоуправления;
. формирование муниципальной собственности и управление ею;
. организация, содержание и развитие учреждений образования,
здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств
массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной
собственности или в ведении органов местного самоуправления;
. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
. организация, содержание и развитие муниципального жилищно-
коммунального хозяйства;
. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного
значения;
. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
. организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением
радиоактивных);
. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных
органов;
. организация транспортного обслуживания населения и учреждений,
находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов
местного самоуправления;
. обеспечение противопожарной безопасности;
. охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных
образований;
. реализация целевых программ, принимаемых органами местного
самоуправления;
. обслуживание и погашение муниципального долга;
. целевое дотирование населения;
. содержание муниципальных архивов;
. проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
. финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления
и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения,
определяемые представительными органами местного самоуправления в
соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Важное значение местных бюджетов в осуществлении общегосударственных
экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении
государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры
общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих
более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. В
основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями
бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их
государственной финансовой поддержки.
2 Расходы федерального бюджета на 2002 г.
31 декабря 2001 года Президент РФ подписал федеральный закон "О
федеральном бюджете на 2002 год" [1].
Расходная часть бюджета РФ на 2002 год утверждена в сумме 1 триллион
947 миллиардов 386,3 миллиона рублей, доходная - в сумме 2 триллиона 125
миллиардов 718,2 миллиона рублей. При этом объем валового внутреннего
продукта прогнозируется в размере 10 триллионов 950 миллиардов рублей, а
уровень инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару спрогнозирован в
размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США [1].
Превышение доходов над расходами в 2002 году планируется направить на
погашение госдолга России в сумме 68 миллиардов 566,6 миллиона рублей и на
образование финансового резерва - 109 миллиардов 765,3 миллиона рублей. На
обслуживание государственного и муниципального долга выделяется 285
миллиардов 9 миллионов 298,7 тысяч рублей, на национальную оборону - 284
миллиарда 157 миллионов 831,5 тысяч рублей, на правоохранительную
деятельность и обеспечение безопасности государства - 173 миллиарда 863
миллиона 288,3 тысячи рублей, на образование - 80 миллиардов 88 миллионов
334,7 тысяч рублей.
257,5 млрд. руб. - средства федерального бюджета направляемые по
разделу "Социальная политика" функциональной структуры расходов
федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии, 289,7 млрд.
руб. - процентные расходы федерального бюджета, сформированные исходя из
графика платежей 2002 года и 1324,7 млрд. руб. - непроцентные расходы
федерального бюджета в традиционной структуре.
Существенно в 1,42 раза против уровня 2001 года, в проекте
федерального бюджета на 2002 год возрастают расходы на оплату труда
работников бюджетной сферы, финансируемых из федеральною бюджета. Это
обусловлено установлением ставки 1 разряда Единой тарифной сетки па уровне
450 рублей и индексацией тарифной части фонда оплаты труда в среднем в 1,89
раза; приравниванием с 1 июля 2002 года окладов по воинской должности
(должностных окладов) военнослужащих и приравненных к ним лиц к должностным
окладам федеральных государственных служащих, что эквивалентно увеличению
окладов денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц от 1,7
до 2 раза.
Расходы на государственное управление и местное самоуправление. Объем
бюджетного финансирования на 2002 год по разделу "Государственное
управление и местное самоуправление" предусматривается в размере 56670,6
млн. рублей, в соответствии с ведомственной структурой расходов
определенной Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года N
867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" с учетом
изменений и дополнений.
Cудебная власть. Объем ассигнований по данному разделу предусмотрен в
размере 18857 млн. рублей или увеличен против 2001 года на 7523,1 млн.
рублей, т.е. 66,4 процента.
Расходы в сфере международной деятельности. Общий объем расходов по
разделу "Международная деятельность" в 2002 году планируется в объеме
46653,8 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов
федерального бюджета - в сумме 81113,8 млн. рублей, и возвратных платежей,
учитываемых в составе расходов со знаком "минус", в сумме 34460,1 млн.
рублей.
Расходы на международное сотрудничество. Расходы по подразделу
"Международное сотрудничество" включают в себя затраты на содержание
российских учреждений за рубежом, взносы в международные организации,
финансирование операций неторгового характера, а также расходы по
предоставлению кредитов.
Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" без учета
кредитных операций приняты в сумме 567,63 млн. долл. США (17880,17 млн.
рублей. Взносы в международные организации (без учета международных
финансовых организаций) предусматриваются в сумме 152,79 млн. долл. США
(4812,95 млн. рублей), при этом будет обеспечено частичное погашение
имеющейся задолженности по взносам России в ООН и другие международные
организации ( 17,2 млн. долл. США).
В составе подраздела "Международное сотрудничество" учтены также
расходы по кредитным операциям. В соответствии с ранее достигнутыми
договоренностями на межправительственном уровне, Россия в 2002 году будет
оказывать техническое содействие по строительству, расширению и
модернизации объектов, поставки оборудования, машиностроительной продукции
и предоставлению прочих услуг в счет государственных кредитов таким странам
как Алжир, Болгария, Вьетнам, Индия, Китай, Куба, Ирак, Югославия.
Поскольку сотрудничество в области строительства комплексных объектов
за рубежом является в настоящее время по существу единственной формой
продвижения на внешний рынок машиностроительной продукции, технологий и
строительных услуг российских предприятий, планируется увеличить указанные
расходы по сравнению с 2001 годом на 100 млн. долл. США. Расходы
федерального бюджета на эти цели в 2002 году, составят 500 млн. долл. США,
или 15750,0 млн. рублей.
Предполагаемый общий объем поступлений в 2002 году в счет погашения
основной суммы долга по кредитам, предоставленным Правительством бывшего
СССР и Правительством Российской Федерации иностранным государствам
определен исходя из графика платежей действующих межправительственных
соглашений, а также соглашений, парафированных за последний период
(подписание последних состоится в начале 2002 года), и составит 548,22 млн.
долл. США, или 17268,9 млн. рублей.
В то же время следует учитывать, что ряд стран-должников, имеющих
платежи срочные к погашению в 2002 году, относятся к категории "беднейших"
и их платежные возможности не позволяют осуществлять выплаты в полном
объеме. В этой связи существует вероятность предоставления ряду таких стран
в рамках соглашений с Парижским клубом кредиторов облегчения долговою
бремени путем реструктуризации их задолженности. Кроме того, по опыту
прошлых лет, есть вероятность непогашения или длительной задержки платежей
в погашение задолженности Кубы перед Российской Федерацией.
Присоединение России в 1997 году к деятельности Парижского клуба
кредиторов в качестве полноправного участника позволило расширить круг
иностранных государств, обслуживающих свою задолженность, перед Российской
Федерацией. Соглашения об урегулировании задолженности предусматривают
возможность проведения конверсионно-обменных операций в размере 20-30
процентов от суммы урегулируемой задолженности.
Указанные операции предполагают не только переуступку, продажу долга
третьей стороне, но и получение в счет погашения долга акций предприятий,
финансирование местных затрат на территории стран-должников. В 2002 году
планируются поступления от проведения таких операций на сумму до 150 млн.
долл. США, или 4725,0 млн. рублей.
Объем предоставления внутри страны кредитов, полученных от
правительств иностранных государств, банков и фирм, предусматривается в
2002 году до 360 млн. долл. США, или 1 1340,0 млн. рублей. Согласно
Бюджетному посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" в связи с тем, что
практика привлечения под государственные гарантии иностранных связанных
кредитов доказала свою неэффективность, в 2002 году привлечение новых