Расходы бюджета различных уровней
Российский Новый Университет
Нижегородский филиал
Курсовая работа
по учебной дисциплине:
Финансы.
Тема: Расходы бюджета различных уровней.
Выполнил:
Студент 3 курса группы Э-1-01
Цыбин С.В.
Проверил:
к.э.н. Е.А. Лазарева
Нижний Новгород 2004г
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ…………...…5
1. Классификация расходов бюджета РФ………………………..……7
А) функциональная;………………………………………………….………9
Б) экономическая;…………………………………………………….…..….11
В) ведомственная…………………………………………………….….……13
2. Расходы федерального бюджета……………………………………..14
3. Расходы бюджетов субъектов РФ………………………………...….17
4. Расходы местных бюджетов………………………...………………..21
Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного
бюджета РФ………………………………………………….………………..…26
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………...……26
2.2. Анализ расходов отдельного субъекта РФ………………………….30
2.3. Сравнительный анализ статей расходов РФ и США…………….32
Глава 3. Основные направления по эффективному
использованию средств государственного бюджета РФ.……….…..….…36
Заключение……………………………………………………………..……..37
Список литературы……………………………………………………....…..39
Приложение……………………………………………………...……….……40
Введение
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает
государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для
финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на
экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими
звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу
нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из
центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам
государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Как экономическая категория государственный бюджет РФ представляет
собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в
процессе образования, планового распределения и использования
государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные
отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами
по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных
ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного
управления, материального стимулирования.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной
реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой
образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов
бюджетов образует бюджетную систему государства.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и
включает в себя:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской
Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и
Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет
автономной Еврейской области);
- местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских,
районных, поселковых, сельских).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и
расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга
взаимосвязанных частей: доходной и расходной.
Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование
деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих
доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных
экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и
осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры
бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.
Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные
государством средства.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и
его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов,
каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и
количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить
экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных
расходов, количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с
выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические
отношения, на основе которых происходит процесс использования средств
централизованного фонда денежных средств государства по различным
направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство
учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру
расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то:
государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства,
общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер
государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Основные
статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание
правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура,
образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.
В данной работе рассматривается структура статей расходов бюджетов, их
классификации, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике
изменений расходных частей бюджетов в течение нескольких лет. Достаточно
важным представляется сравнительный анализ статей расходов бюджетов РФ и
США.
Глава 1. Экономическая сущность расходов государственного бюджета РФ
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти
затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит
процесс использования средств централизованного фонда денежных средств
государства по различным направлениям.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации
производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или
распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры
бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы
осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит
перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через
дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в
основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться
только бюджетные кредиты и ссуды.
Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего
главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального
эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности
использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных
средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема
средств. В случае необходимости дополнительного финансирования
бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать
дополнительные источники финансирования.
Целевой характер использования расходов предполагает использование
ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств
не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр
финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного
самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить
блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь
до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным
Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату
уже использованных средств.
Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении
средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом
ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на
основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом
утвержденных смет.
1. Классификация расходов государственного бюджета
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов
расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной
характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая
экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных
расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов
ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от
экономической ситуации и общественных приоритетах.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым
рядом факторов:
природой и функциями государства;
уровнем социально-экономического развития страны;
разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;
административно-территориальным устройством государства;
формами предоставления бюджетных средств и т.п.
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета
любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни
общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике
финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8