Расходы бюджета различных уровней

уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно

классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве,

общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,

целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на

расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы

(текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы,

расходы на пенсии и пособия и т.п.);

расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и

обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования

распределением денежных средств между материальным производством и

непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными

потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики

при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную

структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в

народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых

отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса.

Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного

характера, способны играть важную роль в государственном регулировании

экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка

бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые

государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все

расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

расходы на социально-культурные нужды;

военные расходы;

расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет

была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно

установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса

ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное

хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической

функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось

на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является

общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

- в производственной сфере подразделяются по отраслям народного

хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта,

связи и др.;

- в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности:

на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,

государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в

воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных

средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может

добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного

производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому

содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового

контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете

сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее

конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов

на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения,

дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям

непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии,

медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета

используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе

которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням

управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на

конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное

использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической

литературе можно встретить классификацию государственных расходов по

источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых

фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе

экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но,

как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по

другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому

назначению и др.)

А) Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной

классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования

расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает

направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в

том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых

организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на

финансирование осуществления отдельных государственных полномочий,

передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на

содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета

Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных

исследований.

Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов

формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы

власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ

являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на

государственное и местное управление, средств на выполнение функций

государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления

использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы,

конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление

деятельности государственных и местных органов власти в определенной

области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета

образует третий уровень функциональной классификации и отражает

финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности

главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов

функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов

расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации

расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов

бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов. (Функциональную

классификацию расходов государственного бюджета РФ см. в приложении 1.)

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды

Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и

референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего

Севера). Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы

местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов

бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая

общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

. средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими

и юридическими лицами по государственным или муниципальным

контрактам;

. трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования

обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций,

других социальных выплат, установленных законодательством

Российской Федерации, законодательством субъектов Российской

Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

. ассигнования на осуществление отдельных государственных

полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

. ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в

результате решений, принятых органами государственной власти,

приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению

бюджетных доходов;

. бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые

кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и

других обязательств);

. субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

. инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых

юридических лиц;

. бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других

уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным

внебюджетным фондам;

. кредиты иностранным государствам;

. средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том

числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетные организации расходуют бюджетные средства исключительно на:

. оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и

правовыми актами, регулирующие размер заработной платы

соответствующих категорий работников;

. перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные

фонды;

. трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными

законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми

актами органов местного самоуправления;

. командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

. оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или

муниципальным контрактам;

. оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными

сметами без заключения государственных или муниципальных

контрактов.

Б) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является

группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их

экономическому содержанию. Таблица 1.

Таблица 1. Экономическая классификация бюджетных расходов

|Текущие расходы |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты