Расходы бюджета различных уровней

прямых социальных обязательств, взятых на себя.

Глава 3. Основные направления по эффективному использованию средств

государственного бюджета РФ

Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции

совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу

концепции закладываются три основных блока задач:

- сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с

максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением

элементов казначейского метода исполнения бюджета;

- определить наиболее приемлемые для национальных и региональных

условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

- создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-

финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации

прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность

бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения

по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих

инфляционных условиях.

Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и

сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами

является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета.

Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских

учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных

для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых

за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым

и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

Заключение

По экономической сущности, государственный бюджет – это денежные

отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по

поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и

использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование

народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и

государственного управления.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать

финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального

развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента

государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и

социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют

одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и

включает в себя:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской

Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и

Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет

автономной Еврейской области);

- местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских,

районных, поселковых, сельских).

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для

деятельности соответствующих государственных, региональных или местных

органов.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга

взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения,

возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и

его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов,

каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и

количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить

экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных

расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие

потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное

воспроизводство и прирост запасов.

На величину и структуру расходов бюджетов всех уровней влияют множество

факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика

государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения,

размер государственного сектора в экономике, межбюджетные отношения и

многие другие факторы. Для разграничения расходов используются

функциональная, экономическая, ведомственная классификации, которые

основываются по целевым статьям, по экономическому содержанию, по

функциональному назначению.

Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении

социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей

стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли

расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное

изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.

Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые

отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение,

социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан

призвано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования,

ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и

государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль

федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это

объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с

внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных

преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень

социального обслуживания населения.

Тема данной работы – расходы государственного бюджета- остается весьма

актуальной. В экономической литературе эта проблема освещается довольно

подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, а

особенно о расходах бюджетов пишут много: круг авторов публикаций широк,

встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую

публику, так на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы. Основной

трудностью было систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, и дать по

возможности точные данные, поднять проблемы расходов госбюджета за

несколько лет и выявить перспективы.

Список использованной литературы.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля

1998 г. № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. №

116-ФЗ)

2. Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2002 год".

3. Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2003 год"

4. Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2004 год".

5. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин,

И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2001.

6. Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.:

ЮНИТИ, 1999.

7. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.:

ЮНИТИ, 2000.

8. Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2002.

9. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2002.

10. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.:

Финансы, ЮНИТИ, 2002г.

11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред.

проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

12. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

13. Экономическая теория/ Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Юристъ, 2000.

14. www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ

15. www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»

16. www.cbr.ru –официальный сайт Центрального Банка РФ.

17. www.csr.ru - официальный сайт Центра стратегических разработок

18. www.gks.ru - официальный сайт Госкомстата РФ

19. www.government.nnov.ru– официальный сайт администрации Нижегородской

области

20. www.umns.nnov.ru –Управление МНС по налогам и сборам Нижегородской

области

Приложение 1.

Распределение расходов федерального бюджета на 2004 год по разделам и

подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ (тыс. руб.)

|Наименование |Сумма |

| | |

|В С Е Г О |2 659 447 000,0 |

|ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ | |

| | |

| |76 967 150,3 |

|Функционирование главы государства - Президента |4 928 163,0 |

|Российской Федерации | |

|Функционирование законодательных (представительных) | |

|органов государственной власти |3 901 512,7 |

|Функционирование исполнительных органов государственной |66 340 514,4 |

|власти | |

|Прочие расходы на общегосударственное управление |1 796 960,2 |

|СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ | |

| | |

| |33 250 793,1 |

|Федеральная судебная система |33 250 793,1 |

|МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |45 085 221,9 |

|Международное сотрудничество |35 614 470,8 |

|Реализация межгосударственных договоров в рамках | |

|Содружества Независимых Государств |1 291 046,2 |

|Международные культурные, научные и информационные связи|1 727 669,7 |

|Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам |186 587,9 |

|Реализация международных обязательств в сфере | |

|военно-технического сотрудничества |6 265 447,3 |

|НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | |

| | |

| |411 472 653,4 |

|Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской |389 401 614,2 |

|Федерации | |

|Военная программа Министерства Российской Федерации по |16 826 410,0 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты