Шпоры по Финансовому праву РФ

13. Понятие и предмет бюджетного права, его источники.

В связи с функционированием государственных и местных бюджетов

возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым

подразделением финансового права – бюджетным правом.

Бюджетное право – центральный раздел особенной части финансового

права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что

обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей

ролью. БП – это раздел финансового права, состоящий из юридических норм,

регулирующий общественные отношения, которые возникают в связи с

образованием, распределением и использованием денежных фондов,

сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

Бюджетное право отличается от других институтов финансового права

своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует.

Специфика состоит в том, что: а) бюджетное право регулирует отношения РФ,

её Субъектов и МО, и соответствующих представительных и исполнительных

органов.

Б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и

использованием денежных фондов государства (в том числе Субъектов) и МО,

имеющих общее значение для соответствующей территории.

Т.о. бюджетное право регулирует –

- бюджетное устройство РФ;

- структуру доходов и расходов бюджетной системы;

- компетенцию РФ, Субъектов и МО в области бюджета;

- бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а

также отчетности об исполнении бюджета.

Источники БП – Конституция РФ (ст.ст. 71, 72), закон РФ «об основах

бюджетного устройства и бюджетного процесса», ФЗ «об общих принципах

организации МСУ в РФ», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ,

правовые акты Министерства финансов РФ, а также Бюджетный кодекс РФ,

принятый 31 июля 1998г. и введенный в действие с 1 января 2000г.

Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетных правоотношений.

Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и

выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками

бюджетных правоотношений.

Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их

содержания и субъективного состава:

а) они возникают в связи с образованием, распределением и

использованием централизованного государственного или муниципального

денежного фонда соответствующей территории.

Б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены

формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана

государства.

В) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства,

государственные или МО, или соответствующие органы государственной власти и

МСУ, представляющие их интересы.

Бюджетные правоотношения как и нормы бюджетного права могут быть

процессуальными и материальными.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

1) государство и его территориальные подразделения (все субъекты и т.д.);

2) органы государственной власти и МСУ (представительные, исполнительные).

14. Бюджетное устройство в Российской Федерации

Согласно БК РФ под бюджетным устройством понимается организация бюджетной

системы и принципы ее построения. Как видно из определения, бюджетное

устройство включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему;

б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого

государства определяется государственным и административно-территориальным

устройством (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном

государствах оно будет разным.

Россия является федеративным государством. В связи с разграничением

компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает

необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее

субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках

субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.

БК РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических

отношениях и юридических нормах совокупность республиканского

(федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ,

бюджетов национально-государственных и административно-территориальных

образований Российской Федерации.

Исходя из особенностей государственного и административно-территориального

устройства (деления) Российской Федерации, ее бюджетная система

представлена следующими видами бюджетов:

1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);

2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские

бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев

3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в

городах.)

Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации

являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к

ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и

самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой;

едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ;

единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и

т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и

бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных

бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами

бюджетного процесса и единством денежной системы.

Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается двумя моментами:

полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода,

включаемых в бюджеты, и расходов, относимых на соответствующий бюджет.

Полнота структуры бюджетной системы показывает, насколько обоснованным

является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на

данном этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она

соответствует государственному и административному устройству (делению)

Российской Федерации как основному критерию своего обоснования.

Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему

практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории

Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от

других денежных фондов.

Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечиваться реальными

поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в

законодательном порядке определяются конкретные источники доходив,

включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и

заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление

должно гарантироваться государством.

Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в законодательстве,

обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять

направления их использования и расходования.

Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых,

открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов

исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего

общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.

17. Понятие и принципы бюджетного процесса

Особенность бюджетов всех уровней — последовательное прохождение

постоянно возобновляюцц1хся одних и тех же стадий их формирования и

исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт,

издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение

определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят

новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени.

Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление

бюджетов, их рассмотрение и утверждение.

Исполнение бюджетов — это четвертая стадия прохождения бюджетов в их

периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов

является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ,

однако главными актами, регулирующими порядок формирования и исполнения

бюджетов на территории России, явл. БК. Кроме того, этот порядок в

определенной мере регулируется Законом «О Совете Министров — Правительстве

РФ», Регламентами обеих палат Федерального Собрания РФ и некоторыми другими

правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне.

На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного

самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок

формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

Деятельность по формированию и исполнению бюджетов представляет собой

бюджетный процесс, понятие которого дается в БК. Бюджетный процесс — это

регламентируемая законом деятельность органов государственной и местной

власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению

соответствующих бюджетов.

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации

от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении

занимает период более трех лет. Срок действия утвержденного бюджета

называется бюджетным годом, в нашей стране он определен в 12 месяцев и

совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного

устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности

всех бюджетов (см. 12).

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие

принципы. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на

принципе разграничения компетенции между органами представительной и

исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и

исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а

рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов —к функциям

органов представительной власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип

специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов

бюджетной системы по источникам, а расходов — по целевому их направлению.

Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную

классификацию — систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов

по однородным признакам. Бюджетная классификация имеет важное организующее

и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую

организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов

всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и

полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому

назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные

бюджеты соответствующих территорий; облегчает экономический анализ

бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации

выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты