13. Понятие и предмет бюджетного права, его источники.
В связи с функционированием государственных и местных бюджетов
возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым
подразделением финансового права – бюджетным правом.
Бюджетное право – центральный раздел особенной части финансового
права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что
обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей
ролью. БП – это раздел финансового права, состоящий из юридических норм,
регулирующий общественные отношения, которые возникают в связи с
образованием, распределением и использованием денежных фондов,
сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.
Бюджетное право отличается от других институтов финансового права
своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует.
Специфика состоит в том, что: а) бюджетное право регулирует отношения РФ,
её Субъектов и МО, и соответствующих представительных и исполнительных
органов.
Б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и
использованием денежных фондов государства (в том числе Субъектов) и МО,
имеющих общее значение для соответствующей территории.
Т.о. бюджетное право регулирует –
- бюджетное устройство РФ;
- структуру доходов и расходов бюджетной системы;
- компетенцию РФ, Субъектов и МО в области бюджета;
- бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а
также отчетности об исполнении бюджета.
Источники БП – Конституция РФ (ст.ст. 71, 72), закон РФ «об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса», ФЗ «об общих принципах
организации МСУ в РФ», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ,
правовые акты Министерства финансов РФ, а также Бюджетный кодекс РФ,
принятый 31 июля 1998г. и введенный в действие с 1 января 2000г.
Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетных правоотношений.
Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и
выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками
бюджетных правоотношений.
Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их
содержания и субъективного состава:
а) они возникают в связи с образованием, распределением и
использованием централизованного государственного или муниципального
денежного фонда соответствующей территории.
Б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены
формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана
государства.
В) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства,
государственные или МО, или соответствующие органы государственной власти и
МСУ, представляющие их интересы.
Бюджетные правоотношения как и нормы бюджетного права могут быть
процессуальными и материальными.
В круг субъектов бюджетного права РФ входят:
1) государство и его территориальные подразделения (все субъекты и т.д.);
2) органы государственной власти и МСУ (представительные, исполнительные).
14. Бюджетное устройство в Российской Федерации
Согласно БК РФ под бюджетным устройством понимается организация бюджетной
системы и принципы ее построения. Как видно из определения, бюджетное
устройство включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему;
б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого
государства определяется государственным и административно-территориальным
устройством (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном
государствах оно будет разным.
Россия является федеративным государством. В связи с разграничением
компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает
необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее
субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках
субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.
БК РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических
отношениях и юридических нормах совокупность республиканского
(федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ,
бюджетов национально-государственных и административно-территориальных
образований Российской Федерации.
Исходя из особенностей государственного и административно-территориального
устройства (деления) Российской Федерации, ее бюджетная система
представлена следующими видами бюджетов:
1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);
2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские
бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев
3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в
городах.)
Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации
являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к
ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и
самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой;
едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ;
единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и
т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и
бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных
бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами
бюджетного процесса и единством денежной системы.
Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается двумя моментами:
полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода,
включаемых в бюджеты, и расходов, относимых на соответствующий бюджет.
Полнота структуры бюджетной системы показывает, насколько обоснованным
является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на
данном этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она
соответствует государственному и административному устройству (делению)
Российской Федерации как основному критерию своего обоснования.
Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему
практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории
Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от
других денежных фондов.
Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечиваться реальными
поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в
законодательном порядке определяются конкретные источники доходив,
включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и
заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление
должно гарантироваться государством.
Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в законодательстве,
обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять
направления их использования и расходования.
Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых,
открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов
исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего
общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.
17. Понятие и принципы бюджетного процесса
Особенность бюджетов всех уровней — последовательное прохождение
постоянно возобновляюцц1хся одних и тех же стадий их формирования и
исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт,
издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение
определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят
новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени.
Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление
бюджетов, их рассмотрение и утверждение.
Исполнение бюджетов — это четвертая стадия прохождения бюджетов в их
периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов
является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.
Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ,
однако главными актами, регулирующими порядок формирования и исполнения
бюджетов на территории России, явл. БК. Кроме того, этот порядок в
определенной мере регулируется Законом «О Совете Министров — Правительстве
РФ», Регламентами обеих палат Федерального Собрания РФ и некоторыми другими
правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне.
На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного
самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок
формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
Деятельность по формированию и исполнению бюджетов представляет собой
бюджетный процесс, понятие которого дается в БК. Бюджетный процесс — это
регламентируемая законом деятельность органов государственной и местной
власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению
соответствующих бюджетов.
Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации
от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении
занимает период более трех лет. Срок действия утвержденного бюджета
называется бюджетным годом, в нашей стране он определен в 12 месяцев и
совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного
устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов (см. 12).
Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие
принципы. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на
принципе разграничения компетенции между органами представительной и
исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и
исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а
рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов —к функциям
органов представительной власти.
Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип
специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов
бюджетной системы по источникам, а расходов — по целевому их направлению.
Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную
классификацию — систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов
по однородным признакам. Бюджетная классификация имеет важное организующее
и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую
организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов
всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и
полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому
назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные
бюджеты соответствующих территорий; облегчает экономический анализ
бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации
выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10