использованием единого счета и управления этим счетом.
Кассовое исполнение фед. бюд-та Р.Ф.возлагается на Федеральное
казначейство.
Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении
бюджета в исполнительном органе субъекта Р.Ф. или местного самоуправления
может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета,
осуществляемый органами Мин.Фин. Р.Ф.согласно заключенным соглашениям между
исполнительным органом субъекта Р.Ф. или местного самоуправления и Мин.
Фин. Р.Ф.. Орган представительной власти принимает решение по отчету об
исполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующего
контрольно-счетного органа После утверждения отчетов об исполнении бюджетов
исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.
21. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых
государственных и местных фондов
Целевые государственные и местные фонды денежных средств появились в
финансовой системе России недавно. Первоначально они создавались
преимущественно как государственные внебюджетные фонды. Создание
внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе
первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие.
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и
целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный
бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно
последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические
программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не
закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные
программы, как правило, оказываются урезанными.
Практически определились три вида целевых фондов: 1) государственные и
местные внебюджетные фонды денежных средств; 2) целевые бюджетные фонды
денежных средств; 3) государственные целевые фонды Правительства РФ.
Целевые государственные и местные фонды денежных средств характеризуют
следующие отличительные особенности: фонды создаются компетентными органами
со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;
правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое
утверждается компетентным органом.
Государственные и местные внебюджетные фонды могут быть классифицированы
по различным основаниям: по целевому назначению, по способу образования, по
уровню управления фондом, по юридической природе. В зависимости от целевого
назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. К
числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд
занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования, фонд социального страхования РФ. Остальные
внебюджетные фонды в основном могут быть отнесены к экономическим. По
способу образования целевые государственные фонды подразделяются на те,
которые выделены в составе бюджетов, и те, которые имеют самостоятельное
управление.
В зависимости от уровня управления целевые фонды подразделяются на
федеральные и региональные. Многие целевые фонды являются одновременно и
федеральными, и региональными. Это обусловлено тем, что многие внебюджетные
фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характеризуются
выделением части, передаваемой в распоряжение территориальных властных
структур.
Правовой режим целевых государственных и местных фондов денежных средств
определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе
Законы Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных органов государственной власти республик в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления», «О дорожных фондах в РФ»°, «О занятости населения в РФ»",
«О медицинском страховании граждан в Рф», о федеральном бюджете на
конкретный год. В них определены порядок формирования и использования
целевых государственных и местных фондов денежных средств, порядок
утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов и отчетов об их
исполнении.
26. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации.
Государственный внутренний долг
Для привлечения денежных средств в распоряжение государства, помимо
других способов, применяется государственный кредит (от лат. ссуда).
Кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок
на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование
кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.
Кредит имеет несколько видов (форм)'. Одним из основных видов кредита,
является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный
финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных
финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.
Государственный кредит как экономическая категория — это система денежных
отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных
началах для временного использования свободных денежных средств юридических
и физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита
заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и
физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности
используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его
на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита
бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями
народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами,
имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его
граждан.
С правовой точки зрения государственный кредит — это урегулированные
правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных
денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности,
срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и
регулирования денежного обращения.
В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту
формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения
представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным
долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации
закреплены в различных нормативных актах, основным среди которых является
Закон Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской
Федерации». Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г.
. Формы государственного внутреннего долга
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в
следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О Государственном
внутреннем долге РФ»:
1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства
Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых
посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) долговые
обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской
Федерации.
Использование такой формы государственных долговых обязательств, как
кредиты Правительства Российской Федерации, обусловлено недостаточностью
бюджетных средств.
Государственные займы — вторая основная форма государственного долга,
названная в Законе «О государственном внутреннем долге». Государственные
займы представляют собой кредитные отношения между государством (как
правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые
оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных
ценных бумаг. Порядок выпуска государственных займов Российской Федерации,
как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе
федерального закона. Принцип добровольности размещения государственных
займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ).
В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные
бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные
облигации и другие.
В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется
государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все
задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.
30. Налоги, их понятие и роль
Налоговое право как один из разделов финансового права становится
крупнейшей составной частью этой отрасли права с перспективой дальнейшего
развития.
Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с
появлением государства и использовались им как основной~йсточник_средств
для содержания органов госу-дарственной власти и материального обеспечения
выполнения ими своих функций. Современные государства для пополнения своей
казшЛ ис-пользуют и другие виды_поступлен11и_и_платежеи. Но^а первое место
среди них по своему значению и объему выступают налоги.
Налоги — это обязательные и по юридической форме индивидуально
безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами
государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему
(или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с определением их
размеров и сроков уплаты. Какова же роль налогов в обществе и государстве?
Основная роль налогов —фискальная (от лат. fiscus —государственная казна),
соответственно чему они используются как источник доходов государственной
казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.
Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию
социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При
умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в
системе социального управления. (регулирования производства, регулирование
потребления, регулирования доходов населения). Помимо рассмотренных функций
налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны'
государ-сТВУ^проводится контроль за финансово-хозяйственной дея-тельностью
предприятий, организаций, учреждений, за получе-ниемдоходов_гражданами^
источниками дтиу доходов, за ис-пользованием имущества, в том числе земли.
" Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить
успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом
воздействия на экономику страны
Основные новшества в этой области заключаются в следующем.
1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной
казны. Более 80% доходов бюджетной системы обставляют налоговые платежи.
Примрнявшиеся ранее в отно-шений' к 'государственным предприятиям различные
платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10