Страхование как вид финансовой деятельности

обстановке сложных социально-экономических проблем. Развитие экономики

России ставило проблему создания крупных страховых предприятий. Это

вызвано тем, что страхование по своей экономической сущности призвано

обеспечить страховой защитой от многочисленных рисков в экономической

деятельности общества, а также защитой жизни, здоровья конкретного

человека. Кроме того, страхование должно быть источником формирования и

использования временно свободных финансовых ресурсов страховых компаний для

инвестирования их в экономику.

Современное состояние страхового рынка России можно определить с

помощью следующих характеристик. Во – первых, это абсолютные показатели

объемов страховой премии и страховых выплат, число страховых компаний, их

совокупные активы и т.д., а также структура совокупной страховой премии

(диаграмма 1).

В абсолютном выражении это будет выглядеть так: за 9 месяцев 1998г.

российские страховщики собрали 27,68 млрд. руб. На долю личного страхования

пришлось около 10,85 млрд. руб., страхования имущества юридических и

физических лиц – 5,82 млрд. руб., страхования ответственности – 0,9 млрд.

руб., обязательного страхования – 10,1 млрд. руб.

За указанный период общий объем выплат национальных страховых компаний

по всем видам страхования составил 21,2 млрд. руб., из которых на долю

личного страхования приходится 9,4 млрд. руб., страхования юридических и

физических лиц – 2,39 млрд. По обязательным видам страхования выплаты

составили 9,26 млрд. руб[5].

Совокупные страховые резервы российских страховщиков, предназначенные

для исполнения предстоящих выплат и являющиеся инвестиционными ресурсами, в

1997 году оценивались в размере около 10 трлн. руб.

Важнейшим количественным показателем является число страховых компаний.

Сегодня российский рынок характеризуется резким сокращением их числа. В

1996 году их было около 2000. По данным Департамента страхового надзора МФ

РФ за 1997 год с рынка ушло более 500 отечественных страховых компаний, в

первом полугодии 1998г. – еще 207, появилось же всего 200 новых. Число

страховых компаний сокращается за счет мелких организаций, не располагающих

достаточными ресурсами. На 1 января 1998г. официально зарегистрированных

страховым надзором страховых организаций насчитывалось 2334 и 209 страховых

брокеров. На 1 июля 1998г. в Государственном реестре числилось 2144

страховых организаций. Из них полугодовую отчетность представили 1470.

На 1 апреля 1998г. только 668 страховых компаний из их общего числа,

или 27,5 имели уставный капитал свыше 1 млн. руб., размеры уставного

капитала, соответствующего требованиям Федерального закона – только 150

компаний.

Получается, что подавляющее число страховых компаний должны были

увеличить уставные капиталы в несколько раз.

Во-вторых, важное значение для оценки страхового рынка имеют

относительные показатели. Прежде всего, это такой показатель, как отношение

совокупной страховой премии к ВВП. В развитых странах доля совокупной

страховой премии в ВВП составляет 8-10%. В России эта величина составляет

около 1,5%, а по добровольным видам страхования – менее 0,8%.

Если же говорить о расходах граждан на страхование, то австралийцы, к

примеру, тратят на страхование около 10% своих доходов, американцы – более

15%. Россиянин в среднем тратит на добровольное страхование около 50 руб. в

год, то есть около 2 дол. США. В развитых странах этот показатель

составляет от 500 до 2500 долл. (табл. 1).

Говоря о качественных параметрах страхового рынка, хочется отметить

следующее.

Известно: в рыночной системе хозяйствующие субъекты сами решают

основные вопросы: что, для кого и как производить. При этом любой субъект

хозяйствования сам отвечает за сохранность своего имущества и организует

бизнес на свой страх и риск. Рыночному способу ведения хозяйства

соответствует и рыночная система защиты интересов предпринимателя.

Любой вид предпринимательской деятельности всегда связан с

непредвиденными обстоятельствами, которые могут привести к авариям и

катастрофам. По мере развития производства непрерывно растет доля затрат на

обеспечение его безопасности и достижения приемлемого уровня риска. Однако

при этом всегда имеется остаточный риск взрыва, пожара, гибели имущества,

неполучения прибыли, наносящих убытки предприятию и нарушающих его

производственный цикл. При этом убытки предприятия связаны не только с

потерей имущества, сырья и материалов. Для восстановления производства

необходимы дополнительные транспортные расходы, появляются затраты,

связанные с перерывом в работе, возникают убытки из-за нарушения деловых

взаимоотношений.

Складывающаяся десятилетиями практика не могла не отразиться в сознании

многих руководителей предприятий , которые и сегодня , организуя свой

бизнес, уделяют недостаточно внимания вопросам страхования. Отсюда

неслучайно, что только около 10% хозяйствующих субъектов застраховано,

хотя, по данным МЧС, ущерб в 1996г. в результате природных и техногенных

катастроф составил около 80 трлн. руб. В этом же году произошло около 151

тыс. пожаров, при этом материальный ущерб достиг 1 трлн. руб.

Во-вторых, сегодня российские страховщики предоставляют клиентам не

более 30-40% страховых продуктов, в то время как в развитых странах

перечень страховых услуг насчитывает более 300 разнообразных видов.

В-третьих, совершенно неразвитой является и инфраструктура страхового

рынка, включающая в себя страховых брокеров и агентов, сюрвейерские фирмы,

оценщиков, экспертов, актуариев, систему подготовки страховых кадров и т.д.

В-четвертых, в развитии рынка наблюдается большая диспропорция по

регионам. Из 1893 учтенных Госкомстатом России за 1997 г. страховых

организаций, осуществляющих страховую деятельность, в Москве работали 492,

или 26% от их общего числа. Страховыми компаниями Москвы за прошедший год

собрано по всем видам страхования 16 трлн. руб., или 44% суммарной

страховой премии в целом по России.

К районам с относительно развитым страхованием можно отнести также

Санкт-Петербург, Кемеровскую, Свердловскую, Тюменскую и Московскую области,

Татарию и Краснодарский край. В целом на крупные центры приходится более

60% совокупной страховой премии[6].

В Дальневосточном же регионе страховую деятельность осуществляли всего

83 страховые организации, а сумма собранной ими премии составила 1 трлн.

248,3 млрд. руб., или 3,4%.

В-пятых, на состояние страхового рынка негативное влияние оказывают:

нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации в

стране, отсутствие четкой государственной политики в области страхования;

российский менталитет («авось») и, как производное, отсутствие привычки

страховаться у большинства населения и т.д.

1.5. Сущность и роль конкуренции на страховом рынке.

Конкуренция в страховании – это соперничество страховых компаний за

привлечение страхователей, выгодное инвестирование накопленных денежных

средств страховых фондов с целью достижения высоких конечных результатов.

Конкуренция – это непременная предпосылка развития страхового дела,

расширения страховых услуг и повышения их качества. Конкуренция – это

неотъемлемая часть развитого страхового рынка в условиях рыночной

экономики.

Базирующаяся на основе стоимости и конкуренции рыночная экономика по

своей природе должна отторгать монополизм. Не имеющий конкурентов

страховщик стремится реализовать прежде всего свои экономические интересы,

а не интересы страхователей.

В странах с развитой экономикой безопасной в отношении монополизации

считается такая ситуация, при которой в отрасли действует 10 и более

конкурентов, причем доля одного (крупнейшего) не должна превышать 31% от

общего объема продаж страховых услуг, двух – 44%, трех – 54% и четырех –

64%. При нарушении этого государство вводит экономические санкции[7].

Конкуренция возникает на основе преодоления монополии государства в

проведении страхования. Но это не означает ликвидации государственных

страховых организаций, но они не должны утверждать себя с равноправном

соперничестве с АО, корпоративными обществами и ОВС. Именно при таких

условиях конкуренция более действенная, так как у страхователей должна быть

возможность выбора.

Конкуренция относится к проведению добровольных видов страхования. Она

предполагает создание страхователям возможностей для заключения договоров

имущественного и личного страхования на условиях, наиболее полно отвечающих

их интересам.

Конкуренция побуждает страховые компании разрабатывать и внедрять новые

виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент

услуг, ориентированных на интересы конкретных социально-экономических групп

населения, а также предприятий, базирующихся на различных формах

собственности.

При проведении одинаковых видов страхования конкуренция выражается в

создании удобных форм заключения договоров и уплаты страховых взносов,

снижения тарифных ставок, быстрой работе, оперативной выплате страховочных

сумм. Отсюда следует, что конкуренция возможна даже при проведении

обязательных видов страхования.

Существует ценовая и неценовая конкуренция.

В основе ценовой конкуренции – тарифная ставка, по которой заключаются

договора. Такой способ конкурентной борьбы применим для страховщиков –

аутсайдеров, которые не в состоянии бороться с более крупными и успешными

компаниями.

Неценовая конкуренция – выдвигается на первый план дополнительные

сервисные услуги (преимущественное право приобретения акций страховой

компании, бесплатные юридические консультации и др.) Сильное орудие

неценовой конкуренции – реклама. Цель рекламы – способствовать заключению

новых и возобновление ранее действовавших договоров страхования. С ее

помощью страховая компания стремится создать престижный имидж своей

организации в глазах страхователей.

Реклама может не ограничиваться сообщением о видах страхования, порядке

заключения договоров, выплате страховочной суммы. В ней также должна

содержаться информация о страховой организации, ее уставном капитале,

акционерах, активах и пассивах баланса. Только при таких условиях у

страховщиков будет реальная возможность решить вопрос о том, какой

страховой компании доверить средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты