Сущность функции и виды денег

В Европе появление бумажных денег связывают обычно с опытом Франции

1716-1720гг. Эмиссия бумажных денег, проведенная банком Джона Ло,

окончилась неудачей. В России эмиссия бумажных денег - ассигнаций впервые

началась в 1769г. Предполагалось, что как и в других странах, рискнувших

ввести бумажные деньги, их можно будет при желании обменять на серебро или

золото. Но все оказалось иначе. Уже к концу века излишек ассигнаций

заставил приостановить размен, курс ассигнационного рубля, естественно,

начал падать, а товарные цены расти. Деньги делились на “плохие” и

“хорошие”. По закону Томаса Грехэма, плохие деньги вытесняют хорошие. Закон

гласит, из обращения исчезают деньги, рыночная стоимость которых по

отношению к плохим деньгам и официально установленному курсу повышается.

Они просто припрятываются - дома, в банковских сейфах. В XX в.

исполнителями роли “плохих” денег выступали банкноты, вытеснявшие из

обращения золото.

Со времени первой мировой войны, тенденция к прекращению размена

банкнот на золото распространяется повсеместно. Перед центральными банками

встала задача неусыпного контроля за денежным обращением. На самом деле,

бумажные деньги сами по себе полезной ценности не имеют. Бумажные деньги -

символы, знаки стоимости. Почему же тогда произошел повсеместный и в

последствии закрепившийся отход от золота? Ведь кроме войн и других

бедствий, кроме издержавшихся владык и услужливых банкиров, должны

существовать объективные причины. Самое простое объяснение: бумажные деньги

удобны в обращении, их легко носить с собой. Неплохо вспомнить слова

великого англичанина Адама Смита, который говорил, что бумажные деньги

должны рассматриваться в качестве более дешевого орудия обращения.

Действительно, в обороте монеты стираются, часть благородного металла

пропадает. К тому же, возрастают потребности в золоте у промышленности,

медицины, потребительской сферы. И главное - товарооборот в масштабах,

исчисляемых триллионами долларов, марок, рублей, франков и других денежных

единиц, золоту просто не под силу обслужить. Переход к бумажно-денежному

обращению резко расширил рамки товарного обмена.

Важным открытием в исследовании природы денег стало доказательство их

товарного происхождения. На протяжении истории развития товарного обмена и

товарного производства четыре формы стоимости сменяли друг друга:

1.1. Простая, или случайная, форма стоимости соответствовала ранней

ступени обмена между общинами, когда он имел случайный характер: один товар

выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему товаре. Маркс писал,

что эта форма не так проста, как кажется на первый взгляд, поскольку уже

здесь имеются два полюса выражения стоимости товара. На первом — товар,

выражающий свою стоимость, товар, играющий активную роль (относительная

форма стоимости); на втором полюсе — товар, который служит материалом для

выражения стоимости первого товара. Он играет пассивную роль и находится в

эквивалентной форме. Таким образом, относительная и эквивалентная формы —

два полюса выражения стоимости товара.

Эквивалентная форма стоимости имеет ряд особенностей:

• потребительная стоимость товара-эквивалента служит формой проявления

своей противоположности — стоимости товара;

• конкретный труд, содержащийся в товаре — эквиваленте, служит формой

проявления своей противоположности — абстрактного труда;

• частный труд, затраченный на производство товара-эквивалента, служит

формой проявления своей противоположности — непосредственно общественного

труда.

1.2. Полная, или развернутая, форма стоимости связана с развитием обмена,

вызванного первым крупным общественным разделением общественного труда —

выделением скотоводческих и земледельческих племен. В связи с этим в обмен

многочисленные предметы общественного труда, а каждый товар, который

находится в относительной форме противостоит множеству товаров-

эквивалентов. Существенный недостаток данной формы стоимости состоит в том,

что в связи с множеством товаров-эквивалентов стоимость каждого товара не

получает законченного выражения.

1.3. Всеобщая форма стоимости. Дальнейшее развитие товарного производства

и обмена привело к выделению из товарного мира отдельных товаров, играющих

на местных рынках роль главных предметов обмена (соль, меха, скот и др.).

Особенность этой формы стоимости заключается в том, что роль эквивалента не

закрепилась еще ни за одним товаром, и в разное время ее попеременно

выполняли различные товары.

1.4. Денежная форма стоимости характеризуется выделением в результате

дальнейшего обмена одного товара на роль всеобщего эквивалента. Такая роль

с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными

металлами – золотом и серебром — в силу их естественных свойств

(качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость,

портативность). С этого времени весь товарный мир разделился на две части:

на «товарную чернь» и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, —

деньги.

Таким образом, сущность денег заключается в том, что это — специфический

товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция

всеобщего эквивалента.

Сущность денег выражается в единстве трех свойств:

• всеобщей непосредственной обмениваемости;

• кристаллизации меновой стоимости;

• материализации всеобщего рабочего времени.

Следовательно, деньги, возникшие из разрешения противоречий товара,

являются не техническим средством, а отражают глубокие общественные

отношения.

II. Виды денег

В своей эволюции деньги выступают в виде металлических (медных,

серебряных и золотых), бумажных, кредитных и нового вида кредитных денег –

электронных денег.

2.1. Бумажные деньги. Они являются знаками, представителями полноценных

денег. Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения и

появились в обороте как заместители ранее находившихся в обращении

серебряных или золотых монет. Это превращение представляет собой длинный

исторический процесс, который охватывает следующие этапы:

I этап – стирание монет, в результате чего полноценная монета

превращается в знак стоимости;

II этап – сознательная порча металлических монет государственной властью,

т.е. снижение металлического содержания монет с целью получения

дополнительного дохода в казну;

Ш этап – выпуск казначейских бумажных денег с принудительным курсом с

целью получения эмиссионного дохода.

Сущность бумажных денег (казначейских билетов) заключается в том, что это

– денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не

разменные на металл, наделённые государством принудительным курсом.

Следовательно, особенность бумажных денег состоит в том, что они, будучи

лишёнными самостоятельной стоимости, снабжаются государством принудительным

курсом, а потому приобретают представительную стоимость в обращении,

выполняя роль покупательного и платёжного средства.

Бумажные деньги непригодны к выполнению функции сокровища, и излишек их

не может сам уйти из обращения. Попав в обращение, бумажные деньги

застревают в каналах обращения, переполняют их и обесцениваются.

Следовательно, неустойчивость присуща бумажным деньгам по самой их природе.

Таким образом, особенностями бумажных денег является их неустойчивость и

обесценение, которые могут быть вызваны следующими причинами:

. избыточный выпуск в обращение;

. упадок доверия к правительству, которое выпустило деньги;

. неблагоприятный платёжный баланс.

Наиболее типичным является инфляционное обесценение бумажных денег,

обусловленное их чрезмерной эмиссией. Однако обесценение бумажных денег

может быть связанно с угрозой свержения государственной власти и утратой

населения доверия к ней, а также с не благоприятным платёжным балансом и

падением курса национальной валюты.

2.2. Кредитные деньги. Расширение коммерческого и банковского кредита

в хозяйстве в условиях, когда товарные отношения приобрели всеобъемлющий

характер, привело к тому, что всеобщим товаром контрактов становятся

кредитные деньги, которые принадлежат к высшей сфере общественно-

экономического процесса и управляются совершенно другими законами.

Непосредственная форма товарного обращения есть Т–Д–Т, т.е.

превращение товара в деньги и обратное превращение денег в товар. Для

обращения товаров из их среды выделяется специфический товар, наделяемый

денежными функциями. В условиях развитого капиталистического производства,

когда повсеместным становится не обращение товара, а обращение капитала,

последний также выделяет из своей среды часть капитала, которой придаются

денежные функции.

При простом товарном производстве обращение отделено от производства, и

товары находят общественное признание лишь благодаря превращению их в

деньги. При капиталистическом производстве, которое характеризуется

формулой Д—Т—Д', обращение — лишь один из моментов производства. Товару в

данном случае нет необходимости получать общественное признание только

через деньги. Он находит его в самом процессе производства, выступая как

капитал, являющийся общественным отношением. Деньги выражают здесь

общественную связь, которая сложилась прежде, чем они начали

функционировать.

По мере развития обращения денежная форма становится все более

мимолетной. Одновременно товары все в большей степени получают общественное

признание не столько через деньги, сколько непосредственно в процессе

производства. Поэтому заключающееся в них рабочее время уже в процессе

производства начинает выступать как общественно необходимое, вследствие

чего товары оказываются способными соотноситься друг с другом уже на этой

ступени, а не после предварительного их приравнивания к денежному товару в

обращении. Таким образом, кредитные деньги возникают тогда, когда капитал

овладевает самим производством и придает ему совершенно другую, чем раньше,

измененную и специфическую форму. Они вырастают не из обращения, как товар-

деньги в докапиталистической формации, а из производства, из кругооборота

капитала.

Поскольку основным объектом меновых отношений при капитализме становится

не товар, как таковой, а товарный капитал, то роль денег выполняет не

денежный товар, а денежный капитал. Следовательно, не деньги выступают в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты