всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров
воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают
государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников
общественной системы.
Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с
установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих
максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-,
так и на микроуровне.
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы
регулирования.
Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью
взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения
повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в
централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов
государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за
нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов
субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное
налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные
налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и
льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий,
нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных
фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических
действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его
показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных
источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного
вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер,
разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и
преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с
помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание
оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с
целью решения вновь возникающих задач.
Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой
системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов
власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых
служб предприятий.
Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий
управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием
эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции
финансов, представляет собой совокупность действий и операций за
соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой
дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на
макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности
финансово-хозяйственных операций.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения,
перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых
ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех
звеньях хозяйства.
Финансовый контроль включает:
- проверку соблюдения экономических законов (оптимальности
распределения и перераспределения национального дохода);
- составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых
ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
- налоговый контроль.
Финансовый контроль преследует следующие задачи:
- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых
ресурсах и размерами денежных фондов;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых
обязательств перед государственным бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых
ресурсов.
Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень
организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового.
Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и
эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и
видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый
контроль, различают следующие его виды:
. общегосударственный контроль, проводится органами государственной
власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по
поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
. ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными
управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает
деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
. внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и
финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля –
хозяйственная и финансовая деятельность;
. общественный контроль осуществляют неправительственные
организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
. независимый контроль проводится специальными органами:
аудиторскими фирмами и другими службами.
К методам финансового контроля относятся:
- Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной
деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.
В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и
намечаются мероприятия по их устранению.
- Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий,
организаций и учреждений.
- Надзор проводится контролирующими органами за экономическими
субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой
деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль
за соблюдением нормативов и правил.
- Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет
целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и
бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов
хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования
возможностей их эффективного использования.
- Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля,
представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-
хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Ревизия проводится для установления целесообразности,
обоснованности, экономической эффективности совершенных
хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины,
достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для
выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого
объекта.
Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные
органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые
организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы
предприятий, организаций и учреждений.
Государственные органы управления финансами.
18 Высшие органы государтвенной власти управления финансами.
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о
положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики
государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики
государства на данный период. Это во многом определяет финансовую
деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так
с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его
предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том
числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент
представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в
Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для
исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом
государственного управления финансами.
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает
федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального
бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного,
таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению
Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о
выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и
другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет
федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения
Правительства РФ.
Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального
бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя
Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от
должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее
аудиторов назначает Совет федерации.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе
федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет
Госдуме отчет об исполнении бюджета.
Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и
денежно-кредитной политики.
Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления
финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других
соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного
организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному
государственному управлению финансами и кредитом.
2.2. Управление бюджетным процессом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8