Управление финансами

всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров

воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают

государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников

общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с

установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих

максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-,

так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

- налоги и неналоговые платежи в бюджет;

- финансовые льготы и санкции;

- общие и целевые субсидии;

- доходы и расходы внебюджетных фондов;

- доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы

регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью

взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения

повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в

централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов

государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за

нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов

субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное

налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные

налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и

льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий,

нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных

фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических

действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его

показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных

источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного

вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер,

разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и

преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с

помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание

оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с

целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой

системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов

власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых

служб предприятий.

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий

управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием

эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции

финансов, представляет собой совокупность действий и операций за

соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой

дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на

макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности

финансово-хозяйственных операций.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения,

перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых

ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех

звеньях хозяйства.

Финансовый контроль включает:

- проверку соблюдения экономических законов (оптимальности

распределения и перераспределения национального дохода);

- составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых

ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

- налоговый контроль.

Финансовый контроль преследует следующие задачи:

- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых

ресурсах и размерами денежных фондов;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых

обязательств перед государственным бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых

ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень

организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового.

Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и

эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и

видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый

контроль, различают следующие его виды:

. общегосударственный контроль, проводится органами государственной

власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по

поступлению доходов и при расходовании государственных средств;

. ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными

управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает

деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

. внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и

финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля –

хозяйственная и финансовая деятельность;

. общественный контроль осуществляют неправительственные

организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

. независимый контроль проводится специальными органами:

аудиторскими фирмами и другими службами.

К методам финансового контроля относятся:

- Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной

деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.

В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и

намечаются мероприятия по их устранению.

- Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий,

организаций и учреждений.

- Надзор проводится контролирующими органами за экономическими

субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой

деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль

за соблюдением нормативов и правил.

- Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет

целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и

бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов

хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования

возможностей их эффективного использования.

- Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля,

представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-

хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Ревизия проводится для установления целесообразности,

обоснованности, экономической эффективности совершенных

хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины,

достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для

выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого

объекта.

Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные

органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые

организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы

предприятий, организаций и учреждений.

Государственные органы управления финансами.

18 Высшие органы государтвенной власти управления финансами.

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о

положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики

государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики

государства на данный период. Это во многом определяет финансовую

деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так

с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его

предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том

числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент

представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в

Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для

исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом

государственного управления финансами.

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает

федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального

бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного,

таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению

Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о

выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и

другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет

федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения

Правительства РФ.

Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального

бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя

Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от

должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее

аудиторов назначает Совет федерации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе

федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет

Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и

денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления

финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других

соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного

организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному

государственному управлению финансами и кредитом.

2.2. Управление бюджетным процессом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты