Внебюджетные фонды
Содержание
Введение
3
1. Внебюджетные фонды как составная часть
финансовой системы РФ
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
4
1.2. Источники формирования внебюджетных фондов
5
1.3. Связи между внебюджетными фондами
6
2. Социальные внебюджетные фонды РФ
2.1. Пенсионный фонд (ПФР)
6
2.2. Фонд социального страхования (ФСС)
9
2.3. Государственный фонд занятости населения (ГФЗ)
11
2.4. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
13
3. Экономические внебюджетные фонды РФ
3.1. Российский фонд технологического развития и отраслевые
внебюджетные фонды НИОКР
15
3.2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы
16
3.3. Фонд инвестирования жилищного строительства
17
3.4. Дорожный фонд
17
Заключение
19
Список использованной литературы
20
Введение
Переход к рыночной экономике сопровождался формированием
принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и
являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность
финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных
органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое
назначение.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов
или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть
с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах,
требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в
особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили,
как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных
мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество
фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинался период
унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был
создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом
вновь повышается значение внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии
с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость
выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их
самостоятельными источниками дохода.
Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов
является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в
связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью
целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих
фондов.
Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются
юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители
социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств
фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется их
заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных
фондов.
Политика внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой к
налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального
бюджета от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных
временных интервалах влияют на объем производства, занятость населения,
уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость внебюджетных фондов. В
свою очередь денежные средства фондов выполняют сглаживающую и
стабилизирующую роль при резких колебаниях в доходной части
государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.
Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость изучения и
совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения
средств государственных внебюджетных фондов РФ.
1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:
государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды
страхования, финансы предприятий различных форм собственности (рис.1).
Рис.1
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение
социальных услуг населения.
На основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного
планирования в РСФСР" от 10 октября 1991 года органы власти в рамках
законодательства РФ могут образовывать целевые внебюджетные фонды,
обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от
бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих
актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,
указываются источники формирования, определяются порядок и направленность
использования денежных средств.
Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды, являясь составной частью
финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую
направленность;
- денежные средства фондов используются для финансирования
государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических
и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их
уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием
взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об
основах налоговой системы РФ";
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности,
они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат
изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление
фонда).
Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов,
привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет
некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе
оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями
фондов.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное
собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов
Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в
собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило,
строго целевое назначение.
Начиная с 1992 года в РФ, создано и действует большое количество
внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды
подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому
назначению – на экономические и социальные. Общее число федеральных
внебюджетных фондов в 1998 г. составило около 40.
2. Источники формирования внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение
из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное
значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными
источниками доходов для использования в определенных целях.
Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в
названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный
доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в
процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги
и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и
региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме
безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов
бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства,
полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам
внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий,
учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности,
осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных
фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных
бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов).
3. Связи между внебюджетными фондами
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные
многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой
системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые
связи.