Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды

Содержание

Введение

3

1. Внебюджетные фонды как составная часть

финансовой системы РФ

1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

4

1.2. Источники формирования внебюджетных фондов

5

1.3. Связи между внебюджетными фондами

6

2. Социальные внебюджетные фонды РФ

2.1. Пенсионный фонд (ПФР)

6

2.2. Фонд социального страхования (ФСС)

9

2.3. Государственный фонд занятости населения (ГФЗ)

11

2.4. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

13

3. Экономические внебюджетные фонды РФ

3.1. Российский фонд технологического развития и отраслевые

внебюджетные фонды НИОКР

15

3.2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства

минерально-сырьевой базы

16

3.3. Фонд инвестирования жилищного строительства

17

3.4. Дорожный фонд

17

Заключение

19

Список использованной литературы

20

Введение

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием

принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и

являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность

финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных

органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое

назначение.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов

или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть

с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах,

требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в

особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили,

как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных

мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество

фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного государства начинался период

унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был

создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом

вновь повышается значение внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии

с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в

РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость

выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их

самостоятельными источниками дохода.

Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов

является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в

связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью

целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих

фондов.

Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются

юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители

социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств

фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется их

заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных

фондов.

Политика внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой к

налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального

бюджета от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных

временных интервалах влияют на объем производства, занятость населения,

уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость внебюджетных фондов. В

свою очередь денежные средства фондов выполняют сглаживающую и

стабилизирующую роль при резких колебаниях в доходной части

государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.

Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость изучения и

совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения

средств государственных внебюджетных фондов РФ.

1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ

1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды

страхования, финансы предприятий различных форм собственности (рис.1).

Рис.1

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального

дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования

своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение

дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение

социальных услуг населения.

На основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного

планирования в РСФСР" от 10 октября 1991 года органы власти в рамках

законодательства РФ могут образовывать целевые внебюджетные фонды,

обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от

бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих

актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,

указываются источники формирования, определяются порядок и направленность

использования денежных средств.

Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды, являясь составной частью

финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую

направленность;

- денежные средства фондов используются для финансирования

государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических

и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их

уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются

государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием

взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об

основах налоговой системы РФ";

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности,

они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат

изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению

Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление

фонда).

Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов,

привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет

некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе

оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями

фондов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное

собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов

Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в

собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило,

строго целевое назначение.

Начиная с 1992 года в РФ, создано и действует большое количество

внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды

подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому

назначению – на экономические и социальные. Общее число федеральных

внебюджетных фондов в 1998 г. составило около 40.

2. Источники формирования внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение

из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное

значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными

источниками доходов для использования в определенных целях.

Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в

названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный

доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения

национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в

процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги

и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и

региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме

безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов

бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства,

полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам

внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий,

учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности,

осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных

фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных

бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов).

3. Связи между внебюджетными фондами

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные

многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой

системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые

связи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты