- доходов от кредитных вложений: непосредственных
товаропроизводителей на договорных началах под гарантии сохранения
и создания дополнительных или новых рабочих мест; в виде процентов
по ссудам, предоставляемым безработными гражданам для
осуществления предпринимательской деятельности;
- дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих фондов занятости;
- добровольных взносов.
Фонды занятости в республиках в составе РФ, автономной области и
автономных округах, краях, областях создаются на основе:
- отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах, в
части обязательных страховых взносов работодателей и работающих
граждан;
- ассигнований из соответствующих бюджетов;
- доходов от размещения средств фонда;
- дотаций, субсидий, субвенций из федеральной части Фонда занятости;
- добровольных взносов;
- прочих поступлений.
Федеральная часть ГФЗ формируется за счет:
- отчислений из фондов занятости, формируемых в республиках,
автономной области, автономных округах в части обязательных
страховых взносов работодателей и работающих граждан;
- ассигнований из республиканского бюджета РФ;
- доходов от размещения средств фонда;
- добровольных взносов;
- прочих поступлений.
Тариф взносов в ГФЗ на 1999 год для работодателей - предприятий,
учреждений и иных хозяйствующих субъектов установлен в размере 1,5 % выплат
в денежной и (или) натуральной форме, начисленный в пользу работников по
всем основаниям независимо от источников финансирования, включая
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом
которых является выполнение работ, оказание услуг.
Размер ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части
Фонда занятости определяется представительными органами власти при
утверждении бюджетов на планируемый период.
От уплаты взносов в ГФЗ освобождены:
- общественные организации инвалидов и общественные религиозные
объединения;
- страховые взносы не начисляются также на доходы;
- избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов
государственной власти;
- иностранных физических лиц.
Действующим законодательством не предусмотрена обязательная
регистрация плательщиков страховых взносов в территориальных органах ГФЗ.
Такая регистрация может производиться в добровольном порядке. В
соответствии с этим не предусмотрено право любых учреждений и организаций
требовать справок о регистрации в ГФЗ для осуществления каких-либо
действий, в частности банков - для открытия расчетных счетов.
Сроки оплаты страховых взносов В ГФЗ для работодателей
законодательством не установлены. Поскольку срок уплаты взносов в ГФЗ
должен быть установлен законодательным актом, неуплата своевременно
начисленных взносов не является основанием для применения штрафных санкций.
Такие санкции могут применяться в случае сокрытия или неучтения объекта
налогообложения (начисленная оплата труда).
Средства ГФЗ населения направляется на:
- мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и
переподготовке безработных граждан, включая содержание учебных
заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению службы
занятости;
- организацию общественных работ;
- выплаты пособий по безработице; оказание материальной и иной
помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, и
также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в
связи с истечением установленного законодательством срока его
выплаты;
- возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с назначением
досрочной пенсии безработным;
- мероприятия по созданию, сохранению дополнительных или новых
рабочих мест;
- расходы по анализу рынка труда в связи с разработкой баланса
трудовых ресурсов и программ занятости;
- научно-исследовательские работы по вопросам занятости населения;
- содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий,
включая расходы на социально - бытовое и медицинское обслуживание
их работников;
- подготовку и повышение квалификации кадров органов службы
занятости и содержание учебно-методических баз;
- проведение семинаров, совещаний и других организационно-
методических мероприятий.
Средства, поступающие в фонд занятости в виде доход от финансово-
хозяйственной деятельности и другие поступлений, направляются в полном
объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не
подлежат.
Управление ГФЗ РФ осуществляется Государственным комитетом РФ по
занятости, а также центрами при представительных органах власти.
Непосредственное руководство Фондом возложена на Правление Фонда.
2.4. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
ФОМС создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и
предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения
стабильности государственной системы обязательного медицинского
страхования.
Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений
страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного
медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды
обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие
финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного
Совета РФ " О порядке обязательного медицинского страхования граждан на
1993 г." (от 24.02.93г. № 4543-1).
На территории России создаются страховые медицинские компании,
учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые
компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на
обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о
страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 11.10.93 г. эти организации обязаны заключать договора
с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным
по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы,
защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование - составная часть
государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ
равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет
средств обязательного медицинского страхования.
Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе
обязательного медицинского страхования являются:
- обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском
страховании граждан РФ";
- обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
- достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
- участие в разработке и осуществлении государственной финансовой
политики;
- обеспечение ее финансовой устойчивости.
Для выполнения этих задач в области финансовой политики и
финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных
фонда по обеспечению финансирования программ обязательного
медицинского страхования;
- проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного
медицинского страхования;
- организует разработки нормативно - методических документов,
обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона;
- вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на
обязательное медицинское страхование;
- осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах
системы обязательного медицинского страхования;
- участвует в создании территориальных фондов обязательного
медицинского страхования;
- осуществляет контроль над использованием финансовых средств
системы;
- аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в
области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным
использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского
страхования осуществляют следующие основные функции:
- аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
- осуществляют финансирование обязательного медицинского
обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
- проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы
обязательного медицинского страхования;
- выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на
проведение обязательного медицинского страхования;
- совместно с органами государственной налоговой службы РФ
осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в
территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным
использованием поступивших финансовых средств;
- согласовывают совместно с органами исполнительной власти,
профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости
медицинской помощи, территориальную программу обязательного
медицинского страхования населения, вносят предложения о
финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах
на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому
страхованию.
Финансовые средства Федерального и территориального фондов
обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих
и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них:
- часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов
независимо от форм собственности на обязательное медицинское
страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
- взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ,