таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с
работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов.
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают
страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой
категории граждан; крестьянские хозяйства — один раз в год, не позднее 1
апреля года, следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных
работников, платят взносы ежемесячно до 5-го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными
поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными
поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в
ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Бюджет Пенсионного фонда России (в трлн. руб.):
| |1993 г. |1994 г. |
|Доходы (с учетом остатка на начало года) |10,06 |39,0 |
|Расходы |10,39 |37,41 |
|Сальдо[4] |-0,33 |+ 1,59 |
На 1996 г. бюджет ПФР был утвержден в сумме 163,1 трлн. руб. Большое
количество плательщиков задолжали ПФР. Общая сумма задолженности на конец
декабря 1995 г. составила 19,5 трлн. руб., что равно 25% всего бюджета
фонда.
Фонд социального страхования РФ
Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизованный
фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как
в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым
методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных
форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
ФСС создан в целях обеспечения государственными гарантиями в системе
социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным
расходованием средств социального страхования (Указом Президента Российской
Федерации от 26 июля 1992 года № 722) и является самостоятельным
государственным финансово-кредитным учреждением.
Основные задачи фонда:
V обеспечение гарантированными государством пособиями;
V участие в разработке и реализации государственных программ охраны
здоровья работников;
V подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования образуется за счет:
V страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности;
V доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;
V добровольных взносов граждан и юридических лиц;
V ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с
предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие
цели.
Использование средств и величина взносов в Фонд социального страхования.
Средства фонда направляются на:
V выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет, на погребение;
V санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей,
а также на другие цели государственного социального страхования,
предусмотренные законодательством;
V создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех
уровнях;
V обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
V проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального
страхования и охраны труда;
V осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Величина страховых взносов предприятий и организаций определяется как
произведение установленного процента на фонд заработной платы рабочих и
служащих. Тарифы страховых взносов устанавливаются Правительством на
определенный период по каждому профессиональному союзу с учетом условий
труда и состава работающих.
Взносы по социальному страхованию являются элементом расходов по
воспроизводству трудовых ресурсов, используемых предприятиями и
организациями и отражаемых в издержках. На предприятиях, функционирующих на
коммерческих началах, взносы включаются в себестоимость[5] продукции, работ
и услуг и возмещаются из выручки.
Фонд обязательного медицинского страхования
Фонд медицинского страхования создан в соответствии с Законом
Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 и предназначен для
аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности
государственной системы обязательного медицинского обслуживания.
Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного
социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности
в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств
обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются
Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования как
самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды
действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном
медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном
медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ
от 24 февраля 1993 года. Средства фондов находятся в государственной
собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не
подлежат.
Тариф страховых взносов определяется федеральным законом РФ по
представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах
(0,2% направляются в федеральный фонд, а 3,4% — в территориальные фонды).
Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении,
компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг,
дивиденды[6], начисляемые на акции, и другие выплаты.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС),
созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
V выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного
медицинского страхования по обеспечению финансирования программ
обязательного медицинского страхования;
V финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского
страхования;
V осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств
обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:
V части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных
хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное
медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
V взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ,
выполняемых на договорных началах;
V ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских
программ обязательного медицинского страхования;
V добровольных взносов юридических и физических лиц;
V доходов от использования временно свободных финансовых средств
федерального фонда;
V нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных
поступлений.
Территориальные фонды медицинского страхования, создаваемые
представительной властью субъектов федерации, осуществляют:
V финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого
страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии
и заключившими договоры обязательного медицинского страхования по
дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым правлением
территориального фонда;
V финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного
медицинского страхования;
V выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на
проведение обязательного медицинского страхования;
V предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при
обоснованной нехватке у них финансовых средств;
V накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы
обязательного медицинского страхования;
V контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых
на обязательное медицинское страхование граждан.
Государственный фонд занятости населения РФ
Государственный фонд занятости (ГФЗ) образован в соответствии с
Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" от 19 апреля 1991 года для
финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной
политики занятости населения. ГФЗ представляет собой совокупность
федеральной части фонда занятости, фондов занятости, формируемых в
республиках РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях,
городах и районах.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗ устанавливается
законодательным органом по представлению Правительства РФ.
Тариф взносов в Государственный фонд занятости для работодателей -
предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов —
установлен в размере 2% по отношению к начисленной оплате труда по всем
основаниям, а с 1 января 1996 года — 1,5%. Тариф взносов с заработка
работающих не установлен.
От уплаты страховых взносов в ГФЗ освобождены: общественные
организации инвалидов и религиозные объединения, предприятия, объединения,
учреждения, находящиеся в собственности указанных организаций и созданные
для осуществления их уставных целей.
Средства ГФЗ направляются на:
V активное проведение программ политики занятости, в том числе на
профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение
рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на
организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
V программы материальной поддержки безработных (пособия, материальная
помощь, досрочная пенсия);
V информационную поддержку программ занятости;
V страховой резерв;
V содержание служащих фонда.
Источники образования, основные направления расходования средств ГФЗ.
Пособия по безработице
Источниками образования Государственного фонда занятости населения в