уравнений. Но ведь она не отвечает на вопрос, почему должна существовать
Вселенная, которую описывает эта теория“ Пока большинство ученых слишком
заняты развитием новых теорий, описывающих, что есть Вселенная, и им
некогда спросить себя, почему она есть. Философы же, чья работа в том и
состоит, чтобы задавать вопрос "почему", не могут угнаться за развитием
научных теорий. В XVIII веке философы считали все человеческие знания, в
том, числе и науку, полем своей деятельности и занимались обсуждением
вопросов типа: было ли у Вселенной начало? Но расчеты и математический
аппарат науки XIX и XX вв. стали слишком сложны для философов и вообще для
всех, кроме специалистов. Философы настолько сузили круг своих запросов,
что самый известный философ нашего века Уитгенштейн (Витгенштейн -А.К.) по
этому поводу сказал: "Единственное, что еще остается философии, - это
анализ языка". Какое унижение для философии с ее великими традициями от
Аристотеля до Канта".[24]
Часть вопросов, относящихся к созданию единой теории поля и некоторых
других, будет рассматриваться в разделах, посвященным другим наукам.
Заключение
Итак, что же представляет собой современная физика и какова тенденция ее
развития? Будет целесообразно взглянуть на пройденный физикой путь глазами
ее творцов и оценить достигнутое их словами. Прежде всего, что представляет
собой физика как целостное образование?
Физика, в представлении В.Вайскопфа, - это дерево, в нижней части ствола
которого находятся классическая физика, электродинамика и физика теплоты
вместе с широко раскинувшимися ветвями, символизирующими обширные
приложения этих направлений. Выше по стволу находятся атомная физика с ее
ветвями, такими как химия, материаловедение, электроника и оптика. Еще выше
расположена ядерная физика с ее молодыми ветвями, символизирующими науку о
радиоактивности, метод меченых атомов, геологию и астрофизические
приложения. На вершине, где пока нет ветвей, помещаются современные физика
элементарных частиц и космопология. Шестьдесят лет назад верхушкой без
ветвей была атомная физика.[25]
Следующий вопрос: какова роль физики в современном мире? По этому поводу
В.Гейзенберг выразился следующим образом: "... современная физика
представляет собой только одну, хотя и весьма характерную сторону общего
исторического процесса, имеющего тенденцию к объединению и расширению
нашего современного мира... в двух решающих пунктах, она, по-видимому,
помогает направить развитие по мирным рельсам. Во-первых, она показывает,
что применение оружия в этом процессе имело бы чудовищные последствия, и,
во-вторых, своей доступностью для многих исторически сложившихся способов
мышления она пробуждает надежду , что в окончательном состоянии различные
культурные традиции, новые и старые, буду сосуществовать, что весьма
разнородные человеческие устремления могут быть соединены для того, чтобы
новое равновесие между мыслями и действием, между содержательностью и
активностью".[26]
И еще один вопрос: какова цель физической науки? А.Эйнштейн и Л.Инфельд,
завершая свою книгу "Эволюция физики",[27] отмечают, что физические
концепции стремятся представить картину реальности и установить ее связь с
миром чувственных восприятий. Одним из первичных понятий выступает понятие
объекта. Понятие любого материального объекта создается на основе опыта.
Физика фактически начинается с введения понятия массы, силы и инерциальной
системы, которые приводят к формулировке механической картинны
действительности. Для физика XIX века реальность внешнего мира состояла из
частиц, между которыми действуют простые силы, которые зависели только от
расстояния. Он верил в то, что с помощью этих понятий удастся объяснить все
явления природы. Когда физики столкнулись с явлениями электромагнитного
характера, было введено понятие электромагнитного поля (ибо понятие
электромеханического эфира в объяснении электромагнитных явлений не могло
вскрыть их сущность). Для того, чтобы понять, что не поведение тел, а
поведение чего-то находящегося между ними, т.е. поля, упорядочивает явления
и позволяет понять их сущность, требовались значительные психологические
усилия. Дальнейшее развитие науки отбросило старые понятия и ввело новые.
Так, теория относительности отбросила понятие абсолютного пространства и
времени и ввела понятие четырехмерного пространственно-временного
континуума. Квантовая теория раскрыла новые существенные черты реальности:
прерывность встала на место непрерывности, вместо законов, управляющих
индивидуальными объектами, появились вероятностные законы. Но цель
физических теорий осталась прежней - с их помощью мы пытаемся вскрыть
сущность наблюдаемых фактов, упорядочить и постичь мир чувственных
восприятий. Т.е. мы стремимся к тому, чтобы наблюдаемые факты следовали из
нашего понимания реальности. Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира,
без веры в возможность охватить реальность с помощью теоретических
построений не может быть науки.
Огромное разнообразие фактов в области атомных явлений заставляет
изобретать и вводить в обиход новые физические понятия. Вещество состоит из
элементарных частиц - элементарных квантов вещества. Свет также состоит из
фотонов - квантов энергии. Поиски ответов на вопросы, чем является свет -
волной или ливнем фотонов, чем является пучок электронов - ливнем
элементарных частиц или волной, побуждает еще дальше отступить от
механического мировоззрения. Квантовая физика и формулирует законы,
управляющие совокупностями, а не индивидуумами. В квантовой физике
описываются не свойства, а вероятности, формулируются законы, управляющие
изменениями во времени вероятностей, относящиеся к большим совокупностям
индивидуумов, а не законы, раскрывающие будущее системы, как это присуще
классической физике.
Таким образом, немногим более ста лет назад наука была описательной:
описание движения твердых тел или жидкостей в механике и гидродинамике,
свойств электрических и магнитных полей в электродинамике, реакции атомов и
молекул в химии. Затем цели физики изменились: от описания она перешла к
объяснению. Прогресс науки, осуществленный Планком. Эйнштейном,
Резерфордом, Бором. Зоммерфельдом, Шредингером, Гейзенбергом, Паули,
Дираком, привел к открытию кванта действия, атома, обладающего ядром,
квантованных орбит, квантовой механики, динамики атома. Следующий этап в
развитии физики открылся работами М.Склодовской-Кюри, позволившими
приступить к изучению внутреннего строения атомного ядра. Исследования
структуры атома выявили огромное разнообразие элементарных частиц, что
заставило физиков искать в этом разнообразии единство и пытаться строить
концепцию объединения физики. Классический этап в развитии физики с
построением квантовой теории уступил место неклассическому. Сегодня физика
начинает переход к постнеклассическому этапу своего развития. Сложившаяся
на неклассическом этапе развития физики картина мира является принципиально
незавершенной - ощущается все большая потребность в переходе к эволюционной
парадигме. Комплекс проблем, касающихся этого перехода, будет рассмотрен в
разделе, посвященном синергетике.
Контрольные вопросы
1. Что изучает физика?
2. Какова современная структура физики?
3. Каковы место физики в системе наук и ее роль в развитии
естествознания?
4. Каковы цель и роль физики в современном мире?
5. Каковы основные парадигмы физики в контексте ее исторического
развития?
6. Каковы основные этапы развития физики?
7. Каковы особенности классической, неклассической и постнеклассической
физики?
8. Каковы основные этапы развития представлений о пространстве и времени
и основные физические концепции пространства и времени?
9. В чем сущность понятия состояния физической системы и каковы основные
этапы его развития?
10. Как относятся между собой динамические и статистические физические
закономерности?
11. Какова сущность корпускулярной и контитуальной концепций в физике?
12. Охарактеризуйте типы детерминизма и индетерминизма.
-----------------------
[1] Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С.119.
[2] Цит. по: Дорфман Я.Г. Цит.соч.С.77.
[3] См. об этом: Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
[4] Об устройстве "конического прибора". см.: Дорфман Я.Г. Цит.соч. С.93.
[5] См.: Дорфман Я.Г. Цит. соч. С.100.
[6] Бернал Дж. Наука в истории общества. М.,1956.С.215.
[7] Дорфман Я.Г. Указ. соч. С.130.
[8] Цит. по: Бернал Дж. Наука в истории общества. М.,1956.С.265.
("Математические начала натуральной философии" опубликованы в: Крылов А.Н.
Собр.соч. Т.7.М.,1936).
[9] Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982 С.144.
[10] Цит. по: ДорфманЯ.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины
XX вв. М.,1979. С.8.
[11] Лауэ М. История Физики.М.,1956.С.46.
[12] Бернал Дж. Наука в истории общества.М.,1956.С.329.
[13] Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М.,1965. С.196.
[14] Бройль Л. де. Революция в физике. М.,1963. С.84.
[15] Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С. 36-37.
[16] Бройль де Л. Революция в физике.М.,1963.С.187-188.
[17] См., напр.: Алексеев И.С. Развитие представлений о структуре атома.
Философский очерк. Новосибирск,1968.
[18] Бернал Дж. Наука в истории общества.М.,1956.С.414-415
[19] Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени.
М.,1990. С.70.
[20] Хокинг С. Там же. С.71-72
[21] Хокинг С. Цит.соч. С.74.
[22] См.: Хокинг С.Цит.соч.С.137-143.
[23] См.: Хокинг С. Там же.С.142.
[24] Хокинг С. Цит.соч. С.147.
[25] См.: Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М.,1977.С.265.
[26] Гейзенберг В. Физика и философия.М.,1963.С.175-176.
[27]Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики М.,1965.С.240-242.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27