Наука - Физика

уравнений. Но ведь она не отвечает на вопрос, почему должна существовать

Вселенная, которую описывает эта теория“ Пока большинство ученых слишком

заняты развитием новых теорий, описывающих, что есть Вселенная, и им

некогда спросить себя, почему она есть. Философы же, чья работа в том и

состоит, чтобы задавать вопрос "почему", не могут угнаться за развитием

научных теорий. В XVIII веке философы считали все человеческие знания, в

том, числе и науку, полем своей деятельности и занимались обсуждением

вопросов типа: было ли у Вселенной начало? Но расчеты и математический

аппарат науки XIX и XX вв. стали слишком сложны для философов и вообще для

всех, кроме специалистов. Философы настолько сузили круг своих запросов,

что самый известный философ нашего века Уитгенштейн (Витгенштейн -А.К.) по

этому поводу сказал: "Единственное, что еще остается философии, - это

анализ языка". Какое унижение для философии с ее великими традициями от

Аристотеля до Канта".[24]

Часть вопросов, относящихся к созданию единой теории поля и некоторых

других, будет рассматриваться в разделах, посвященным другим наукам.

Заключение

Итак, что же представляет собой современная физика и какова тенденция ее

развития? Будет целесообразно взглянуть на пройденный физикой путь глазами

ее творцов и оценить достигнутое их словами. Прежде всего, что представляет

собой физика как целостное образование?

Физика, в представлении В.Вайскопфа, - это дерево, в нижней части ствола

которого находятся классическая физика, электродинамика и физика теплоты

вместе с широко раскинувшимися ветвями, символизирующими обширные

приложения этих направлений. Выше по стволу находятся атомная физика с ее

ветвями, такими как химия, материаловедение, электроника и оптика. Еще выше

расположена ядерная физика с ее молодыми ветвями, символизирующими науку о

радиоактивности, метод меченых атомов, геологию и астрофизические

приложения. На вершине, где пока нет ветвей, помещаются современные физика

элементарных частиц и космопология. Шестьдесят лет назад верхушкой без

ветвей была атомная физика.[25]

Следующий вопрос: какова роль физики в современном мире? По этому поводу

В.Гейзенберг выразился следующим образом: "... современная физика

представляет собой только одну, хотя и весьма характерную сторону общего

исторического процесса, имеющего тенденцию к объединению и расширению

нашего современного мира... в двух решающих пунктах, она, по-видимому,

помогает направить развитие по мирным рельсам. Во-первых, она показывает,

что применение оружия в этом процессе имело бы чудовищные последствия, и,

во-вторых, своей доступностью для многих исторически сложившихся способов

мышления она пробуждает надежду , что в окончательном состоянии различные

культурные традиции, новые и старые, буду сосуществовать, что весьма

разнородные человеческие устремления могут быть соединены для того, чтобы

новое равновесие между мыслями и действием, между содержательностью и

активностью".[26]

И еще один вопрос: какова цель физической науки? А.Эйнштейн и Л.Инфельд,

завершая свою книгу "Эволюция физики",[27] отмечают, что физические

концепции стремятся представить картину реальности и установить ее связь с

миром чувственных восприятий. Одним из первичных понятий выступает понятие

объекта. Понятие любого материального объекта создается на основе опыта.

Физика фактически начинается с введения понятия массы, силы и инерциальной

системы, которые приводят к формулировке механической картинны

действительности. Для физика XIX века реальность внешнего мира состояла из

частиц, между которыми действуют простые силы, которые зависели только от

расстояния. Он верил в то, что с помощью этих понятий удастся объяснить все

явления природы. Когда физики столкнулись с явлениями электромагнитного

характера, было введено понятие электромагнитного поля (ибо понятие

электромеханического эфира в объяснении электромагнитных явлений не могло

вскрыть их сущность). Для того, чтобы понять, что не поведение тел, а

поведение чего-то находящегося между ними, т.е. поля, упорядочивает явления

и позволяет понять их сущность, требовались значительные психологические

усилия. Дальнейшее развитие науки отбросило старые понятия и ввело новые.

Так, теория относительности отбросила понятие абсолютного пространства и

времени и ввела понятие четырехмерного пространственно-временного

континуума. Квантовая теория раскрыла новые существенные черты реальности:

прерывность встала на место непрерывности, вместо законов, управляющих

индивидуальными объектами, появились вероятностные законы. Но цель

физических теорий осталась прежней - с их помощью мы пытаемся вскрыть

сущность наблюдаемых фактов, упорядочить и постичь мир чувственных

восприятий. Т.е. мы стремимся к тому, чтобы наблюдаемые факты следовали из

нашего понимания реальности. Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира,

без веры в возможность охватить реальность с помощью теоретических

построений не может быть науки.

Огромное разнообразие фактов в области атомных явлений заставляет

изобретать и вводить в обиход новые физические понятия. Вещество состоит из

элементарных частиц - элементарных квантов вещества. Свет также состоит из

фотонов - квантов энергии. Поиски ответов на вопросы, чем является свет -

волной или ливнем фотонов, чем является пучок электронов - ливнем

элементарных частиц или волной, побуждает еще дальше отступить от

механического мировоззрения. Квантовая физика и формулирует законы,

управляющие совокупностями, а не индивидуумами. В квантовой физике

описываются не свойства, а вероятности, формулируются законы, управляющие

изменениями во времени вероятностей, относящиеся к большим совокупностям

индивидуумов, а не законы, раскрывающие будущее системы, как это присуще

классической физике.

Таким образом, немногим более ста лет назад наука была описательной:

описание движения твердых тел или жидкостей в механике и гидродинамике,

свойств электрических и магнитных полей в электродинамике, реакции атомов и

молекул в химии. Затем цели физики изменились: от описания она перешла к

объяснению. Прогресс науки, осуществленный Планком. Эйнштейном,

Резерфордом, Бором. Зоммерфельдом, Шредингером, Гейзенбергом, Паули,

Дираком, привел к открытию кванта действия, атома, обладающего ядром,

квантованных орбит, квантовой механики, динамики атома. Следующий этап в

развитии физики открылся работами М.Склодовской-Кюри, позволившими

приступить к изучению внутреннего строения атомного ядра. Исследования

структуры атома выявили огромное разнообразие элементарных частиц, что

заставило физиков искать в этом разнообразии единство и пытаться строить

концепцию объединения физики. Классический этап в развитии физики с

построением квантовой теории уступил место неклассическому. Сегодня физика

начинает переход к постнеклассическому этапу своего развития. Сложившаяся

на неклассическом этапе развития физики картина мира является принципиально

незавершенной - ощущается все большая потребность в переходе к эволюционной

парадигме. Комплекс проблем, касающихся этого перехода, будет рассмотрен в

разделе, посвященном синергетике.

Контрольные вопросы

1. Что изучает физика?

2. Какова современная структура физики?

3. Каковы место физики в системе наук и ее роль в развитии

естествознания?

4. Каковы цель и роль физики в современном мире?

5. Каковы основные парадигмы физики в контексте ее исторического

развития?

6. Каковы основные этапы развития физики?

7. Каковы особенности классической, неклассической и постнеклассической

физики?

8. Каковы основные этапы развития представлений о пространстве и времени

и основные физические концепции пространства и времени?

9. В чем сущность понятия состояния физической системы и каковы основные

этапы его развития?

10. Как относятся между собой динамические и статистические физические

закономерности?

11. Какова сущность корпускулярной и контитуальной концепций в физике?

12. Охарактеризуйте типы детерминизма и индетерминизма.

-----------------------

[1] Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С.119.

[2] Цит. по: Дорфман Я.Г. Цит.соч.С.77.

[3] См. об этом: Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

[4] Об устройстве "конического прибора". см.: Дорфман Я.Г. Цит.соч. С.93.

[5] См.: Дорфман Я.Г. Цит. соч. С.100.

[6] Бернал Дж. Наука в истории общества. М.,1956.С.215.

[7] Дорфман Я.Г. Указ. соч. С.130.

[8] Цит. по: Бернал Дж. Наука в истории общества. М.,1956.С.265.

("Математические начала натуральной философии" опубликованы в: Крылов А.Н.

Собр.соч. Т.7.М.,1936).

[9] Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982 С.144.

[10] Цит. по: ДорфманЯ.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины

XX вв. М.,1979. С.8.

[11] Лауэ М. История Физики.М.,1956.С.46.

[12] Бернал Дж. Наука в истории общества.М.,1956.С.329.

[13] Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М.,1965. С.196.

[14] Бройль Л. де. Революция в физике. М.,1963. С.84.

[15] Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. С. 36-37.

[16] Бройль де Л. Революция в физике.М.,1963.С.187-188.

[17] См., напр.: Алексеев И.С. Развитие представлений о структуре атома.

Философский очерк. Новосибирск,1968.

[18] Бернал Дж. Наука в истории общества.М.,1956.С.414-415

[19] Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени.

М.,1990. С.70.

[20] Хокинг С. Там же. С.71-72

[21] Хокинг С. Цит.соч. С.74.

[22] См.: Хокинг С.Цит.соч.С.137-143.

[23] См.: Хокинг С. Там же.С.142.

[24] Хокинг С. Цит.соч. С.147.

[25] См.: Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М.,1977.С.265.

[26] Гейзенберг В. Физика и философия.М.,1963.С.175-176.

[27]Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики М.,1965.С.240-242.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты