независимо от Бойля установил Мариотт, поэтому данный закон носит название
закона Бойля-Мариотта). Бойль отверг перипатетическое представление о цвете
как о специфическом качестве тела, объяснив его количеством отраженного
света. О.Герике создал первую электрическую машину в виде шара из серы,
который вращался на железной оси, обнаружил явления электрического
отталкивания и электрических разрядов. Х.Гюйгенс изобрел маятниковые часы
со спусковым механизмом, манометр для измерения низких давлений установил
законы колебания маятника, создал волновую теорию света, заложил основы
теории удара. В "Трактате о свете" им сформулирован принцип распространения
волны, известный как принцип Гюйгенса-Френеля, который гласит: каждая точка
пространства, которой достигла в данный момент распространяющаяся волна,
становится источником элементарных сферических волн. На основе этого
принципа были введены законы отражения и преломления света. Гюйгенс первый
установил явление поляризации света. Им было установлено, что
центростремительное ускорение пропорционально квадрату скорости и обратно
пропорционально радиусу окружности, что способствовало разработке
ньютоновской теории движения тел.
4. Особенности картезианской физики
Весьма значительная роль в развитии естествознании (и физики в частности)
XVII века принадлежит Р.Декарту, высказавшему закон сохранения количества
движения и давшему понятие импульса силы (см. также раздел "Концепции
астрономии"- о теории вихрей). Проблемы физики заняли значительное место в
его "Началах философии". Поскольку опыт прямых нападок на религиозные догмы
в это время был весьма печальным (сожжение Бруно и Сервета), Декарт
постарался занять позицию, позволявшую уклониться от конфликта с церковью и
тем самым обеспечить возможность развиваться науке в течение нескольких
столетий. Он очень точно сформулировал деление Вселенной на физическую и
моральную части. Такое деление было следствием сведения им чувственного
опыта к механике и геометрии. Вслед за Галилеем Декарт единственными
физическими реальностями считал протяженность и движение (понимаемое как
механическое перемещение), которые рассматривал в качестве первичных
качеств. Ко вторичным качествам он отнес цвет, вкус, запах. За их пределами
находилась область страстей, воли, любви, веры. Физика занимается, главным
образом, первичными качествами, которые можно измерять. Вторичными
качествами физика занимается в меньшей мере. Третьи же качества относятся к
сфере откровения, поэтому наука ими не занимается. Живой организм
представлялся Декартом в виде машины, механизма, управляемым в соответствии
с физическими принципами, с одной стороны, и разумом, волей - с другой.
Подобное разделение дало возможность ученым проводить исследования, не
вмешиваться в дела религии и, следовательно, не вступая в конфликт с
церковью. Более того, система Декарта позволяла доказывать бытие бога не
менее убедительно, чем предшествовавшие способы доказательства: его тезис
"Я мыслю, следовательно существую" позволял сделать вывод о том, что раз
люди могут представить себе существо более совершенное, чем они сами, то
оно должно существовать.
Декарт сформулировал три закона природы:
1. Всякая вещь находится в одном и том же состоянии, пока другие вещи не
заставят ее изменить данное состояние.
2. Всякое движущееся тело стремиться продолжать свое движение по прямой.
3. Если движущееся тело встретит другое, сильнейшее тело, оно ничего не
теряет в своем движении; если же оно встретит слабейшее, которое может
подвинуть, оно теряет столько, сколько тому сообщает.
Легко видеть, что данные законы по сути являются чисто
экспериментальными. Система Декарта явилась смесью заключений, опирающихся
на эксперимент, с дедуктивными заключениями, основанными на совершенно
ясных первоначалах (чего требовал метод Декарта). Цели, к которым
стремились Бекон и Декарт, были общими - сделать человека господином
природы. И тот, и другой подняли авторитет экспериментальной науки,
вытеснившей схоластику. Декарт утверждал, что в природе существует
определенное количество движения, которое никогда не возрастает и не
убывает. Так как материя, в представлениях Декарта, однородна и
характеризуется только свойством протяженности, то понятие количества
материи оказывается практически тождественным понятию объема тела. При
анализе столкновений тел Декарт пользовался понятием силы, которая зависела
от величины тела, в которое заключена, от скорости движения и способа
столкновения тел. Здесь содержится формулировка закона сохранения импульса
и закона инерции, хотя понятие импульса еще довольно размыто и выступает
как скалярная величина. Декарт, в отличие от Ньютона, говорит о состоянии
вообще, а не о состоянии равномерного и прямолинейного движения. Важно,
что, по Декарту, инерция тела зависит от его скорости. Важно и то, что
физика Декарта не признавала сил, действующих через пустоту на расстоянии.
В ней существовали лишь взаимодействия соприкасающихся тел.
5. Разработка основ классической физики
а) Физическая концепция И. Ньютона как итог развития опытного
естествознания
Основным достижением физических исследований XVII в., подводящим итог
развитию опытного естествознания и окончательно сокрушившим
перипатетическую физическую парадигму, явилось завершение создания общей
системы механики. которая была в состоянии дать объяснение движению
небесных светил на основе явлений, наблюдаемых на Земле. И в эпоху
античности, в XVII веке признавалась важность изучения движения небесных
светил. Но если для древних греков данная проблема имела больше философское
значение, то для XVII века, преобладающим был аспект практический. Развитие
мореплавания обусловливало необходимость выработки более точных
астрономических таблиц для целей навигации по сравнению с теми, которые
требовались для астрологических целей. Основной задачей было определение
долготы, столь нужной астрономам и мореплавателям. Для решения этой важной
практической проблемы и создавались первые государственные обсерватории (в
1672 г. Парижская, в 1675 г. Гринвичская). По сути своей это была задача
определения абсолютного времени, дававшего при сравнении с местным временем
интервал времени, который и можно было перевести в долготу. Определить это
время можно было с помощью наблюдения движений Луны среди звезд, т.е.
часов, "закрепленных на небе", а также с помощью точных часов, поставленных
по абсолютному времени и находящихся у наблюдателя. Для первого случая были
необходимы очень точные таблицы для предсказания положения небесных светил,
а для второго - абсолютно точные и надежные часовые механизмы. Работы в
этих направлениях не были успешными. И хотя суд над Галилеем был "силовым
аргументом" в пользу аристотелевских представлений в области космологии,
стремление найти приемлемое физическое объяснение системы Коперника
сохранялось. Решением этой проблемы занимались многие выдающиеся
исследователи (Галилей, Кеплер, Декарт, Гук, Гюйгенс и др.), но решить ее
удалось лишь Ньютону, который, благодаря открытию закона всемирного
тяготения и трех основных законов механики, а также дифференциального и
интегрального исчисления предал механике характер цельной научной теории.
Кроме того, Ньютону принадлежит заслуга открытия дисперсии света,
хроматической аберрации, исследования интерференции и дифракции, развития
корпускулярной теории света и т.д. Исследованию этих проблем посвящена его
"Оптика". Его капитальный труд "Математические начала натуральной
философии" (опубликованный в 1687 г.) Обобщил не только собственные
исследования автора, но и опыт предшественников. Теория движения планет и
закон всемирного тяготения явились основой физического обоснования
коперниковской гелиоцентрической системы мира.
Поиски ответа на вопрос, почему планеты движутся вокруг Солнца по
эллиптическим орбитам, вели многие исследователи. Поскольку планеты
обращаются по орбитам, то должна быть какая-то сила, удерживающая их. Но
какая? Гильберт высказал предположение, что такой силой мог быть магнетизм.
Борелли полагал, что движение планет связано с необходимостью уравновесить
центробежную силу другой силой, которую он назвал силой тяготения и
действие которой считал выходящим за пределы непосредственной близости
Земли к Луне и Солнца к планетам. Гук предположил, что тяготение с
расстоянием уменьшается. Декарт (теория тяготения которого была наиболее
распространенной и которой вначале придерживался Ньютон) исходил из того,
что тяжелые тела притягивались к своим центрам притяжения какой-то силой
эфирных вихрей. Все эти идеи важно было свести к математической формуле и
проверить наблюдениями. Гюйгенс, работая над часами с маятником, вывел
закон о центробежной силе, установив ее прямую пропорциональность радиусу
круга, по которому движется тело, и обратную пропорциональность квадрату
скорости движущегося тела. Гук, Галилей и Рен установили, что для
уравновешивания центробежной силы тяготения или центростремительная сила
должны зависеть от радиуса, деленного на его куб. Оставались нерешенными
две проблемы. Первая - дать объяснение эллиптической форме орбит. Вторая -
дать объяснение действию больших притягивающихся тел.
Условия для решения этих проблем были готовы, но эти решения необходимо
было найти. Вклад, сделанный Ньютоном в развитие естествознания, заключался
в том, что он дал математический метод обращения физических законов в
количественно измеримые результаты, которые можно было подтвердить
наблюдениями, и, наоборот, выводить физические законы на основе таких
наблюдений. Как он сам писал в предисловии к "Началам", "... сочинение это
нами предлагается как математические основания физики. Вся трудность
физики... состоит в том, чтобы по явлениям движения распознать силы
природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления... Было бы
желательно вывести из начал механики и остальные явления природы, рассуждая
подобным же образом, ибо многое заставляет меня предполагать, что все эти
явления обусловливаются некоторыми силами, с которыми частицы тел
вследствие причин, пока неизвестных, или стремятся друг к другу и
сцепляются в правильные фигуры, или же взаимно отталкиваются и удаляются
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27