Классификация государственных служащих

Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.3

Из приведенного определения можно выделить три основных признака  государственного служащего:

1.      Государственный служащий – это гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть государственными служащими в Российской Федерации. Не могут быть государственными служащими и граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Исключение составляют случаи, когда их допуск к государственной службе прямо урегулирован на взаимной основе государственными соглашениями.

2.      Государственный служащий, это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности. Государственной должностью считается должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.1

Основные принципы государственной службы закреплены в Конституции Российской Федерации или вытекают из нее. Виды этих принципов конкретизированы в Законе Российской Федерации об осно­вах государственной службы. Здесь принципы сформулированы без расшифровки содержания, без тех оговорок об исключениях, которые установлены или могут устанавливаться из общих правил. Например, принцип гласности в осуществлении государственной службы не бес­пределен, в предусмотренных законом случаях он ограничен в интере­сах государства. Содержание некоторых принципов конкретизируется в нормах, имеющихся в самом законе. Например, относительно к принципу профессионализма и компетентности государственных слу­жащих и др.

Закон об основах государственной службы закрепляет следующие принципы:

1.      Верховенства Конституции Российской Федерации и федераль­ных законов над иными нормативными правовыми актами, должност­ными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2.      Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосред­ственного действия: обязанности государственных служащих призна­вать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3.      Единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской федерацией и субъектами Российской Федерации.

4.      Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5.      Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Требования к кандидату на государственную долж­ность обуславливаются характером должностных обязанностей. Правоограничения государственных служащих вытекают из факта осущест­вления ими властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфики конкретных служебных функций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих.

Гражданину, претендующему на государственную должность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объе­му полномочий этой должности.

6.      Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руко­водителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодатель­ством.

Однако государственный служащий не должен безоговорочно вы­полнять незаконные акты вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. На этот счет Законом об основах государственной служ­бы установлены правила, которыми он должен руководствоваться. Го­сударственный служащий в случае сомнения в правомерности получен­ного распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно со­общить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руко­водителю, издавшему распоряжение;  в) вышестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим не­правомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

7.      Единства основных требований, предъявляемых к государст­венной службе.

8.      Гласности в осуществлении государственной службы.

9.      Профессионализма и компетентности государственных слу­жащих.

10.  Ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежа­щее исполнение должностных обязанностей. Она должна занимать осо­бое место среди мер, направленных на совершенствование системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная задача сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влеку щей за собой нарушения норм дей­ствующего права. Неприятие защитных мер ведет к правовому нигилизму.

В связи с этим возникает необходимость в правовой защите обще­ства через принятие соответствующих законов, определяющих пове­дение всех государственных служащих, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением.

11.  Внепартийность государственной службы. В системе государ­ственной службы не допускается создание организаций политических партий и движений. Государственные служащие при исполнении долж­ностных обязанностей не связаны решениями общественных объединений и обязаны руководствоваться законодательством.

12.  Отделения от религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут влиять религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

13.  Социальная защищенность государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т.д. Государственным служащим на отдель­ных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и др.

14.  Стабильность кадров государственной службы. Положение государственного служащего не должно зависеть от политической конъ­юнктуры, конкретной личности политического руководителя, необос­нованных организационных импровизаций. Однако надежные право­вые гарантии стабильности государственной службы административно­му праву Российской Федерации неизвестны.

В числе принципов государственной службы не оказалось принципа законности. Его не могут подменить те принципы, которые сформулированы в контексте законности, выражая ее отдельные требо­вания (например, о верховенстве Конституции Российской Федерации, обязательности решений вышестоящих органов для государственных служащих). Между тем принцип законности является универсальным, который не должен иметь для кого-либо и каких-либо исключений. Органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также подзаконные акты, изданные в пределах компетенции и в соответствии с законода­тельством.1

2.      Законодательные основы государственной службы


В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31.07.1995 г. № 119 – ФЗ.

1.      Законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Вопросы,     регулируемые       в       соответствии с настоящим Федеральным законом


нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, могут также регулироваться федеральным законом.

2.      Особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании настоящего Федерального закона.

3.      На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

4.      На государственных служащих, замещающих должности категории "Б", распространяется действие настоящего Федерального закона с ограничениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 2.

В ст. 4 Закона определяется система законодательства Российской Федерации о государственной службе, его источники, структура, общее содержание правовых актов и их соотношения.

Законодательство о государственной службе образуют нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственной службы Российской Федерации и правовое положение госслужащих, в том числе условия и порядок прохождения службы, виды поощрений и ответственность, основания прекращения государственно-служебных отношений и др.

 В п. 1 ст. 4 Закона предусматривается, что данное законодательство строится как двухуровневая система. Оно состоит из Конституции РФ, Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и конституций, законов, уставов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации  (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 8); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч 4 ст. 32); некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч .3 ст. 41, ч. 2 ст. 46 и др.).

Государственная служба связана с рядом правоограничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности допускается только по федеральному закону (ст. 55 Конституции РФ).

Конституция РФ (п. «т» ст. 71) устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, тем самым, предрешая, что государственной службой в субъектах РФ ведают они сами.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Весьма важное значение имеет положение Конституции РФ (ч. 2 ст. 42) о возможности обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц. При этом и Конституция РФ, и иное законодательство Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»  исходят из того, что в суд можно обжаловать любые действия и решения органов государственной власти и должностных лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты