Классификация государственных служащих

Однако Закон об основах государственной службы не является ак­том, содержащим универсальную трактовку понятия государственной службы, исключающим иные аспекты раскрытия этого понятия. Например, Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определяется «как особый вид государственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности». Для такого понимания государственной службы имеются объективные предпо­сылки, заключающиеся, прежде всего в целях, характере задач и статусе военнослужащих, призванных их выполнять.

Ученые-юристы понимают должность в государственных орга­низациях как простейший элемент, клеточку управленческой структуры. «Государственно-служебная должность — это часть организационной структуры государственного органа (организа­ции), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу — государственному служащему в целях ее практического осуществления».1

С одной стороны, должность есть первичный, нерасчленяемый компонент аппарата, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минимальный предел дифференциа­ции властных функций и как средство стабилизации, формализа­ции деятельности служащего. Должность — простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управленческом ансамбле.

С другой стороны, это стабильный комплекс обязанностей и прав, правовое установление, ориентированное на одного челове­ка, который должен осуществлять часть работы организации.

Связующим звеном между структурой и компетенцией орга­нов государства, с одной стороны, и его персоналом — с другой, являются должности. Должность — это первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъяв­ляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже зани­мающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обязан­ностей служащего».1

Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих.

Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Подобно драматургу, определяющему со­держание роли, которую будет играть актер, автор правовых формулировок определяет социальную роль лица, вступившего в должность.

Организационная структура аппарата представляет собой струк­туру формализованных «социальных позиций», юридически за­крепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли — нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служа­щего. Должность как юридически формализованная роль актуа­лизирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменение личных свойств служащего не ведет к из­менению должности, формальной структуры, но может отразить­ся на неформальной.

Безусловно, свойства отдельных лиц, конкретные взаимоотно­шения в коллективе вносят коррективы (и порой весьма сущес­твенные) в формальные структуры. Влияние неформальных свя­зей тем больше, чем меньше подразделение аппарата. Большое влияние на структуру подразделения оказывают качества руко­водителя, стиль его работы. В связи с изложенным можно разли­чать формальный и неформальный статус служащего, занимаю­щего конкретную должность.

Статус должности как синтез ее организационно-правового поло­жения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая часть регламентирует должностной оклад и личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обеспечиваются персонализация управлен­ческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Систе­ма должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает граждан на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение определенной работы, занятие определен­ного места в управленческих структурах, приобретение опреде­ленных служебных и личных прав.

Должность — это прежде всего служебные обязанности, во ис­полнение которых должны производиться служебные действия, т. е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный ха­рактер, их объем призван создать служащему необходимые усло­вия для выполнения обязанностей. Наукой управления разрабо­тано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их соответствие друг другу. Если прав мало, то служащий не сможет выполнить обязанности; если прав больше, чем необходимо для осуществления обязанностей, это приводит к злоупотреблениям. В обоих случаях нарушения баланса прав и обязанностей возни­кает безответственность.

Служебные права являются средствами выполнения обязан­ностей по службе, а значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении не­властных субъектов это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т. д.), но, если рассматривать их с позиций государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать, т.е. это — его слу­жебные обязанности.1

Поэтому служебные обязанности и служебные права часто объ­единяют одним понятием — полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. «...Власть для должностных лиц аппарата государственного управления является не столько их субъективным правом, сколько их правовой обязанностью, мис­сию руководства они несут как известное социальное служение, становясь слугами общества и отдельного гражданина, обращаю­щегося к ним за помощью и защитой. Административно-право­вые нормы не только предоставляют государственным служащим права, возлагают на них обязанности, но и заставляют отвечать за свои действия».2

Что же касается еще одного компонента должности — личных прав, — то их набор таков, чтобы стимулировать добросовестное выполнение служащим порученного ему дела. Но здесь необходи­мо учитывать, во-первых, возможности государства (организации), а во-вторых, не забывать о социальной справедливости, не допус­кать чрезмерного выделения служащих из общей массы работа­ющих. Решать вопросы о социальном положении, например, госу­дарственных служащих, необходимо в тесной увязке с тем, как живут граждане.

До 1993 г. все служащие государственных организаций в зако­нодательстве, на практике и в науке признавались государствен­ными служащими. Иными словами, имело место широкое пони­мание государственной службы.

Правовые акты последних лет исходят из узкого понимания. Поэтому теперь необходимо различать должность в государствен­ной организации и ее разновидность — государственную дол­жность, т. е. должность в органе государственной власти.

В ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. сказано: «Государ­ственная должность — должность в федеральных органах госу­дарственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных орга­нах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Фе­дерации (далее — государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и от­ветственностью за исполнение этих обязанностей». Государственные должности, согласно закону, подразделяются на:

1.      должности, устанавливаемые Конституцией Российской Фе­дерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Рос­сийской Федерации (государственные должности субъектов Рос­сийской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председа­тели палат Федерального Собрания Российской Федерации, ру­ководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие) — государственные должности категории «А». Их можно назвать политико-судебными;

2.      должности, учреждаемые в установленном законодательст­вом Российской Федерации порядке для непосредственного обес­печения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории «Б». Их можно назвать патронатными;

3.      должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — государственные должности категории «В». Их можно назвать административ­ными.

Перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. В целях технического обеспечения деятельности го­сударственных органов в их штатное расписание могут включаться иные должности, не относящиеся к государственным.

Закон закрепил еще один формальный признак государствен­ной должности: она должна быть включена в Реестр государствен­ных должностей Российской Федерации. Реестр состоит из пере­чня политических должностей (категории «А») и Реестра государственных должностей государственной службы.

В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются должности патронатные и ад­министративные (категории «Б» и «В»), классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специали­заций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государ­ственные должности государственной службы.

Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от II января 1995 г.

Кроме того, государственные должности государственной служ­бы подразделяются по специализациям, предусматривающим на­личие у государственного служащего для исполнения обязанностей по должности одной специализации соответствующего про­фессионального образования. Специализация государственных дол­жностей государственной службы устанавливается в зависимос­ти от функциональных особенностей должностей и Особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

Таким образом, государственная должность характеризуется следующими признаками:

1.      она является частью организационной структуры органа го­сударственной власти;

2.      ее содержание — установленный правовыми актами устойчи­вый комплекс обязанностей и прав, связанный с осуществлением государственных функций и рассчитанный на одного человека;

3.      она должна быть внесена в Реестр государственных долж­ностей.


4.      Понятие и классификация государственных служащих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты