Классификация государственных служащих

Комментируемая статья не включает в состав данного законодательства акты о муниципальной службе, даже если эти вопросы регламентируются в законах о государственной службе субъектов РФ. Между тем многие субъекты РФ именно так и поступают.

Закон Воронежской области «О государственной и муниципальной службе Воронежской области» регулирует отношения в сфере как государственной, так и муниципальной службы в органах местного самоуправления области. И такой подход следует считать обоснованным.

В свою очередь, Российская Федерация вправе вводить общие установочные нормы по вопросам не только государственной, но и муниципальной службы, в соответствии с которыми субъекты РФ вправе осуществлять собственную правовую регламентацию обеих сфер.

В настоящее время отсутствует федеральная нормативная база для фактически функционирующей муниципальной службы. Ее необходимость вытекает из ст.12, п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и прямо определена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 17 ст. 4), относящим регулирование основ муниципальной службы к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Установление федеральным законом пределов правового регулирования муниципальной службы субъектами РФ необходимо для обеспечения конституционных гарантий самостоятельности местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 12, ст. 132 и 133 Конституции РФ.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона об основах муниципальной службы в Российской Федерации, который развивает и конкретизирует положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон будет иметь рамочный характер. Он определит правовые основы, в соответствии с которыми субъекты РФ должны принять свои законы о муниципальной службе.

Закон распространяется на государственных служащих всех государственных органов. Вместе с тем в п. 2 ст. 4 Закона прямо указывается, что особенности службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании комментируемого Закона.

Так, федеральными законами регулируются отношения государственной службы в военизированных и правоохранительных органах, а также в органах, работники которых в силу служебных обязанностей соприкасаются с населением, различными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляют специальные контрольно-надзорные функции (транспорта, связи, различных инспекций и др.). Такими законами являются: Закон РФ от 11 февраля 1993 г. «О воинской обязанности и военной службе» (29), Закон РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» (30), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О статусе военнослужащих» (31); Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (32), Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (33) и др.

В данном случае речь идет не об изъятиях из Закона, а об учете специфики возлагаемых на отдельные государственные органы задач и функций, а также предоставленных для этих целей полномочий их работников. Поэтому законы, регулирующие особенности государственной службы, должны учитывать требования, как комментируемого Закона, так и законов о правовом статусе соответствующих государственных органов. Например, в основу проекта федерального закона о службе в федеральных органах налоговой полиции, подготовленного в соответствии с решением Правительства РФ от 28 марта 1996 г. (протокол № 11, раздел IV), положены требования настоящего  Закона,  Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, а также других законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации о службе в правоохранительных органах Российской Федерации.

Особенности государственной службы в отдельных государственных органах практически устанавливаются наряду с законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 30 декабря 1994 г. № 2245 «О федеральной пограничной службе» (34) определены некоторые особенности службы в этих войсках; Положением, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. (35), установлен действующий пока порядок прохождения службы в органах налоговой полиции Российской Федерации; Положением, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. (36), - порядок прохождения службы в органах внутренних дел; постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 июля 1993 г. (37) - порядок и условия службы по совместительству в системе Министерства внутренних дел РФ и т.д.

К числу нормативных правовых актов, в которых регламентируются особенности государственной службы, следует отнести уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц; должностные инструкции и др.

Закон предусматривает, что на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, но с особенностями, установленными настоящим Законом.

Это положение полностью соответствует Конвенции 1978 года о трудовых отношениях на государственной службе, принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 27 июня 1978 г. Статья 9  Конвенции предусматривает, что государственные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, но при единственном условии: соблюдении обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых ими функций.

Статья 3 Закона не устанавливает приоритета законодательства о государственной службе перед законодательством о труде. КЗоТ и другие акты законодательства о труде применяются к отношениям государственной службы в полном объеме, за исключением особенностей, предусмотренных настоящим Законом. Эти особенности касаются: порядка поступления и нахождения на государственной службе (ст. 21); проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности (ст. 22); испытания при замещении государственной должности (ст. 23); порядка и условий проведения аттестации государственных служащих (ст. 24). Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, в настоящем Законе (ст. 25) устанавливаются и иные основания увольнения государственного служащего. Статья 15 предусматривает гарантии для государственных служащих.

Но наиболее существенные особенности по сравнению с законодательством о труде Российской Федерации касаются прав и обязанностей (ст. 9, 10 Закона), а также их ограничений для государственных служащих (ст. 11 Закона).

 Согласно п. 4 ст. 4 Закона на государственных служащих, замещающих должности категории «Б», действие настоящего Закона распространяется с ограничениями, касающимися срока назначения или избрания государственных служащих категории «А».


3. Понятие и классификация государственных должностей

Специфическая концепция государственной службы положена в основу Закона Российской федерации от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской федерации» (далее Закон Российской Федерации о государственной службе). В трактовке этого Закона под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом зако­не. То есть, не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. Под этим углом зрения должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные должности. Разновидностью государственных являются государственные долж­ности государственной службы.

Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

К категории «А» относятся государственные должности, уста­навливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными за­конами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных орга­нов (Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

К категории «Б» относятся государственные должности, учреждае­мые в соответствии с законодательством Российской Федерации поряд­ке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

К категории «В» относятся должности, учреждаемые государствен­ными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные долж­ности государственной службы, с понятием которой и связывается слу­жебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государст­венные должности категории «А» не признаются государственными дол­жностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающие их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

Перечень государственных должностей и государственных долж­ностей государственной службы дается соответственно в Реестре госу­дарственных должностей Российской Федерации и, являющимся его частью, Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации. К последнему прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим.

К негосударственным относятся должности, включаемые в штат­ные расписания государственных органов в целях технического обеспе­чения их деятельности.

В Законе об основах государственной службы имеется неопределен­ность относительно того, в каких органах учреждаются государствен­ные службы. В нем сказано — «В федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации". Следовательно, во-первых, не все государственные органы являются органам исполнительной власти, что в принципе верно; во-вторых, нуждается в уточнении, какие государственные органы подразумеваются под «иными». Несомненно, что ими являются территориальные органы,  создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий (п. 1 ст. 78 Конституции РФ). Кроме 1 того, Конституцией Российской Федерации обозначена Администрация  Президента Российской федерации. При всех различиях во взглядах на ее организационно-правовую природу, здесь учреждаются государственные должности, не входящие в категорию «А». Хотя Конституция Российской федерации в прямой форме не предусматривает образование Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в ее структуре также имеются государственные должности.

Закон Российской Федерации об основах государственной службы умалчивает об «иных государственных органах» субъектов Российской Федерации, которые имеют законные основания для образования таких органов и учреждения в них государственных должностей.

Таким образом, по букве и смыслу Закона об основах государствен­ной службы такую службу реализует юридически ограниченный круг лиц: только те лица, которые замещают государственные должности государственной службы.

За этот круг выведены лица, реально концентрирующие в своих руках власть, определенную компетенцией соответствующих органов («элита власти»), и лица, выполняющие вспомогательно-технические функции. Это означает также, что деятельность служащих в соот­ветствии с занимаемыми должностями на государственных предприятиях, в государственных учреждениях и организациях данный закон не рассматривает как государственную службу (см. подробнее § 2 данной главы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты