Расходы федерального бюджета на 2003 год
Р А С Х О Д Ы
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
на 2003 год.
Реферат Карасева Алексея Михайловича
студента 41 гр. IV курса
Преподаватель: Зыкова Г.М.
Екатеринбург
2003
П Л А Н:
Стр.
1. Федеральный бюджет на 2003 год.
Расходы федерального бюджета.
2. Оценка политиков о федеральном бюджете на 2003 г.
Различные мнения о расходах федерального бюджета на 2003 год.
3. Сравнение структуры расходов федерального бюджета
с прошлым годом.
4. Оценка и различные мнения по исполнению расходной части
бюджета за I квартал 2003 года.
5. Заключение.
6. Литература
I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА 2003 ГОД.
Формирование проектировок федерального бюджета на 2003 год осуществлялось под воздействием ряда факторов, оказавших определяющее влияние на структуру расходов федерального бюджета. К их числу следует отнести:
- большие, чем в 2002 году объемы платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга и, как следствие, необходимость формирования максимального в 2002 году объема финансового резерва, а также достаточного уровня профицита федерального бюджета на 2003 год, позволяющего обеспечить сбалансированность федерального бюджета по источникам его финансирования;
- самое крупное, за все предыдущие периоды, изменение в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации - отмена с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог - с соответствующей компенсацией, позволяющей сохранить сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации в 2003 году и достаточный уровень финансирования дорожного хозяйства в стране;
- стабильный, с некоторым снижением в среднесрочном периоде, как доли в ВВП, уровень непроцентных расходов расширенного Правительства, как гарантия сбалансированной бюджетной политики;
- обеспечение объявленных приоритетов в финансировании отдельных расходов федерального бюджета: судебной реформы, обороны и безопасности государства, науки и образования.
При этом все решения, которые реализованы в параметрах проекта федерального бюджета на 2003 год, требовали взвешенной сбалансированной оценки с тем, чтобы не вызывать диспропорций в структуре расходов как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основные параметры проекта федерального бюджета сформировались по доходам в сумме 2417,8 млрд. рублей, или 18,5% к ВВП, по расходам - в сумме 2345,6 млрд. рублей, или 18% к ВВП, профицит федерального бюджета определился на уровне 0,6% к ВВП.
РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.
Объем расходов федерального бюджета на 2003 год сформирован в сумме 2345,6 млрд. рублей, из которых 365,64 млрд. рублей - средства передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд. рублей - процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей - непроцентные расходы федерального бюджета.
В числе приоритетов непроцентных расходов федерального бюджета на 2003 год: судебная реформа, оборона и безопасность государства, наука и образование. Проектировки расходов по этим разделам функциональной структуры расходов федерального бюджета на 2003 год обеспечены с ростом ассигнований по сравнению с утвержденным уровнем 2002 года (в сопоставимых условиях) по разделу "Судебная власть" - в 1,33 раза, по разделу "Национальная оборона" - в 1,26 раза, по разделу "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" - в 1,46 раза, по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" - в 1,22 раза, по разделу "Образование" - в 1,22 раза.
Экономическая структура расходов федерального бюджета также претерпела существенные изменения: возросла доля расходов федерального бюджета, направляемая на выплату денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 6,4% в 2002 году до 9,3% в 2003 году в связи с введением новых условий выплаты денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 июля 2002 года, и как следствие этого в структуре расходов федерального бюджета увеличилась доля ассигнований, направляемых на выплату пенсий уволенным из числа военных и приравненных к ним пенсионеров, - с 3,4% в 2002 году до 5,5% в 2003 году. Доля расходов, направляемых на финансирование оплаты коммунальных услуг в общих расходах федерального бюджета осталась неизменной и составляет 3,4 процента, при этом в абсолютном выражении возрастает в 1,2 раза.
Проект расходов федерального бюджета на 2003 год предполагает также и изменения функциональной структуры расходов.
II. ОЦЕНКА ПОЛИТИКОВ О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ
НА 2003 ГОД.
Наиболее полно и ясно федеральный бюджет на 2003 год оценивает фракция «ЯБЛОКО».
«ЯБЛОКО» считает, что начался экономический прорыв и наконец появляется прозрачность бюджетной политики, которая необходима любому государству.
Важнейшим показателем ответственности при проведении бюджетной политики служит степень контроля представительной власти в отношении содержания и исполнения бюджета. Прозрачность бюджета означает, что народ и его представители в парламенте могут увидеть, на что пошел каждый рубль налогоплательщика.
Для "ЯБЛОКА" неприятие проводимой в стране с 1991 г. экономической политики означало в первую очередь отказ голосовать за правительственные бюджеты, которые привели к "черному вторнику" 1994 г., кризису 17 августа 1998 г., накоплению огромного внешнего долга, и колоссальной растрате государственных средств. В этом, они считают, и есть принципиальное отличие от "оппозиционности" КПРФ и ЛДПР, бросающихся радикальными лозунгами на митингах, но последовательно голосовавших за все правительственные бюджеты 1994-2000 гг.
"ЯБЛОКОМ" был разработан Бюджетный кодекс, благодаря которому бюджеты всех уровней стали на порядок прозрачнее, а возможности нецелевого использования средств на порядок уменьшились. Кроме того, фракция ежегодно начиная с 1999 г. разрабатывает Альтернативные бюджеты, многие положения которых учитываются Правительством: увеличение доходов бюджета на 2000-2002 гг. на 30-125 млрд. руб., выделение этих средств на военную реформу, компьютеризацию школ, трансферты регионам.
Принципиальными особенностями "ЯБЛОЧНЫХ" проектов бюджета являются:
-бездефицитность и сокращение государственного долга;
-приоритет бюджетных расходов по разделам "Образование", "Судебная власть", "Национальная оборона";
-придание бюджету открытости и прозрачности.
А для дальнейшего усиления прозрачности и предсказуемости бюджетной политики «ЯБЛОКО» предлагало:
-завершить перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение, обязательность публикации бюджетной отчетности;
-принять разработанный "ЯБЛОКОМ" закон "О среднесрочном бюджетном планировании";
-включить в бюджет перспективный финансовый план на 5 лет для придания стабильности бюджетному процессу;
-ужесточить требования к раскрытию информации по видам доходов и расходов бюджета;
-принять разработанный "ЯБЛОКОМ" закон "Об обязательности публичной оферты при привлечении заемных средств федеральным бюджетом", что будет способствовать гласности и открытости процедуры привлечения заёмных средств бюджетом;
-принять разработанный "ЯБЛОКОМ" закон "Об операциях на открытых рынках, совершаемых за счет средств бюджета РФ", который вводит оперативный контроль со стороны Счетной палаты за всеми операциями, совершаемыми Правительством на открытых рынках;
-ввести исчерпывающий перечень расходов из резервных фондов бюджетов всех уровней, упразднить резервный фонд Президента (ввиду его функциональной неопределенности), запретить создание резервных фондов депутатов;
-ужесточить условия перераспределения бюджетных ассигнований распорядителями бюджетных средств между конечными получателями;
-сократить возможности правительства по манипулированию дополнительными доходами.
-увеличить доходы от государственной собственности, а также платежей при пользовании природными ресурсами страны.
На некоторые особенности «ЯБЛОЧНЫХ» проектов бюджета законодатели обратили внимание и включили в проект Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2003 год».
РАЗЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ О РАСХОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2003 ГОД.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике на 2003 год" в целом ориентировано на продолжение курса 2001-2002 гг. Его основная целевая установка - обеспечение текущих платежей по государственному долгу. Президент отметил ряд успехов Правительства в упорядочении бюджетного процесса. В 2000 и 2001 гг. федеральный бюджет был исполнен, а на 2002 год - сформирован с профицитом. Создан финансовый резерв для обеспечения безусловного выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга.
Не менее важными факторами развития бюджетного процесса являются упорядочение налоговой системы, которая должна стать своеобразным стимулом развития малого и среднего предпринимательства, а также роста реальных доходов населения. Также усиление бюджетной дисциплины, повышение эффективности казначейского контроля за использованием государственных средств. Отмечено также повышение уровня концентрации бюджетных расходов на приоритетных направлениях, в том числе в рамках федеральных целевых программ, Программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г.
Проектировки федерального бюджета на 2003 год формировались Правительством РФ в русле целевых установок профицитной бюджетной политики, ориентированной на необходимость выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга, пик платежей по которому приходится именно на предстоящий год.
Министерство финансов РФ в этом году добилось по стабилизации бюджетного процесса в ходе формирования казначейской системы исполнения федерального бюджета, по расшивке бюджетных неплатежей и задолженностей, в том числе и по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
Начиная с 2000 г. бюджетная система России функционирует в режиме профицитного бюджета. Правительство считает, что лучшей экономической оценкой данной политики является определенная финансовая стабилизация в России.
Финансовые отношения хозяйствующих субъектов в условиях рынка ориентированы не на государственные финансы, а прежде всего на рыночное равновесие, которое достигается балансированием спроса и предложения. Государственные финансы (в том числе и бюджетные отношения) сконцентрированы на задачах регулирования движения централизованных финансовых потоков, определения вектора движения всех финансовых потоков в стране, соответствующего приоритетам и целям государственной экономической политики.