105,7%
2101
Финансовая помощь бюджетам других уровней
28 154,00
27 700,50
98,4%
479
Господдержка дорожного хозяйства
2 745,90
2 745,90
100,0%
480
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ
17 152,90
18 559,00
108,2%
364
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
15 972,00
17 378,10
108,8%
455
Cубвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области
300,00
300,00
100,0%
456
Субсидии на господдержку закупки и доставки нефти, нефтепродудтов, топлива и прод. товаров в районы Крайнего Севера
880,90
880,90
100,0%
483
Средства, передаваемые по взаимным расчетам
160,70
36,10
22,5%
485
Дотации и субвенции
2 604,40
2 701,40
103,7%
489
Фонд Компенсаций, субсидии
4 470,40
2 638,40
59,0%
675
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года"
574,3
574,3
100,0%
681
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года"
445,4
445,4
100,0%
2102
Фонд регионального развития
434,90
349,70
80,4%
2103
Мероприятия в области регионального развития
449,00
275,80
61,4%
2104
Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам
32 414,00
36 603,30
112,9%
По подразделу 01 “Финансовая помощь бюджетам других уровней” финансирование выполнено на 98,4%. Недофинансирование по целевым статьям “Средства передаваемые по взаимным расчетам” (22,5% от уточненного объема) и “Фонд компенсаций и субсидий” (59,0% от уточненного объема), а также перефинансирование по дотациям на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (на 1406,1 млн. рублей) и целевой статье “Дотации и субвенции” (на 97,0 млн. рублей) объясняется тем, что лимиты находятся в стадии уточнения.
Недофинансирование расходов, связанных с реализацией Федеральных законов Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы” и “О представлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы” (22,5% от уточненного объема) объясняется тем, что финансирование указанных расходов осуществляется на основе отчетов о фактически произведенных расходах на указанные цели за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
По подразделу 2102 “Фонд регионального развития” финансирование произведено на 80,4% от уточненного объема, так как не был перечислен выделенный лимит финансирования на февраль месяц по причине того, что не завершена работа, проводимая согласно пункту 21 постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.03 г. №85 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год” Минэкономразвития России, Минфином России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по утверждению распределения средств, предусмотренных на финансирование программ развития регионов, по субъектам, объектам и мероприятиям. На проведение данной работы установлен месячный срок.
По подразделу 2103 “Мероприятия в области регионального развития” недофинансирование в феврале составило 173,2 млн. рублей и объясняется следующими причинами:
отсутствие заключенных договоров с заказчиками-застройщиками (Минэнерго России, Минтранс России, Госстрой России, МЧС России, Минтруд России, Минобороны России, Росавиакосмос, Минпромнауки России);
несвоевременное представление министерствами и ведомствами платежных документов на перечисление средств (МПР России, Минздрав России);
отсутствие информации от заказчиков-застройщиков о фактически выполненных объемах работ и услуг (Госкомспорт России).
По согласованию с руководством Минфина России по подразделу 2104 “Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам” финансирование превысило уточненный объем за февраль на 4 189,3 млн. рублей в счет лимитов марта месяца 2003 года.
по разделу “Военная реформа” финансирование в феврале составило 85,3% от уточненного объема на февраль. Недофинансирование объясняется тем, что государственные жилищные сертификаты финансируются по мере предъявления к оплате, точно спланировать данные расходы не представляется возможным
по разделу “Прочие расходы” финансирование за январь-февраль составило 909,3 млн. рублей. При этом выдача бюджетных ссуд для покрытия временного кассового разрыва субъектам Российской Федерации первоначально не предусматривалась, но, учитывая необходимость погашения кредиторской задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и предотвращения критических ситуаций с отоплением в ряде субъектов Российской Федерации, в январе-феврале т.г. дополнительно были выделены средства на выдачу бюджетных ссуд в объеме 900,0 млн.рублей. Указанный объем ссуд полностью распределен между субъектами Российской Федерации. По состоянию на 01.03.03г. перечислено 760,0 млн. рублей. Оставшиеся средства будут перечислены по мере подписания Соглашений по выдаче бюджетных ссуд под временный кассовый разрыв.
Погашение бюджетных ссуд, выданных субъектам Российской Федерации, в январе-феврале т.г. предусмотрено в сумме 500,0 млн. рублей. Однако фактически погашение не осуществлялось.
по разделу “Целевые бюджетные фонды” расходы Фонда Минатома России, предусмотренные в феврале в размере 3,6 млрд. рублей, профинансированы на 1,4 млрд. рублей (38,3%). Расходы произведены по потребностям фонда, в пределах установленного лимита.
В январе-феврале 2003 года в приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащим. Средства на эти цели были выделены в полном объеме от запланированного на указанный период и составили 77,2 млрд. рублей
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
После распада командно-административной системы органы власти России существенно сократили интенсивность использования в повседневной практике таких, ранее распространенных, инструментов управления обществом как насилие и пропаганда. В тоже время в жизни страны существенно возросла роль финансов и в настоящее время финансовые взаимоотношения между субъектами общества являются доминирующими.
Основной проблемой административно-территориального устройства России является незавершенность преобразований в этой области, в частности: относительно частые изменения количества муниципалитетов, пересмотр их границ, перераспределение бюджетных прав и обязанностей между муниципалитетами и подразделениями субъекта федерации. Несмотря на то, что муниципальный уровень власти еще не устоялся, в целом бюджетная система организована стандартно – за каждым органом власти закреплен денежный фонд – бюджет, утверждаемый и исполняемый, соответственно, законодательной и исполнительной ветвями власти.
В качестве примера особенностей бюджетной системы можно назвать организацию работы с бюджетом в Тюменской области. Тюменская областная Дума состоит из 25 человек, из которых 14 избраны от Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прежде входивших в состав области. Областной бюджет Тюменской области рассматривается и утверждается Тюменской областной Думой, то есть, в том числе и депутатами от иных субъектов федерации, чем Тюменская область. При этом, свои бюджеты округа утверждают самостоятельно, без участия сторонних депутатов.
В то же время, несмотря на формальное различие в статусе, органы власти областей, краев, республик, автономных округов и закрытых административно-территориальных образований имеют одинаковые права и обязанности в финансовой сфере.
Бюджетная система Российской Федерации, которой все еще присущи масса проблем и негативных черт, находится в настоящий момент в стадии трансформации, то есть – смены ценностного ядра системы. Это долгий и тяжелый процесс, который, учитывая масштабы предстоящих преобразований, скоре всего займет несколько десятилетий. Поэтому структура распределения финансов в федеральном бюджете нестабильная. От общего состояния внешнеэкономической ситуации в мире, мировой экономики, политики государства и зависит распределение расходов в федеральном бюджете нашего государства, т. е. что на сегодняшний год важнее для государства с учетом политики и предстоящих реформ, на то и распределяется большее количество финансов, а что может подождать, то остается на потом.
VI. ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление государственной думы феде6рального собрания РФ
О принятии во втором чтении проекта федерального закона N 235269-3 "О федеральном бюджете на 2003 год" и о распределении расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
2. В.Горегляд «Старая концепция нового бюджета» Ж: Вопросы экономики – 2002 № 10
4. «Центр развития»: Комментарий к проекту федерального бюджета на 2003 год.
5. Предварительная оценка исполнения объемов финансирования расходов, дефицита и поступления доходов федерального бюджета в январе-феврале 2003 года.
(на основании данных о финансировании).