Кассационное производство в российском гражданском процессе

10 Верховный Суд Российской Федерации, официальный сайт, информация по судебным делам и надзорным жалобам, 2006г. #"1.files/image002.gif">- рассмотрение дела судом в незаконном составе;

Интереснейшая коллизия права в связи с этим была рассмотрена Независимым экспертно-правовым советом, в который за разъяснением обратилось Общественное объединение «Сутяжник» с запросом о законности назначения на должность судьи Североуральского городского суда Сорочинского В.В. и обоснованности определения Верховного Суда РФ об отказе в принятии заявления Ежова В. А. к рассмотрению.11

Так, «Ежов В.А. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 5 указа Президента РФ от 17 января 2003 года № 46 «О назначении судей районных судов» в части назначения на должность судьи Североуральского городского суда Сорочинского В.В.

______________________________________________________________

11 Независимый экспертно-правовой совет - общественная, неполитическая, некоммерческая организация, деятельность которой направлена на содействие демократическим преобразованиям в России в области прав и свобод человека. Во взаимодействии с правозащитными организациями Совет осуществляет гражданский контроль над законодательной политикой и правоприменительной практикой государства.


23 августа 2004 года определением судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д. в принятии заявления было отказано в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. 25 ноября 2004 года определение оставлено без изменений кассационной коллегией Верховного Суда РФ.

В обоснование принятых решений приводятся следующие доводы.

Согласно статье 255 ГПК РСФСР, к действиям и решениям, которые могут быть обжалованы в суд, относятся такие действия и решения, которыми нарушены права и свободы граждан или созданы препятствия для осуществления гражданами своих прав и свобод.

Указ Президента РФ о назначении на должность судьи сам по себе прав и свобод заявителя не нарушает.

Судебное постановление судьи по конкретному гражданскому делу может быть обжаловано в кассационном и надзорном порядке в вышестоящий суд.

Представляется, что отказ в принятии заявления к рассмотрению Верховным Судом РФ является необоснованным.

Заявитель ставит вопрос о том, что его дело рассмотрено

незаконным составом суда, поскольку председательствующий по делу Сорочинский В.В., находясь под следствием, не мог быть назначен на должность судьи в соответствии с Федеральным законом «О статусе судей».

Действующее гражданско-процессуальное законодательство действительно предоставляет право обжаловать в кассационном и надзорном порядке судебные постановления в связи с существенным нарушением процессуального законодательства, в том числе и в связи с незаконным составом суда.

Однако в рассматриваемом случае вопрос о законности или незаконности состава суда может быть решен только путем проверки законности указа Президента РФ о назначении на должность судьи, что относится к исключительной компетенции Верховного Суда РФ.

Таким образом, Ежов В.А. не имел возможности обжаловать постановление судьи по конкретному делу в связи с незаконным составом суда, поскольку суд кассационной и надзорной инстанции не имеют полномочий для рассмотрения данного вопроса.

Отказав в принятии заявления, Верховный Суд РФ полностью лишил Ежова В.В. возможности обжаловать судебные постановления в связи с незаконным составом суда и ограничил его конституционное право на рассмотрение дела судом, созданным на основании закона.»12

Независимый экспертно-правовой совет затруднился дать заключение о законности назначения Сорочинского В.В. на должность судьи, сославшись при этом на необходимость изучения конкретных обстоятельств дела.

Я считаю что, по данному вопросу, Верховный Суд должен был  предоставить Ежову В.А. возможность обжаловать судебные постановления, так как конституционное право имеет высшую юридическую силу, должно быть обеспечено судебной защитой и Президентом Российской Федерации как гарантом ее Конституции.

Для этого представляется необходимым внести соответствующие изменения в гражданско-процессуальное законодательство и разрешить судам второй инстанции проверку нормативно-правовых актов любой юридической силы, за исключением акта высшей юридической силы –Конституции Российской Федерации.

- рассмотрение дела в отсутствие участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного


12 Официальный сайт ОО «Сутяжник» 2006г, судебные дела, #"#">#"#">#"#">http://www.sutyajnik.ru/erm/osi/zakluchenija/ezhov_neps.htm, обращение Ежова В.А. в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 5 указа Президента РФ от 17 января 2003 года № 46 «О назначении судей районных судов» в части назначения на должность судьи Североуральского городского суда Сорочинского В.В.






















 

Основной целью моей работы являлось изучение и попытка оценки неопределенностей правовых предписаний, имевших место в теории и на практике в отношении института проверки законности и обоснованности судебных постановлений в порядке кассации. Новый процессуальный кодекс, не устранил многих вопросов допускавших различное толкование правоприменения в российском гражданском процессе.

Основным методом, использовавшимся мною при подготовке данной работы, явилось исследование дискуссионных норм российского процессуального законодательства, регулирующих производство в кассационной инстанции. Оценка эффективности этих норм, сравнение их с институтом апелляции позволяет выявить их сходства и отличия, установить соответствие принципам гражданского процесса и общим требованиям гражданской процессуальной формы.

         Вывод, к которому я пришел в итоге работы над этой темой сводится к тому, что в гражданском процессе, как и в арбитражном процессе, необходимо возвращение к классической модели проверки судебных постановлений: сначала в апелляционном, затем кассационном порядке.

Для этого представляется необходимым произвести ряд усовершенствований действующего законодательства и судебной системы. Так кассационный суд не должен выносить новых решений по делу, отменяя решение он должен направлять его на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.  Требуется изменение системы судов общей юрисдикции: создание апелляционных окружных судов, проверяющих не вступившие в законную силу судебные акты с точки зрения их законности и обоснованности, что приведет к усовершенствованию действующей модели гражданского судопроизводства.

Областные и равные им по компетенции суды следует наделить компетенцией по проверке законности (правовой стороны) вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке. Верховному Суду РФ надлежит осуществлять исключительную (чрезвычайную) юридическую проверку вступивших в законную силу судебных постановлений.

Чрезвычайность будет проявляться в том, что в силу указания закона в данный суд можно будет обратиться только после того, как судебный акт был предметом проверки суда апелляционной и (или) кассационной инстанции.

Исключительность будет проявляться в том, что для принятия соответствующего заявления или жалобы будет предусмотрен либо допуск суда второй или третьей инстанции на обращение в высший судебный орган, либо «фильтр» в виде состава судей, предварительно рассматривающих заявление или жалобу; основаниями для передачи заявления или жалобы в суд высшей инстанции будут служить обеспечение единообразия судебной практики, необходимость толкования правовой нормы, применение которой вызывает сложности, обеспечение публичных интересов, интересов общества.

В результате предлагаемых изменений отпадут такие проблемы как:

- определение подсудности надзорной жалобы;

- необходимость обращения к председателю суда надзорной инстанции в случае отказа судьи истребовать дело или передать надзорную жалобу для рассмотрения в суд надзорной инстанции

- возможность обжалования актов мировых судей, апелляционных решений и определений районных судов в порядке надзора в Верховный Суд РФ.

Отвечая на вопросы уважаемого рецензента я хотел бы  объяснить свою позицию как можно более точно. Так, в вопросе о наличии в современной кассации признаков апелляции и ревизии, я сознательно не стал углубляться в рассмотрение каждой этой составляющей в отдельности,  акцентируя внимание именно на общей тенденции. Однако могу дать более развернутый ответ на этот вопрос.

Классическая кассация в чистом виде представлена в арбитражном процессе и ее основными признаками являются:

- проверка законности уже вступившего в силу решения суда первой инстанции

- пересмотр такого решения

- установление правильности применения норм материального права и норм процессуального права

Место и роль кассации как высшей инстанции в судебной системе определяется с учетом опыта судоустройства ряда современных европейских стран. В частности, во Франции систему организации гражданского правосудия возглавляет Кассационный суд (Верховный суд), главной функцией которого является проверка законности судебных актов, вынесенных по определенным категориям дел (цена иска должна превышать 18 900 франков). Обоснованность указанных актов, правильность решения вопроса, полноту обстоятельств дела Кассационный суд не контролирует.

Такой же компетенцией наделены суды ревизионных инстанций ФРГ: Федеральный суд ФРГ; федеральные суды по административным, трудовым, социальным и финансовым делам; в Баварии - Верховный суд земли Бавария. В ревизионном производстве спор рассматривается заново только в правовом аспекте, фактическая же основа гражданского дела, констатированная апелляционным судом, остается для суда ревизионной инстанции обязательной (2).

Отвечая на второй вопрос замечу, что любое нарушение материального и процессуального права можно рассмотреть как нарушение интересов законности. Не только частные лица, но и государство как властный субъект правоотношений, заинтересованы в рассмотрении споров в соответствии с нормами материального и процессуального права

Относительно возможности закрепления в гражданском процессуальном законодательстве правила запрета поворота к худшему при пересмотре дела в суде кассационной инстанции, я считаю, что такое закрепление было бы неправильным и нанесло бы вред интересам правосудия по следующим причинам:

- в гражданском процессе должны быть выяснены все обстоятельства по делу, и они одинаково важны для обеих сторон процесса, а поэтому поворот к худшему должен иметь возможность быть реализованным;

-   запрет поворота к худшему, в случае его необходимости в процессе в отношении одной стороны, автоматически приведет к нарушению прав и второй стороны.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты