Как показывает опыт мирового социально-экономического развития, приватизированные процессы периодически сменяются процессами национализации.
Разновидностью национализации является деприватизация – обращение в
государственную собственность приватизированного ранее имущества. Примером
повторной национализации может служить деприватизация черной металлургии в
Великобритании в 1967г., которая была национализирована в первые годы после
второй мировой войны, а затем подверглась денационализации очередным
правительством консерваторов.[113] Решение об обращении в государственную
собственность в порядке национализации принимается, как правило, на основе
закона, определяющего условия, порядок и механизм национализации
конкретного имущества. В исключительных случаях национализация проводиться
путем принятия правительством специального постановления.[114]
Инициатива в проведении национализации может исходить от субъектов законодательной инициативы. По некоторым мнениям сторонников национализации в современной России такая инициатива может исходить также от политических партий, профсоюзов (признанных на общенациональном уровне) и трудовых коллективов предприятий негосударственных форм собственности на основаниях угрозы экономической и национально-государственной безопасности страны, загрязнения предприятиями окружающей среды, нарушение законодательства страны и т.д.[115]
Цели национализации заключаются в:
- сохранении предприятий и других объектов производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения национально-государственной безопасности страны или необходимых обществу;
- обеспечение экологической безопасности страны;
- защите потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий;
- осуществление структурной перестройки народного хозяйства;
- пресечение незаконного перевода прибылей за границу;
- установлении контроля за использованием финансовых ресурсов, которыми располагают банки и другие учреждения кредитно-финансовой сферы.;
- обеспечении реализации социально-экономических целей, намеченных национальным планом.[116]
Существует два способа национализации:
1. Принудительный: отчуждение имущества, находящегося в собственности
граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости
этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством
страны,[117] либо без возмещения в качестве карательной меры, как это имело
место, например, в случае национализации заводов «Рено» во Франции
(1945г.), владельцы которых активно сотрудничали с фашистскими
оккупантами.[118]
2. Добровольный: по инициативе граждан и юридических лиц – собственников имущества.
Объекты национализации составляют всего две группы: изначально частные предприятия, подлежащие национализации и приватизированные ранее предприятия, подлежащие обращению в государственную собственность.
Размеры возмещения определяются исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые могут возникнуть у собственника в результате национализации и исходя из сумм, фактически уплаченных новым владельцем во время приватизации государственного имущества с учетом официально определенного коэффициента инфляции.[119]
2.2. Безвозмездное принудительное изъятие имущества у собственника
Закон предусматривает следующие случаи безвозмездного принудительного изъятия имущества у собственника: обращение взыскания на имущество собственника по его долгам; отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; конфискация
Первым основанием, по которому возложено изъятие имущества у собственника на безвозмездной основе, закон называет обращение взыскания на имущество по обязательствам.[120] Такое взыскание, как правило, может производиться только на основании решения суда.[121] Однако эта норма диспозитивна… Иной порядок обращения взыскания может быть предусмотрен законом или договором. Примером иного порядка взыскания может служить взыскание по кредитному договору на основании исполнительной надписи нотариуса в соответствии со ст.87-89 Основ законодательства о нотариате.[122]
Закон специально обращает внимание на момент прекращения права собственности в связи с изъятием имущества, на которое обращается взыскание. Этот момент совпадает с моментом возникновения права собственности на изъятое имущество у другого лица, к которому переходит это имущество. При обращении взыскания следует учитывать перечень имущества граждан и юридических лиц, на которое взыскание обратить нельзя,[123] очередность удовлетворения претензий и другие правила, установленные как в гражданском, так и в гражданском процессуальном законодательстве.
В рамках исследуемой нами темы, имеет смысл обратиться к такому вопросу, как обращение взыскания на заложенное имущество, так как залог является обеспечительным обязательством и кредитор-залогодержатель в случае неисполнения обязательства должником вправе получить преимущественное перед другими кредиторами удовлетворение из стоимости заложенного имущества.
Обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество по требованию залогодержателя производится по решению суда и может быть осуществлено на основании исполнительной надписи нотариуса.[124] Удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд допускается только на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя оснований для обращения взыскания на предмет залога.[125]
Исключительно по решению суда может быть обращено взыскание на заложенное имущество в трех случаях, когда:
1) для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение другого лица или органа;
2) предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
3) залогодатель отсутствует, и установить место его нахождения невозможно.[126]
Приведенные правила свидетельствуют, что при невыполнении
обеспеченного залогом обязательства предмет залога не может автоматически
перейти в собственность (хозяйственное ведение) залогодержателей.
Независимо от того, в каком порядке обращено взыскание на заложенное
имущество – по решению суда или без обращения в суд, - предмет залога
должен быть реализован по правилам, установленным ст.350 ГК РФ. Продажу
заложенного имущества могут осуществить как судебные исполнители, так и
специализированные лицензии.
Реализация (продажа) заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится путем продажи с публичных торгов.[127] ГК РФ исключает возможность комиссионной продажи заложенного имущества, так как продажа заложенного имущества с публичных торгов позволяет получить за него наивысшую цену и тем самым защитить интересы залогодателя.
В этой связи, следует обратить внимание на такую меру, как арест имущества должника. Как пишет К.И. Скловский: «Арест, как и вообще административное вмешательство, направлен конечно, не против вещи, а против лица, он парализует именно его юридически значимую волю – его главное правовое качество, обрекает его на пассивность в течение всего времени вмешательства и в целом игнорирует волю против его имущества…».[128]
Следовательно, юридическая суть ареста имущества – игнорирование
публичной властью, а значит и обществом, основных юридических качеств
должника, и прежде всего возможности волеизъявления себя в своих вещах.
Поэтому прекращается и реализация собственника в вещи (с момента ареста), а
возможная реализация вещи на торгах, - это уже не его реализация.
Прекращение права собственности на имущество, которое не может ему принадлежать, предусматривает подпункт 2 п.2 ст.235 и ст.238.
Вполне возможны ситуации, когда имущество оказалось в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, но эти основания отпали. Например, изменился правовой режим вещи. Это касается культурных и исторических памятников, оружия и т.д.[129] Из вещи, находившейся в свободном обращении, она перешла в разряд ограниченно обороноспособных или изъятых из оборота вещей и более не может находиться в собственности данного лица.
Или изменился статус юридического лица, наделенного специальной правоспособностью, в результате чего отпали основания, чтобы то или иное имущество было в его собственности.
На эти и аналогичные случаи и рассчитаны п.1, 2 ст.238 ГК РФ: «Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок».[130] Имущество подлежит отчуждению тому лицу, в собственности которого оно может быть.
Если имущество не будет отчуждено собственником в установленный срок, соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления обращается в суд с заявлением о принудительном отчуждении имущества. По решению суда имущество, с учетом его характера и назначения, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением ему стоимости имущества, определенной судом, за вычетом затрат на отчуждение имущества.
Приведем наглядный пример применения нормы об изъятии имущества в силу прекращения прав собственности на имущество юридического лица, которое не может ему принадлежать.
При изменении правового статуса имущества райпотребсоюза (РПС) при образовании в его составе коопунивермага и последующем преобразовании этого структурного подразделения в самостоятельное юридическое лицо возникла проблема правопреемства на здания, принадлежавшие ранее РПС.
Из предъявленных документов следует, что коопунивермаг был создан в
1980г. и первое время функционировал как структурное подразделение РПС с
отдельным балансом для ведения финансовой отчетности.[131] В этот период
коопунивермаг занимал ряд зданий, которые РПС сначала арендовал у
горсовета, а затем они в 1963г. были переданы ему решением исполкома
райсовета в собственность. В последние годы РПС за счет собственных средств
реконструировал и построил несколько зданий, которые передал на баланс
коопунивермага.
При этом следует иметь в виду, что указанный период отношения этих организаций регулировались нормами Примерного устава районного Союза потребительских обществ. Пункт 19 этого акта предоставлял РПС право за счет своих средств строить магазины и другие объекты, однако, действовавшее в этот период законодательство не предусматривало механизма перехода права собственности к этим структурным подразделениям на имущество, переданное им в пользование райпотребсоюзом.[132]
В 1991г. РПС и коопунивермаг подписали учредительный договор, в
соответствии с которым РПС выступил учредителем коопунивермага и образовал
его уставный фонд. Согласно договору названный фонд являлся обособленной
частью учредителя, при этом райпотребсоюз не передавал здания в уставный
фонд коопунивермага. Следовательно, находившиеся в собственности РПС и
переданные на баланс коопунивермага здания, при преобразовании последнего в
1991г. в самостоятельное юридическое лицо, в уставный фонд коопунивермага
не вносилось. Это означает, что право собственности на указанные объекты,
осталось у райпотребсоюза, а коопунивермаг должен был рассматриваться в
качестве их титульного владельца, как юридическое лицо в РПС.[133]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8