Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу

Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Основная часть

Глава 1. Порядок возбуждения надзорного производства:

1.1. Субъекты, имеющие право на подачу надзорной жалобы, представления

1.2. Объекты надзорного производства

1.3. Сроки на обжалование в суде надзорной инстанции. Восстановление пропущенного срока

1.4. Содержание надзорной жалобы, представления

Глава 2. Производство в суде надзорной инстанции:

2.1. Порядок подачи и рассмотрение надзорной жалобы, представления

2.2. Рассмотрение дела по существу

2.3. Полномочия суда надзорной инстанции

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы исследования

Конституция РФ в статье 46 гарантирует каждому человеку и гражданину в Российской Федерации право на судебную защиту, которое реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В сфере гражданских правоотношений споры подлежат рассмотрению и разрешению в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Однако не все принятые судами судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, действительным обстоятельствам дела и юридическим взаимоотношениям сторон спора.

В таких случаях процессуальное законодательство предусмотрело институты пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу (надзорное производство).

Производство в суде надзорной инстанции как исключительная стадия гражданского процесса по исправлению ошибок, допущенных нижестоящими судами первой, второй и, в ряде случаев, надзорной инстанции, одновременно является одним из самых дискуссионных институтов.

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представ­ляет собой урегулированную нормами гражданского процессу­ального права совокупность тесно связанных между собой про­цессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Методология исследования. Настоящая работа основывается на общенаучном диалектическом методе познания, предполагающем объективность и всесторонность познания, а также на специальных методах, таких как: формально-логический, сравнительного анализа (в части сравнительно-исторического и сравнительно-правового анализа), комплексного анализа (в части технико-юридического, статистического и грамматического анализа).

Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу настоящей работы определили работы следующих дореволюционных, советских и современных ученых-процессуалистов: Т.Е. Абовой, Т.К. Андреевой, А.Т. Боннера, Е.А. Борисовой, Г.А. Жилина, В.М. Жуйкова, С.Ю. Каца, М.И. Клеандрова, А.С. Кожемяко, К.И. Комиссарова, Л.Ф. Лесницкой, Э.М. Мурадьян, Т.Н. Нешатаевой, С.Ю. Никонорова, И.О. Подвального, В.К. Пучинского, И.В. Решетниковой, О.Ю. Скворцова, П.Я. Трубникова, М.С. Шакарян, В.М. Шерстюка, М.К. Юкова, В.В. Яркова и других.

Цели и задачи работы. Задачей суда надзорной инстанции является обеспе­чение единообразного применения закона. Что, к сожалению, в настоящее время не всегда применяется. Поэтому целью данной работы является рассмотрение пересмотра в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть субъекты, имеющие право на подачу надзорной жалобы, представления;

2. рассмотреть объекты надзорного производства;

3. рассмотреть сроки на обжалование в суде надзорной инстанции, а также восстановление пропущенного срока;

4. рассмотреть содержание надзорной жалобы, представления;

5. рассмотреть порядок подачи и рассмотрение надзорной жалобы, представления;

6. рассмотреть порядок рассмотрения дела по существу;

7. рассмотреть полномочия суда надзорной инстанции.

Объект исследования – пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу.       

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с пересмотром в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Глава 1. Порядок возбуждения надзорного производства

1.1.        Субъекты, имеющие право на подачу надзорной жалобы, представления

После того как 5 мая 1998 года Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и признала при этом обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека, для российской правовой системы приобрел огромное значение учет прецедентной практики этого Суда. Его постановления толкуют нормы Конвенции и в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации имеют для нашей правовой системы такое же значение, как и решения российских высших судов - Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного[1].

Граждане России, так же как граждане других стран, входящих в Совет Европы, приобрели с этого времени право на обращение с жалобами в Европейский суд по правам человека[2].

Для обращения в этот Суд гражданам России достаточно было обжаловать решение суда в кассационном порядке, чтобы исчерпать все эффективные внутригосударственные средства правовой защиты, несмотря на то что ГПК РСФСР предусматривал еще одну возможность обжалования судебных решений, определений и постановлений - надзорное производство. Пересмотр дел в порядке надзора, однако, не являлся с точки зрения Европейского суда, эффективным средством правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, поскольку граждане не могли лично возбудить надзорное производство и оно не являлось обязательной частью производства по делу.

К тому же отсутствие сроков для возбуждения надзорного производства создавало ситуацию правовой неопределенности, которая могла растянуться на несколько лет и сводила на нет правило шести месяцев, установленное для подачи заявления в Европейский суд.

Во многом благодаря всему этому, существование надзорной инстанции было отменено либо сильно изменено во многих странах. Например, в Грузии, Армении, Азербайджане, на Украине законодатель отказался от надзорного производства и закрепил в ГПК две традиционные для европейских стран формы обжалования судебных постановлений: апелляцию и кассацию.

В Республике Беларусь и в Казахстане надзорное производство, возбуждаемое по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, было сохранено. Однако в нормы, регулирующие порядок обжалования, рассмотрения жалоб, полномочий и оснований к отмене судебных постановлений судами надзорной инстанций, были внесены существенные изменения[3].

В гражданско-процессуальном праве Германии также действуют два института обжалования судебных решений. Первый - это Berufung (апелляция), а второй - Revision (кассация, имеющая признаки надзорного производства в РФ). Кассационная инстанция проверяет обжалуемое судебное решение на соответствие закону. Главной целью при этом является развитие и унификация права. Правом на обращение в эту инстанцию обладают только стороны.

Надзорная жалоба или представление прокурора могут быть поданы только на вступившие в законную силу решения и опре­деления, вынесенные судом первой инстанции, определения су­дов кассационной инстанции, определения постановления судов надзорной инстанции[4].

Надзорная жалоба или представление про­курора нередко подаются одновременно на судебное решение и последующие определения, которыми оно было оставлено без изменения. Определения судов кассационной инстанции, опре­деления и постановления судов надзорной инстанции могут быть обжалованы отдельно от решения. Не составляют исключения и определения суда второй инстанции или определения и поста­новления суда, рассматривающего дело в порядке надзора, которыми решения суда первой инстанции отменены с передачей дела на новое рассмотрение.

Допустимость пересмотра таких опреде­лений и постановлений позволяет, в частности, предупредить при новом рассмотрении дела вынесение ошибочного решения на основе неправильных указаний суда второй инстанции или суда, рассматривающего дело в порядке надзора[5].

В России право на обращение в суд надзорной инстанции имеют лица, участвующие в деле, другие лица, чьи права и охраняемые зако­ном интересы нарушены судебными постановлениями (ст. 376 ГПК РФ).

Необходимо учитывать, что перечень "других лиц" шире перечня лиц, имеющих право на обжалование судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке. К ним, например, относятся юридические и физические лица, которые не привлекались к участию в деле, но права и обязанности которых судебными постановлениями были затронуты.

Помимо лиц, участвующих в деле, закон предоставляет право обратиться с надзорной жалобой другим лицам, если их права и законные

интересы нарушены судебными постановлениями. Из сказанного следует, что названные лица не выступали в процессе в качестве участвующих в деле, но судебным постановлением затронуты их права и законные интересы.

Поскольку лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, вправе действовать через представителя, то последний может быть наделен полномочием на принесение в соответствующий суд надзорной жалобы. При этом полномочия представителя на обжалование судебных постановлений ГПК РФ относит к специальным полномочиям, о которых необходима оговорка в доверенности (ст. 54 ГПК РФ).

Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, вправе обжаловать решение суда в порядке надзора, поскольку он имеет полномочия не по соглашению с ответчиком, а в силу закона и указанное право объективно необходимо для защиты прав ответчика, место жительства которого неизвестно.

При сравнении с ГПК 1964 г. следует отметить, что новый ГПК пошел по пути регламентации прав лиц, обращающихся в суд с просьбой о пересмотре дела в порядке надзора, а не по уполномочиванию должностных лиц на принесение протестов в порядке надзора. Практически законодатель закрепил сложившуюся практику, когда лица, участвовавшие в деле, обращаясь к должностным лицам, наделенным правом на принесение протеста, составляли надзорную жалобу.

Таким образом, надзорная жалоба (кстати, не нашедшая своего законодательного закрепления в ГПК РСФСР) рассматривалась в качестве возможного сигнала о вступлении в законную силу незаконного судебного постановления (наряду с газетными публикациями и пр.). На основе данных сигналов и при наличии определенных обстоятельств соответствующее должностное лицо истребовало и изучало дело, а затем либо приносило протест в порядке надзора, либо отказывало в принесении протеста. Сегодня надзорные жалобы подаются непосредственно в суд надзорной инстанции, который и решает вопрос по существу о необходимости пересмотра дела в порядке надзора.

Часть 1 ст. 376 ГПК РФ также указывает на то, что все субъекты, наделенные правом принесения жалобы в надзорном порядке, обжалуют названные судебные постановления, вступившие в законную силу, в порядке, установленном гл. 41 ГПК РФ.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представ­лением о пересмотре вступивших в законную силу решений, оп­ределений и постановлений судов Российской Федерации, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица прокуратуры Российской Федерации — Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокурор рес­публики, края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа, военного округа (флота). Дру­гие должностные лица прокуратуры не имеют права на обращение в суд надзорной инстанции[6].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты