Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе пересматривать в порядке судебного надзора определения президиумов окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстан­ции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Фе­дерации, кассационные определения окружных (флотских) воен­ных судов, а также вступившие в законную силу решения и оп­ределения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флот­ского) военного суда[29].

Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуще­ствляет пересмотр вступивших в законную силу решений и опре­делений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, определений Кассацион­ной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, опреде­лений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном поряд­ке, определений Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке.

Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Содержание полномочий суда надзорной инстанции по-новому ГПК РФ существенных изменений не претерпело. Измененное и новое решение, определение суда надзорной инстанции должны быть основаны на фактах, установленных в предусмотренном законом порядке судом первой и кассационной инстанций.

Суд надзорной инстанции, как и ранее, не вправе сам уста­навливать юридические факты и на их основе выносить новое решение.

Определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Определения кассационного суда и суда надзорной инстан­ции могут быть отменены или изменены, если:

1) ими неоснова­тельно оставлено без изменения, отменено или изменено реше­ние суда первой инстанции;

2) при рассмотрении дела в суде второй инстанции или в порядке надзора были допущены нару­шения закона, которые повлияли или могли повлиять на пра­вильность вынесенного определения или постановления.

Одновременно с отменой кассационного определения суд, рассматривающий дело в порядке надзора, может отменить реше­ние суда первой инстанции, если оно было оставлено без изме­нения, либо оставить решение без изменения, если кассационным определением оно было отменено, либо направить дело на новое кассационное рассмотрение. Направление дела на новое касса­ционное рассмотрение возможно в случаях, когда были допуще­ны существенные нарушения установленного законом порядка рассмотрения дела судом второй инстанции (например, лица, уча­ствующие в деле, не были извещены в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом)[30].

Отменяя решение и передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, надзорный суд может указать этому суду, какие процессуальные действия следует провести по делу: о не­обходимости вызова и допроса свидетелей, об истребовании пись­менных доказательств, о проведении экспертизы по делу и др. Указания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, изло­женные в определении, в том числе и указания о толковании закона, являются обязательными для суда, вновь рассматриваю­щего данное дело.

Вместе с тем суд, рассматривающий дело в порядке судебного надзора, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или отвергнуты им, предрешать вопросы о достоверности или недо­стоверности того или иного доказательства, о преимуществе од­них доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела.

Суд при рассмотрении дела в порядке судебного надзора, отме­няя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационной инстанцией при вто­ричном рассмотрении дела.

Согласно ст. 387 ГПК основаниями для отмены или измене­ния постановлений суда в порядке надзора являются: 1) суще­ственные нарушения норм материального права; 2) существен­ное нарушение норм процессуального права.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 2 от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» указал, что в силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных поста­новлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными[31]. В связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 378 ГПК РФ требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущенное судами суще­ственное нарушение закона.

Исходя из этого судья, которому в соответствии со ст. 379 ГПК РФ переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора, должен про­верять, указано ли в жалобе или представлении, нарушение какого закона допу­щено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании ст. 380 ГПК РФ должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения по суще­ству. Такое же указание должно содержаться и в определении суда надзорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений (ст. 388, пп. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ).

Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК РФ, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут бе­зусловную отмену судебных постановлений независимо от дово­дов жалобы или представления (ч. 2 ст. 364 ГПК); другие нару­шения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 1 ст. 364 ГПК).

Нарушение норм материального права суд надзорной инстан­ции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК РФ. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной ин­станции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).

Нарушение норм материального и процессуального права как основание для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора имеет единую природу с основанием отмены решений в кассационном порядке (в случае нарушения или неправильного применения норм права).

Вместе с тем применительно к отмене, изменению судебных постановлений в порядке надзора законодатель использует термин "существенные нарушения норм материального или процессуального права". Основания для отмены решений в кассационном порядке не содержат такой же формулировки. Безусловно, законодатель избрал оценочную норму, доверяя судьям каждый раз решить индивидуально вопрос о существенном характере нарушения права.

Вместе с тем можно предположить, что если в результате нарушения норм материального или процессуального права принято незаконное решение (ст. 363, ч. 1 ст. 364 ГПК РФ), то оно должно быть либо отменено, либо изменено (в зависимости от характера допущенных нарушений). Точно так же если нарушение процессуального законодательства выразилось в нарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, то такие нарушения должны толковаться как существенные, так как в любом случае такое решение будет незаконным.

Во всех указанных случаях, полагаем, имеет место существенное нарушение норм материального и процессуального права, поскольку это нарушение привело к вынесению незаконного судебного постановления, чем нарушены права и законные интересы лиц, участвующих в деле, а возможно, и иных лиц.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, отменяя постановление президиума Алтайского краевого суда и другие состоявшиеся по делу судебные акты, указала, что Президиум краевого суда не вправе был уста­навливать фактические обстоятельства иначе, чем сделал суд первой и кассаци­онной инстанций.

Невыполнение судами при рассмотрении данного дела названных выше тре­бований Закона следует отнести к существенным нарушениям норм материаль­ного и процессуального права, влекущим в силу ст. 387 ГПК РФ отмену судеб­ных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение[32].

Решение суда подлежит отмене в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 364 ГПК.

В ст. 387 ГПК специально не говорится о нарушениях ст. 220 и 222 ГПК как об основаниях к отмене решения суда и прекра­щению производства по делу или оставлению заявления без рас­смотрения. Эти нарушения охватываются понятием существен­ных нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.

Не выделена в ст. 387 ГПК и необоснованность решения суда как самостоятельное основание к его отмене. Однако требование обоснованности решений закреплено в гражданском процессу­альном законе (ст. 195 ГПК). Невыполнение судом этих требова­ний тоже следует отнести к существенным нарушениям норм процессуального права, которые должны влечь отмену решения суда. К таким нарушениям, в частности, можно отнести непра­вильное определение судом предмета доказывания, обоснование решения недопустимыми доказательствами, вовлечение в про­цесс и исследование доказательств с нарушением правил, уста­новленных законом, и др.

Статья 380 ГПК РФ посвящена основаниям и порядку возвращения надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу. После поступления надзорной жалобы (при условии соблюдения правил о подсудности) судья надзорной инстанции по поручению председателя или заместителя председателя суда принимает дело на рассмотрение. В течение 10 дней судья должен решить вопрос о принятии дела к рассмотрению либо о возвращении надзорной жалобы или представления прокурора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты