Подведомственность гражданско-правовых споров
|Московская Государственная Юридическая Академия |
|МДФ |
|III курс, 13 группа |
| | | |
|КУРСОВАЯ РАБОТА |
| |ДИСЦИПЛИНА: Гражданское процессуальное право |
| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Филатова М. В. |
| |ТЕМА: Подведомственность гражданско-правовых |
| |споров. |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Карамыслов Д. А. |
| | |
| |
|Москва |
|2002г. |
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты 7
1.1. Понятие подведомственности 7
1.2. Виды подведомственности 7
Глава 2. Практические аспекты 9
2.1. Подведомственность споров судам 9
2.1.1. Суды общей юрисдикции 9
2.1.2. Арбитражные суды 10
2.1.3. Конституционный суд 12
2.2. Разграничение подведомственности между судами 13
2.2.1. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды 14
2.2.2. Суды общей юрисдикции и Конституционный суд 16
Заключение 19
Список использованных источников: 20
Введение
Правом разрешать юридические дела, т. е. споры о праве и иные правовые вопросы индивидуального характера (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.), по законодательству России пользуются: суды, нотариат, КТС, Высшая патентная палата, органы опеки и попечительства и др. Кроме того, граждане России в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если им было отказано в защите их прав во всех установленных федеральным законом судебных инстанциях (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).
Каждый из названных органов, в том числе и суд, вправе разрешать только те гражданские дела, которые отнесены законом к его ведению, т. е. подведомственны ему.
Таким образом, средством разграничения их полномочия является институт подведомственности.
Подведомственность является одним из важнейших процессуальных институтов, поскольку его неразработанность, а также несогласованность действующих норм о подведомственности приводят к тому, что не только граждане и юридические лица, но и работники суда и прокуратуры испытывают трудности при определении суда, полномочного рассматривать и разрешать конкретное дело.
На практике это порождает принятие дел к производству неполномочными
судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело,
что приводит к нарушению конституционного права на судебную защиту.
Иллюстрацией сказанного могут послужить многочисленные примеры.
Так, Законодательным собранием Алтайского края 26 мая 1995 года принято постановление, которым утвержден Устав (Основной закон) Алтайского края. В соответствии с п. 2 ст. 83 Устава глава администрации края избирается краевым Законодательным собранием на альтернативной основе тайным голосованием сроком на четыре года.
Гражданин Потапов обратился в суд с заявлением о признании незаконным указанного пункта Устава, считая его неконституционным, поскольку это, как он полагает, нарушает его избирательное право непосредственно избирать главу исполнительной власти края.
Определением судьи Алтайского краевого суда производство по делу
прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции,
поскольку, по мнению судьи, дела о соответствии Конституции Российской
Федерации уставов субъектов Российской Федерации разрешаются
Конституционным Судом Российской Федерации.
Рассмотрение вопроса о подведомственности данного дела заняло определенное время и лишь 29 ноября 1995 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по жалобе Потапова, определение суда отменила и направила дело на новое судебное рассмотрение.[1] Таким образом, добиться реализации права на судебную защиту Потапову удалось лишь спустя значительный период времени.
Не лучше этой и ситуация, когда дело к своему производству принимает суд, неполномочный его рассматривать.
Прокурор предъявил в арбитражный суд иск к комитету по управлению имуществом города, Фонду имущества города и акционерному обществу открытого типа о признании недействительными решения комитета по приватизации гостиницы и чекового аукциона по продаже акций, проведенного Фондом. В ходе рассмотрения дела стало известно, что участниками аукциона были физические лица. Тем не менее, арбитражный суд дело рассмотрел и в удовлетворении исковых требований отказал.
Пересмотрев дело, Президиум ВАС РФ протест частично удовлетворил. В части отказа в иске о признании недействительными результатов аукциона судебные акты были отменены и производство по делу в этой части прекращено по мотиву неподведомственности дела арбитражному суду[2].
Приведенные примеры показывают, что проблемы с определением подведомственности дел, в частности, федеральным судам порождают серьезные сбои в работе судебного механизма и не способствуют росту авторитета судебной власти. Кроме того, ошибки в этом вопросе приводят к ненужным затратам времени, сил и денежных средств.
Нужно отметить, что понимание и значение института подведомственности в свете настоящего законодательства существенно отличается от его понимания и значения в прошлом.
С позиций прежнего законодательства все дела, нуждающиеся в государственно-властном разрешении, можно было — в зависимости от их отношения к ведению судов — подразделить на дела, по которым суды не обладали компетенцией (полномочиями по их разрешению), т.е. дела, которые разрешались иными органами, и дела, по которым суды обладали компетенцией.
Вторую категорию дел можно было в свою очередь подразделить на три вида:
1. Дела, по которым суды обладали полной компетенцией, т.е. имели полномочия по установлению всех фактов и правоотношений, а также разрешению всех других вопросов, имеющих значение для данного дела (кроме, разумеется, фактов и правоотношений, установленных вступившим в законную силу решением суда по другому делу, в котором участвовали те же лица, и определенных фактов, установленных вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу, — ч.ч.2 и 3 ст.55, ч. З ст.208 ГПК, что на полноте полномочий суда в принципе не отражалось, поскольку и эти обстоятельства устанавливались судом).
2. Дела, по которым суды обладали условной компетенцией, т.е. имели
полномочия рассматривать их в таком же объеме, как и указанные выше дела,
но при определенных условиях: а) если заинтересованное лицо ранее не обратилось за разрешением дела
во внесудебный орган, также имеющий полномочия на его рассмотрение, и не
лишило себя тем самым права на обращение в суд (альтернативная
подведомственность); б) если заинтересованным лицом соблюден установленный для данной
категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела
(условная или императивная подведомственность).
3. Дела, по которым у судов ограниченная компетенция, т.е. по которым суды не обладали полномочиями по установлению всех обстоятельств и разрешению всех других вопросов, а по некоторым из них (зачастую решающим для дела) обязаны были учитывать решения иных органов, которые фактически имели преюдициальное значение и не являлись предметом контроля со стороны суда.
Дел с ограниченной судебной компетенцией было немало. Например, по делам о взыскании стоимости сносимых в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд жилых домов, других строений и насаждений суды были не вправе определять размеры подлежащих взысканию сумм; эти вопросы решались специальными комиссиями, образуемыми исполкомами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов.
При таком регулировании подведомственности юридических дел и полномочий суда при разрешении возникающих по ним вопросов суды не могли играть значительной роли в защите нарушенных прав, особенно в защите прав человека от нарушений со стороны государства, поскольку органы государственной власти (законодательные и исполнительные) имели право издавать нормативные акты, ограничивающие судебную компетенцию, выводя себя таким способом из- под контроля суда. Большое количество споров разрешалось в административном порядке или органами общественности.
В конце 80-х- начале 90-х годов в законодательстве СССР и РСФСР
происходили значительные изменения, направленные на последовательное и
кардинальное расширение подведомственности дел судам. В числе важнейших
законодательных актов можно назвать Закон СССР от 30 июня 1987 г. "О
порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц,
ущемляющих права граждан", введенный в действие с 1 января 1988 г., Закон
СССР от 2 ноября 1989 г. "О порядке обжалования в суд неправомерных
действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих
права граждан" и ст. 7 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик
о судоустройстве от 13 ноября 1989 г., введенные в действие с 1 июля 1990
г., Декларацию прав и свобод человека, принятую Съездом народных депутатов
СССР 5 сентября 1991 г. и введенную в действие с 17 сентября 1991 г.,
Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом
РСФСР 22 ноября 1991 г., ст. 63 Конституции РСФСР 1978 г., в редакции от 21
апреля 1992 г., ст.46 Конституции РФ 1993 г.
Расширение подведомственности дел судам происходило по трем основным направлениям:
1) по характеру дел, переданных в ведение судов;
2) по кругу органов и должностных лиц, акты которых стало возможным обжаловать в суде;
3) по характеру актов этих органов и должностных лиц, дела об обжаловании которых стали подведомственны суду.
В ведение судов передавались принципиально новые по характеру категории дел: пенсионные, налоговые, земельные, о защите прав на занятие предпринимательской, общественной, политической деятельностью, на свободу совести, слова, получение и распространение информации и др.
В суде стало возможным обжаловать не только действия должностных лиц, но и действия коллегиальных органов, включая действия органов государственной власти.
Кроме того, стало возможным обжалование в суде не только индивидуальных актов, но и правовых актов, касающихся неопределенного круга лиц, что представляется исключительно важным. Можно выделить четыре вида таких актов:
1) нормативные акты;
2) акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для членов этих объединений (уставы, положения, постановления и т.п.);
3) локальные акты, т.е. акты, действующие в конкретных организациях и
обязательные как для самих организаций, так и для всех их работников
(уставы или положения об организациях, учредительные и коллективные
договоры, должностные инструкции и т.п.);
4) распорядительные акты, порождающие различные последствия, в том числе и юридические, для множества лиц, индивидуализировать которых в этих актах невозможно (например, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и нарушающее по этой причине права граждан, проживающих в данной местности, на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья; решение о выпуске в продажу недоброкачественной продукции, которая может причинить вред населению).
С передачей в подведомственность судов дел о признании незаконными
таких правовых актов суды стали осуществлять новую и очень важную функцию —
судебный контроль за нормативными и другими правовыми актами, касающимися
неопределенного круга лиц. С появлением этой судебной функции изменяется
характеристика юридических дел, подведомственных судам, как дел только
индивидуального значения: судам становятся подведомственны и дела, имеющие
общее значение. Степень их значения зависит от пределов действия правового
акта: от локального (для работников конкретной организации), к местному
(для жителей определенной местности) и далее — к региональному и
общегосударственному, когда судам стали подконтрольны правовые акты как
субъектов РФ, так и самой Российской Федерации.