Полная компетенция суда по самостоятельному разрешению всех вопросов
фактов, имеющих значение для данного дела и необязательность для него
решений несудебных органов, в которых содержатся выводы об этих фактах
(заключения различных комиссий, решения органов исполнительной власти,
постановления следственных органов и др.), основана на положениях ст.46
Конституции РФ, в силу которой все несудебные решения, нарушающие права
человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд. Поэтому теперь суд не
связан выводами несудебных органов по вопросам фактов, имеющим значение для
дела, и самостоятельно разрешает их с учетом доводов и возражений сторон и
представленных ими доказательств.
На основании вышесказанного в эволюции института подведомственности следует выделить несколько значительных периодов:
1) до 1 января 1988г. судам были подведомственны те дела, которые были прямо предусмотрены законодательством;
2) с 1 января 1988г. до 1 июля 1990г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законодательством (в том числе и подзаконными актами) был установлен иной порядок их разрешения;
3) с 1 июля 1990г. до 17 сентября 1991г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законами (но не подзаконными актами) был установлен иной порядок их разрешения;
4) с 17 сентября 1991г. — все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, без ограничения.
Таким образом, законодательство СССР и РСФСР в своем развитии прошло путь от установления довольно узкой судебной подведомственности — отнесения к ведению судов строго определенных категорий дел индивидуального значения при возможности произвольного (по усмотрению законодательных и других органов, управомоченных на нормотворческую деятельность) изъятия тех или иных категорий дел из подведомственности судов, которая сохранилась почти на всем протяжении его истории, к установлению (на последнем этапе развития) широкой подведомственности — отнесению к ведению судов всех дел о защите прав и охраняемых законом интересов индивидуального значения, не допуская никаких изъятий из нее, и дел общего значения.
Так как же понимается подведомственность в настоящее время?
Глава 1. Теоретические аспекты
1.1. Понятие подведомственности
Существует несколько точек зрения относительно определения понятия
«подведомственность». В основном различие заключается в том, что одни
авторы считают подведомственность материально-правовым институтом, другие
– гражданско-процессуальным.
Например, П.С. Дружков считает, что подведомственность правильнее
относить к «…межотраслевым материально-правовым институтам…»[3], что «нормы
подведомственности» не являются процессуальными, поскольку они
«устанавливают компетенцию различных органов государства и общественности в
решении производственно-хозяйственных, оперативных и др. вопросов».[4]
Основываясь на этом, П.Ф. Елисейкин определяет подведомственность как
«свойство дела, позволяющее разграничить отдельные формы защиты
субъективного права или охраняемого законом интереса» [5].
Данная точка зрения критикуется, и многие авторы склонны считать, что
подведомственность – это процессуальный институт[6] и есть ни что иное как
«…предпосылка, обязательное условие возбуждения деятельности
соответствующего юрисдикционного органа по разрешению определенных
юридических дел»[7].
Наиболее предпочтительным представляется определение, которое дается в учебнике по гражданскому процессу под редакцией М.С. Шакарян:
Подведомственность — это «относимость нуждающихся в государственно- властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов» [8].
Она определяет круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, общественности либо органов смешанного характера.
1.2. Виды подведомственности
Данный вопрос также является дискуссионным.
Не вызывает сомнения делить подведомственность общую и специальную. В отношении дальнейшего деления мнения авторов расходятся.
В первую очередь обращает на себя внимание классификация, предложенная
Ю.К. Осиповым. Специальную подведомственность он делит на множественную и
единичную (в зависимости от количества органов которые полномочны решить
спор), множественную – на альтернативную, договорную, императивную,
условную и смешанную[9].
Классификация судебной подведомственности гражданских дел проводится и
в учебной литературе. Так, в учебнике «Советский гражданский процесс»
выделяются четыре вида судебной подведомственности: исключительная (Ю. К.
Осипов именует ее единичной), условная — когда по закону требуется
обязательное досудебное урегулирование сторонами спора в претензионном
порядке (Ю. К. Осипов не выделяет такого вида), смешанная (Ю. К. Осипов
называет ее императивной) и альтернативная (с включением в нее и договорной
подведомственности). Примерно те же виды судебной подведомственности
гражданских дел перечислены в другом учебнике «Советский гражданский
процесс», за исключением смешанной (или императивной) подведомственности, а
также вкладывается иное содержание в понятие условной подведомственности. В
частности, в качестве этого вида подведомственности указывается на
установленный законом порядок взыскания различных видов задолженности в
бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Но в тех
случаях, когда утрачивается возможность взыскания указанных сумм по
исполнительной надписи нотариальных органов, подобные требования становятся
подведомственными суду[10].
Наиболее обоснованной представляется классификация, предложенная П.С.
Дружковым[11].
Он также делит подведомственность на общую и специальную.
Общая подведомственность определяет правила распределения споров между юрисдикционными органами (суды, административные органы и др.), специальная же устанавливает изъятия из общих правил. Она, в свою очередь делится на альтернативную, исключительную, договорную и условную.
Альтернативная подведомственность имеет место тогда, когда один из
двух или более органов государства или общественности, которые вправе
согласно закону разрешать данный спор или правовой вопрос, избирается
истцом либо лицом, обращающимся с просьбой о рассмотрении правового
вопроса, а также в отдельных случаях самим юрисдикционным органом.
Например, если гражданин считает, что действиями должностного лица
нарушаются его права и свободы, он вправе обратиться с жалобой как в суд,
так и к вышестоящему должностному лицу.
В тех случаях, когда закон специально (особо) устанавливает подведомственность спора о праве или иного правового вопроса строго определенному органу государства или общественности, следует говорить об исключительной подведомственности. Например, только судом общей юрисдикции могут быть рассмотрены дела о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. Только арбитражным судом могут быть рассмотрены дела о несостоятельности (банкротстве).
Договорной называется подведомственность, определяемая соглашением сторон, в случаях, предусмотренных законом (например, передача дела на рассмотрение третейского суда). Если при договорной подведомственности орган государства или общественности избирается по соглашению сторон, то при альтернативной подведомственности — истцом, либо лицом, обращающимся с просьбой о разрешении правового вопроса, а также в ряде случаев самим юрисдикционным органом.
По мнению П.С. Дружкова, условная подведомственность — это такая
подведомственность, когда спор о праве или иной правовой вопрос подлежит
разрешению органом государства либо общественности при наличии условий,
указанных в законе. Однако более точно ее следует понимать как рассмотрение
споров различными органами в установленной законом последовательности
(например, вначале в КТС, затем - в суде), или рассмотрение споров судом
при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования. Например, до
предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к
перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику
обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику
(ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Правила специальных видов подведомственности, во-первых, служат исключениями из правил общей подведомственности при разграничении компетенции суда, арбитража и административных органов, во-вторых, образуют компетенцию всех остальных органов государства и общественности, рассматривающих споры о праве и иные правовые вопросы в порядке гражданского судопроизводства и в административном порядке.
Глава 2. Практические аспекты
2.1. Подведомственность споров судам
2.1.1. Суды общей юрисдикции
Граждане и юридические лица могут защитить свои права в судах общей юрисдикции, если они являются участниками спорного правоотношения в делах:
1. По спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, земельных, кооперативных и иных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин;
2. По спорам, возникающим из публично-правовых отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, если подчиненной стороной является гражданин;
3. Об оспаривании гражданами (объединениями граждан) нормативных актов, проверка конституционности которых не осуществляется в ином судебном (в том числе конституционном) порядке;
4. Об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и в выдаче им лицензий; об оспаривании решений об аннулировании выданных лицензий, о прекращении или приостановлении деятельности средств массовой информации;
5. По спорам общественных и религиозных организаций (объединений) с органами государственной власти и должностными лицами или по спорам этих организаций между собой и с другими организациями: а) об оспаривании отказа в регистрации указанных организаций или о прекращении (приостановлении) их деятельности; б) о признании незаконными решений и действий государственных органов, государственных служащих, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц по назначению организации и проведению референдумов, выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также о признании недействительными результатов референдумов и выборов; в) о защите деловой репутации и возмещении морального вреда и др.
Также в судах общей юрисдикции рассматриваются дела особого производства, перечисленные в ст.245 ГПК РФ. Кроме них в настоящее время судам подведомственны еще две категории дел.
Закон РФ от 2 июня 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает судебный порядок решения вопроса о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке (ст.33 указанного Закона), и ч.2 п.1 ст.27 ГК РФ предусматривается судебный порядок объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация).