Подведомственность гражданско-правовых споров
p> Основным правоприменителем в сфере разрешения споров о праве теперь становится суд, поскольку именно на него ст. 18 Конституции РФ возлагает задачу по обеспечению (в случае возникновения споров) защиты прав и свобод человека и гражданина. Исходя из этого, все другие органы, управомоченные законом на разрешение споров о праве, должны теперь рассматриваться только как органы их предварительного, досудебного разрешения, решение которых по заявлениям не согласных с ними заинтересованных лиц в полном объеме являются предметом контроля со стороны суда; решения же судов никаким другим несудебным органам неподконтрольны и могут быть в установленной законом процедуре пересмотрены только вышестоящими судами.

Полная компетенция суда по самостоятельному разрешению всех вопросов фактов, имеющих значение для данного дела и необязательность для него решений несудебных органов, в которых содержатся выводы об этих фактах
(заключения различных комиссий, решения органов исполнительной власти, постановления следственных органов и др.), основана на положениях ст.46
Конституции РФ, в силу которой все несудебные решения, нарушающие права человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд. Поэтому теперь суд не связан выводами несудебных органов по вопросам фактов, имеющим значение для дела, и самостоятельно разрешает их с учетом доводов и возражений сторон и представленных ими доказательств.

На основании вышесказанного в эволюции института подведомственности следует выделить несколько значительных периодов:

1) до 1 января 1988г. судам были подведомственны те дела, которые были прямо предусмотрены законодательством;

2) с 1 января 1988г. до 1 июля 1990г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законодательством (в том числе и подзаконными актами) был установлен иной порядок их разрешения;

3) с 1 июля 1990г. до 17 сентября 1991г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законами (но не подзаконными актами) был установлен иной порядок их разрешения;

4) с 17 сентября 1991г. — все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, без ограничения.

Таким образом, законодательство СССР и РСФСР в своем развитии прошло путь от установления довольно узкой судебной подведомственности — отнесения к ведению судов строго определенных категорий дел индивидуального значения при возможности произвольного (по усмотрению законодательных и других органов, управомоченных на нормотворческую деятельность) изъятия тех или иных категорий дел из подведомственности судов, которая сохранилась почти на всем протяжении его истории, к установлению (на последнем этапе развития) широкой подведомственности — отнесению к ведению судов всех дел о защите прав и охраняемых законом интересов индивидуального значения, не допуская никаких изъятий из нее, и дел общего значения.

Так как же понимается подведомственность в настоящее время?

Глава 1. Теоретические аспекты

1.1. Понятие подведомственности

Существует несколько точек зрения относительно определения понятия
«подведомственность». В основном различие заключается в том, что одни авторы считают подведомственность материально-правовым институтом, другие
– гражданско-процессуальным.

Например, П.С. Дружков считает, что подведомственность правильнее относить к «…межотраслевым материально-правовым институтам…»[3], что «нормы подведомственности» не являются процессуальными, поскольку они
«устанавливают компетенцию различных органов государства и общественности в решении производственно-хозяйственных, оперативных и др. вопросов».[4]
Основываясь на этом, П.Ф. Елисейкин определяет подведомственность как
«свойство дела, позволяющее разграничить отдельные формы защиты субъективного права или охраняемого законом интереса» [5].

Данная точка зрения критикуется, и многие авторы склонны считать, что подведомственность – это процессуальный институт[6] и есть ни что иное как
«…предпосылка, обязательное условие возбуждения деятельности соответствующего юрисдикционного органа по разрешению определенных юридических дел»[7].

Наиболее предпочтительным представляется определение, которое дается в учебнике по гражданскому процессу под редакцией М.С. Шакарян:

Подведомственность — это «относимость нуждающихся в государственно- властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов» [8].

Она определяет круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, общественности либо органов смешанного характера.

1.2. Виды подведомственности

Данный вопрос также является дискуссионным.

Не вызывает сомнения делить подведомственность общую и специальную. В отношении дальнейшего деления мнения авторов расходятся.

В первую очередь обращает на себя внимание классификация, предложенная
Ю.К. Осиповым. Специальную подведомственность он делит на множественную и единичную (в зависимости от количества органов которые полномочны решить спор), множественную – на альтернативную, договорную, императивную, условную и смешанную[9].

Классификация судебной подведомственности гражданских дел проводится и в учебной литературе. Так, в учебнике «Советский гражданский процесс» выделяются четыре вида судебной подведомственности: исключительная (Ю. К.
Осипов именует ее единичной), условная — когда по закону требуется обязательное досудебное урегулирование сторонами спора в претензионном порядке (Ю. К. Осипов не выделяет такого вида), смешанная (Ю. К. Осипов называет ее императивной) и альтернативная (с включением в нее и договорной подведомственности). Примерно те же виды судебной подведомственности гражданских дел перечислены в другом учебнике «Советский гражданский процесс», за исключением смешанной (или императивной) подведомственности, а также вкладывается иное содержание в понятие условной подведомственности. В частности, в качестве этого вида подведомственности указывается на установленный законом порядок взыскания различных видов задолженности в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Но в тех случаях, когда утрачивается возможность взыскания указанных сумм по исполнительной надписи нотариальных органов, подобные требования становятся подведомственными суду[10].

Наиболее обоснованной представляется классификация, предложенная П.С.
Дружковым[11].

Он также делит подведомственность на общую и специальную.

Общая подведомственность определяет правила распределения споров между юрисдикционными органами (суды, административные органы и др.), специальная же устанавливает изъятия из общих правил. Она, в свою очередь делится на альтернативную, исключительную, договорную и условную.

Альтернативная подведомственность имеет место тогда, когда один из двух или более органов государства или общественности, которые вправе согласно закону разрешать данный спор или правовой вопрос, избирается истцом либо лицом, обращающимся с просьбой о рассмотрении правового вопроса, а также в отдельных случаях самим юрисдикционным органом.
Например, если гражданин считает, что действиями должностного лица нарушаются его права и свободы, он вправе обратиться с жалобой как в суд, так и к вышестоящему должностному лицу.

В тех случаях, когда закон специально (особо) устанавливает подведомственность спора о праве или иного правового вопроса строго определенному органу государства или общественности, следует говорить об исключительной подведомственности. Например, только судом общей юрисдикции могут быть рассмотрены дела о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. Только арбитражным судом могут быть рассмотрены дела о несостоятельности (банкротстве).

Договорной называется подведомственность, определяемая соглашением сторон, в случаях, предусмотренных законом (например, передача дела на рассмотрение третейского суда). Если при договорной подведомственности орган государства или общественности избирается по соглашению сторон, то при альтернативной подведомственности — истцом, либо лицом, обращающимся с просьбой о разрешении правового вопроса, а также в ряде случаев самим юрисдикционным органом.

По мнению П.С. Дружкова, условная подведомственность — это такая подведомственность, когда спор о праве или иной правовой вопрос подлежит разрешению органом государства либо общественности при наличии условий, указанных в законе. Однако более точно ее следует понимать как рассмотрение споров различными органами в установленной законом последовательности
(например, вначале в КТС, затем - в суде), или рассмотрение споров судом при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования. Например, до предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику
(ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Правила специальных видов подведомственности, во-первых, служат исключениями из правил общей подведомственности при разграничении компетенции суда, арбитража и административных органов, во-вторых, образуют компетенцию всех остальных органов государства и общественности, рассматривающих споры о праве и иные правовые вопросы в порядке гражданского судопроизводства и в административном порядке.


Глава 2. Практические аспекты

2.1. Подведомственность споров судам

2.1.1. Суды общей юрисдикции

Граждане и юридические лица могут защитить свои права в судах общей юрисдикции, если они являются участниками спорного правоотношения в делах:

1. По спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, земельных, кооперативных и иных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин;

2. По спорам, возникающим из публично-правовых отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, если подчиненной стороной является гражданин;

3. Об оспаривании гражданами (объединениями граждан) нормативных актов, проверка конституционности которых не осуществляется в ином судебном (в том числе конституционном) порядке;

4. Об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и в выдаче им лицензий; об оспаривании решений об аннулировании выданных лицензий, о прекращении или приостановлении деятельности средств массовой информации;

5. По спорам общественных и религиозных организаций (объединений) с органами государственной власти и должностными лицами или по спорам этих организаций между собой и с другими организациями: а) об оспаривании отказа в регистрации указанных организаций или о прекращении (приостановлении) их деятельности; б) о признании незаконными решений и действий государственных органов, государственных служащих, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц по назначению организации и проведению референдумов, выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также о признании недействительными результатов референдумов и выборов; в) о защите деловой репутации и возмещении морального вреда и др.

Также в судах общей юрисдикции рассматриваются дела особого производства, перечисленные в ст.245 ГПК РФ. Кроме них в настоящее время судам подведомственны еще две категории дел.

Закон РФ от 2 июня 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает судебный порядок решения вопроса о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке (ст.33 указанного Закона), и ч.2 п.1 ст.27 ГК РФ предусматривается судебный порядок объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты