Право муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности
p> Согласно приложению 3 к данному постановлению в муниципальную собственность передавались: во-первых, объекты государственной собственности, расположенные на территории городских и районных Советов. К ним относились: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, а также жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеназванные объекты; объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации. во-вторых, в муниципальную собственность передавались объекты государственной собственности, находившиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта. в-третьих, указанное постановление предусматривало передачу в муниципальную собственность предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившихся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий

Конкретный перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

Общий подход к формированию состава объектов муниципальной собственности может основываться на принципе соответствия исполняемым на уровне местного самоуправления функциям, которые прямо связаны с предметами ведения местного самоуправления, определенными федеральным законодательством[26].

Например, наличие в муниципальной собственности учреждений здравоохранения и образования связано с выполнением функций организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования. Создание и обеспечение функционирования муниципальных предприятий, обслуживающих жилищное и коммунальное хозяйство, вызвано возложенными на местное самоуправление обязанностями по содержанию и использованию муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений, муниципальному дорожному строительству и озеленению территории муниципального образования, организации, содержанию и развитию муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и т.д.

Сказанное не означает, однако, что все без исключения функции местного самоуправления должны быть обеспечены объектами муниципальной собственности.

Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления.

В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же объектный состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как:

V унитарные предприятия, в том числе: транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора;

V ценные бумаги (Московская область);

V пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области);

V объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская,

Костромская области);

V имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области).

Более детально состав муниципальной собственности определяется в уставах муниципальных образований.

4. Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов их государственной собственности в муниципальную и наоборот.

Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению Верховного
Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.[27]

Порядок передачи объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, закреплен постановлением Верховного Совета
РСФСР от 27 декабря 1991 г. и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.[28].

Для передачи объектов в муниципальную собственность комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.
Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением 3 к Постановлению
Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, которые ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.

При этом передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской
Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает условия формирования муниципальной собственности, что является обязанностью органа государственной власти субъекта Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения. Если объект по своему функциональному назначению необходим для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе поднять вопрос о его передаче в собственность муниципального образования[29].

Субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской
Федерации и муниципальными образованиями.

Законом ЕАО «О порядке передачи объектов госсобственности Еврейской автономной области в муниципальную собственность» от 3 июля 1997 г. N 37-ОЗ устанавливается следующий порядок передачи объектов государственной собственности, подлежащих обязательной передаче в муниципальную собственность в Еврейской автономной области:

1. Комитет по управлению имуществом области не позднее двух месяцев с момента образования представительных органов местного самоуправления составляет и утверждает перечни объектов (имущества), передаваемых в муниципальную собственность, в соответствии со статьей 2 настоящего закона.

2. Комитет по управлению имуществом передает в собственность органов местного самоуправления объекты (имущество) по акту приема - передачи, исключает их из реестра государственной собственности области.

3. В перечне по каждому объекту указываются следующие данные:

- идентификационный код в общероссийском классификаторе предприятий и организаций;

- полное наименование и местонахождение;

- год постройки (год выпуска), балансовая и остаточная стоимость на начало отчетного года;

- хозяйствующий субъект в хозяйственном ведении, оперативном управлении или в уставном капитале которого находятся его полное наименование и юридический адрес.

4. Объекты (имущество) считаются переданными в муниципальную собственность с момента подписания сторонами акта приема-передачи объекта (имущества)[30].

При этом:

- Передача объектов государственной собственности области в муниципальную собственность происходит без каких-либо предварительных условий или требований.

- Объекты передаются в таком эксплуатационно-техническом состоянии, в котором они находятся на момент составления акта приема-передачи объекта.

- Отказ органов местного самоуправления от принятия в собственность и содержания объектов, подлежащих обязательной передаче в муниципальную собственность, не допускается[31].

Передача объектов (имущества) госсобственности области в муниципальную собственность может быть произведена также по решению
Законодательного Собрания ЕАО. Статья 5 вышеназванного закона устанавливает порядок такой передачи:

1. Органами местного самоуправления в Комитет по управлению имуществом области направляется ходатайство о передаче в муниципальную собственность объектов (имущества), не подлежащих обязательной передаче. В ходатайстве указывается какие именно объекты (имущество) органы местного самоуправления хотели бы получить в свою собственность.

2. Комитетом по управлению имуществом составляется перечень объектов
(имущества), указанных в ходатайстве.

3. При составлении перечней объектов (имущества) Комитет по управлению имуществом исходит из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно - профилактических комплексов
(систем) централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.

4. Оформленные соответствующим образом перечни объектов
(имущества) вместе с заключением Комитета по управлению госимуществом области направляются Губернатору области, который вносит представление в
Законодательное Собрание области о передаче перечней объектов в собственность соответствующего муниципального образования либо отклонение в ходатайстве.

5. Законодательное Собрание области принимает решение о передаче объектов областной собственности, включенных в перечни после чего направляет их в Комитет по управлению имуществом области для переоформления прав собственности и передаче объектов в муниципальную собственность. Законодательное Собрание правомочно исключить из перечня объекты, не подлежащие передаче в муниципальную собственность.

6. Комитет по управлению госимуществом области передает по акту утвержденные в перечне соответствующие объекты в муниципальную собственность, исключает их из реестра государственной собственности области.

Объекты считаются переданными в муниципальную собственность с момента подписания сторонами акта приема-передачи объекта.

В случае если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, субъекты
Российской Федерации соответствующим законом разграничивают между данными муниципальными образованиями объекты муниципальной собственности.

Разграничение объектов муниципальной собственности в отношении внутригородских муниципальных образований осуществляется уставом города.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации”[32] было установлено, что обратная передача объектов из муниципальной собственности в государственную собственность или ее субъектов осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

В практике правового регулирования взаимоотношений субъекта Федерации и местного самоуправления существуют и другие формы. Например, в Свердловской области принят закон “О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Свердловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области”. Этот закон регулирует взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу безвозмездной передачи объектов государственной собственности в муниципальную и, наоборот, устанавливает порядок оформления перехода прав собственности и передачи имущества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты