Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, подведомственны арбитражным судам[34]
На практике весьма важен вопрос о передаче из государственной в
муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными
организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В
соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета от 27
декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые
помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов
(местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные
ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-
пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных
отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового
назначения.
Согласно разъяснению ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов[35]
Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.[36], вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений.
5. Особенности прекращения права муниципальной собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную собственность.
Право муниципальной собственности прекращается:
V в случае гибели или уничтожения имущества;
V при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации;
V в порядке разграничения муниципальной собственности;
V путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором;
V по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.
Остановимся на особенностях прекращения права муниципальной собственности в результате приватизация муниципального имущества, в связи с тем, что приватизация является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что «имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества»[37].
Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что порядок и
условия приватизации муниципальной собственности определяются населением
непосредственно или представительными органами муниципального образования.
Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме
поступают в местный бюджет.
Главными целями приватизации являются:
V повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;
V формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
V создание конкурентной среды;
V ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации большинства объектов «малой приватизации»;
V содействие в реализации мероприятий по социальной защите
V населения, а также защите прав частных собственников
(акционеров)[38].
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации» определяет основные способы приватизации муниципального
имущества:
1) продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
2) продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
3) продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работниками;
4) выкуп арендованного муниципального имущества;
5) преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;
6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
7) отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.[39]
В соответствии с п. 5 ст. 29 ФЗ «О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации» осуществление приватизации иными способами, не установленными
этим законом, является основанием для признания сделки недействительной.
Объектами приватизации по ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» могут служить предприятия и их структурные подразделения, акции (паи, вклады) государства и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ (товариществ), материальные активы действующих и ликвидированных предприятий, сданные в аренду объекты нежилого фонда: здания, строения, сооружения, в том числе встроенно-пристроенные, неиспользуемые здания и сооружения и др.
Начало процесса приватизации муниципального имущества относится к 1992 г. Его правовой основой явился Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г.[40], а также Государственные программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Впредь до принятия новой Государственной программы приватизации в
части, не противоречащей Федеральному закону от 21 июля 1997 г. «О
приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации», продолжают действовать
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации[41] и Основные положения государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации после 1 июля 1994 г. [42].
В каждом из перечисленных выше случаев приватизации от лица собственника имущества должен выступать соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления[43]. Так, при проведении приватизации согласно ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» такими органами являются Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и соответствующие комитеты по управлению имуществом субъектов РФ. В соответствии со ст. 7 и 8 Закона они создают комиссии по приватизации государственного имущества, принимают решения о приватизации такого имущества, осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества и т.д.
В муниципальных образованиях органы по управлению муниципальным имуществом могут создаваться по решению представительных органов местного самоуправления (п. 3 ст. 8).
В соответствии со ст. 10 и 11 Закона продавцами приватизируемого
государственного имущества являются специализированные учреждения и
назначенные ими представители. В настоящее время продавцами муниципальных
предприятий являются фонды имущества. Там, где фонды имущества не
"действуют, их функции выполняют соответствующие комитеты по управлению
имуществом. Органы местного самоуправления назначают продавцов
муниципального имущества самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит ряд принципиальных положений, касающихся полномочий местного самоуправления в области приватизации. Согласно Закону порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. При этом доходы от приватизации объектов муниципальной собственности должны поступать в полном объеме в местный бюджет.
Средства, поступающие от приватизации в местные бюджеты, направляются исключительно:
- на содержание объектов социально-культурного и коммунально- бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления;
- на финансирование мероприятий по социальной защите населения;
- на реализацию соответствующих инвестиционных программ.
В соответствии с требованиями Государственной программы приватизации районные и городские комитеты по управлению имуществом разрабатывают местные программы приватизации, которые принимаются соответствующими органами местного самоуправления.
6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственности.
Для эффективного использования, имущество, находящееся в собственности
муниципального образования, за муниципальными предприятиями и учреждениями
закрепляется на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах
хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296
ГК РФ), а за предприятиями и учреждениями других форм собственности — на
праве аренды или безвозмездного пользования.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования[44].
Такое разделение муниципального имущества важно прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им предприятий и учреждений по их долгам.
Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на
праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим
имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления, осуществляющих от имени муниципального образования право собственника муниципального имущества. Остальным имуществом, принадлежащим муниципальному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (от его имени выступают органы местного самоуправления) и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляющие от имени муниципального образования права собственника, вправе изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, но могут использоваться только на цели, предусмотренные уставом учреждения.