Расторжение брака
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Историческое становление развода. 6
1.2 Динамика развода в Российской Федерации и в других государствах 10
1.3 Социальные и правовые причины разводов. 16
1.4 Отличие расторжения брака от признания брака недействительным. 20
1.5 Основания и порядок расторжения брака. 24
ГЛАВА 2. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ОРГАНАХ ЗАГСА 31
2.1 Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению обоих супругов. 31
2.2 Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению одного из супругов. 35
ГЛАВА 3. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ 38
3.1 Расторжение браков в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака. 38
3.2 Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. 42
3.3 Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.
45
ГЛАВА 4. Правовые последствия прекращения брака 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ВВЕДЕНИЕ
Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.
Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его
стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и
предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем:
преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе,
социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного
предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно.
Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и
технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как
общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает
тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся
депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением
населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей,
инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения
России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности,
неуверенность в завтрашнем дне.
Все это не могло не сказаться и на основной структуре общества – семьи. Развод (или прекращение брака) стал практически «дамокловым мечом» почти над каждой семьей. В связи с этим стало появляться много вопросов, нерешенных проблем в практической деятельности юристов, связанных с прекращением брака; огромное количество проходящих процессов, появляющиеся новые нюансы требуют систематизации знаний в этом разделе, новых решений, которые позволили бы на новом, современном, уровне подойти к вопросу о прекращении брака.
Целью дипломной работы являются систематизация, оценка, разработка
приоритетных направлений семейного права в области прекращения брака.
Состояния научной разработанности проблематики деятельности органов ЗАГС,
судов, в том числе в области вопросов прекращения брака и связанных с этим
неизбежно появляющиеся многочисленные затруднения, в настоящее время не
отвечают в полной мере практическим потребностям.
Представленная дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Историческое становление развода.
Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей
язычество, было важнейшим историческим событием. Христианство было взято из
Византии, чьей метрополией стала русская церковь. Поэтому в России были
введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником
законов стала Кормчая книга.[1] Брачно-семейными делами занималась, как и в
Византии, церковь. Хочется подчеркнуть, что русская церковь, вслед за
Византией, не отвергала участия государственной власти в решении некоторых
вопросов, относящихся к семейному праву.
Сложный путь утверждения христианских представлений о браке и
отношений, из них вытекающих, создал конфликт между церковью и подданными.
Строгая и довольно ограниченная система брачных отношений, включающая в
себя и основания для прекращения брака, вызывала резкое неприятие у
православных христиан. Требуемые церковью условия и порядок заключения
брака и прекращения супружества, принципы функционирования семьи часто
нарушались. Церковь отождествляла свои установления с верностью
христианству. Поэтому, создавалась ложная ситуация, когда церковь и миряне
боролись между собой не за христианские идеи, а за приоритет своих прав и
утверждение своей власти.
Церковь традиционно придерживалась взгляда на брак как на единобрачие.
Таким образом, с религиозной точки зрения не могло быть и вопроса о
прекращении брака и о разводе. Исповедуя этот взгляд на брак, церковь,
однако, не могла не считаться как с человеческими слабостями, так и со злой
волей людей. Проблемы брачно-семейных отношений в России, оставаясь в
некоторой стороне от внимания исследователей советского времени, не могли
влиять на изучение истории русского права. Но настоящие проблемы имеют
огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода
квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов. Их внешняя
несвязанность с политическими и экономическими задачами общества на самом
деле фокусирует многие ключевые проблемы русского феодального общества.
По сложившемуся к XIX в. в России брачному законодательству брак
прекращался со смертью одного из супругов и оставшийся в живых мог вступить
при отсутствии препятствий в новый брак. Случаи, в которых происходило
расторжение брака, можно разделить на 2 категории: а) если один из супругов
приговаривался к наказанию, связанному с лишением всех сословных прав, то
брак расторгался по просьбе другого супруга. Но брак считался
прекратившимся лишь после согласия на его расторжение другого супруга и по
решению епархиального суда о расторжении брака. В случае безвестного
отсутствия в течение 5 лет (этот срок был установлен по закону) покинутый
супруг мог подать просьбу о расторжении брака; б) дела о разводе по искам
одной из сторон. Эти дела представляли собой случаи о расторжении браков по
неспособности одного из супругов к брачной жизни и об оскорблении одним из
супругов "чистоты брака прелюбодеянием". По искам о расторжении по
неспособности браки расторгались не ранее трех лет, при этом должна была
быть доказана добрачная физическая неспособность одного из супругов. По
искам о расторжении браков по прелюбодеяниям доказательствами,
подтверждавшими факты прелюбодеяний, признавались показания очевидцев-
свидетелей, факты рождения детей вне законного союза, а также совокупность
всех улик, устанавливавших наличие преступления. Браки православных с
иноверцами по искам супругов расторгались только по решению епархиального
суда и с утверждением Св. Синода. Дела о расторжении браков, совершенных по
обрядам инославных исповеданий, в случаях присоединения впоследствии одного
из супругов к православию, были подсудны духовному суду православной церкви
(с 1887 г.).[2]
Проблема прекращения брака являлась одной из центральных в русском семейном праве. Ее особое место мы видим в том, что семейные узы представляли собой вид угнетения. Заключая брак в раннем возрасте, часто по выбору и совету родителей, молодые люди не отдавали себе отчета в том, какие могут быть последствия. Ограниченные поводы к разводу, сложная и дорогостоящая процедура разводного процесса не позволяли супругам развестись даже при невозможности совместного проживания. Церковь всегда отрицательно относилась к расторжению брака и не желала совершенствовать эту область семейного права. Светское законодательство не вмешивалось в компетенцию церковной власти, за исключением указа Петра I, который ввел новый повод к разводу — вечная ссылка супругов. Екатерина II преобразовала этот повод в вид прекращения брака смертью. Этим светское законодательство ограничилось и так же, как и церковь, не стремилось расширять число поводов к разводу.
Развод возник вместе с браком как его антитеза. Были эпохи, когда развод был сравнительно прост и зависил от воли самих супругов. Значительно чаще расторжение брака решалось супругами с большим трудом. В некоторых странах развод вообще запрещен, в других процедура развода обусловлена целым рядом достаточно сложных формальностей, которые делают развод дорогим и длительным.
Оказывается, в разных странах люди разводятся по-разному, как, впрочем, и женятся. Конечно, лучше вообще не знать, что такое развод. Но увы, они довольно часты.
В Японии поводом для развода может послужить жалоба мужа на то, что его жена спит в некрасивой позе.
Абориген Австралии становится холостяком, если скажет своей жене единственное слово: «Уходи!» Женщина же, чтобы получить развод, должна иметь веские доказательства того, что ее муж неисправимый Дон Жуан.
В Италии до сих пор муж вправе требовать развода, если жена заставляет его мыть посуду или делать другую домашнюю работу.
У шиитов, живущих в Ираке, и сегодня существует два вида разводов: окончательный и развод, который… можно взять обратно, — если в течение года супруги помирятся. Но по истечении этого срока развод считается окончательным, к тому же муж должен выплатить жене определенную сумму.
У мальгашей, коренных жителей Мадагаскара, существуют временные
разводы. Развод берется, если муж уезжает в длительную командировку. А
когда он возвращается, происходит торжественное возобновление брака.
Любопытно, что ни один из супругов не должен интересоваться тем, что
происходило во время разлуки.
В Древнем Китае муж имел право изгнать жену за измену, непослушание, сплетни, ревность.
В Англии развод не разрешается, если его требуют сразу оба супруга — по здешнему законодательству только один из супругов может возбудить дело о разводе.[3]
Государство и общество вполне обоснованно рассматривают развод как явление негативное, отрицательное, и заинтересованы в стабильности семейных отношений. В условиях здорового стабильного брака более успешно решается проблема воспитания детей, совершенствуются личностные взаимоотношения самих супругов.
Прекращение брака в энциклопедической литературе расценивается как прекращение личных и имущественных правоотношений супругами.[4] В теории семейного права под прекращением брака понимается обусловленное наступлением определенных фактов прекращение правоотношений, возникших между супругами из юридического оформленного брака. К юридическим фактам, прекращающим брак, согласно ст. 16 СК РФ, относится следующие обстоятельства:
А) смерть супруга;
Б) объявление судом одного из супругом умершим;
В случае смерти супруга или объявлении одного из супругов умершим, не
требуется какое-либо специальное оформление прекращения брака. В таких
случаях брак считается прекращенным с момента смерти супруга или с момента
вступления в законную силу решения суда об объявлении супруга умершим.
Единственным документом, подтверждающим прекращение брака вследствие смерти
супруга, является свидетельство о его смерти, выданное органом ЗАГСа (ст.
68 Закона об актах гражданского состояния).[5] Порядок и условия объявления
гражданина умершим установлен в Гражданском кодексе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11