Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение. При приватизации государственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям законами и иными нормативными правовыми актами предусматривается преимущественное право сельскохозяйственных потребительских кооперативов на участие в приватизации данных предприятий. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные кооперативу в результате незаконных действий
(бездействия) государственных и иных органов либо их должностных лиц,
нарушивших права кооператива, а также в результате ненадлежащего
осуществления такими органами либо их должностными лицами
предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к
кооперативу, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении
таких убытков рассматриваются судом в соответствии с их
подведомственностью. Кооперативы (как производственные, так и
потребительские) не подчиняются никаким организациям.
В целях образования кооператива граждане и юридические лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят: подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности кооператива, включающего размер паевого фонда кооператива и источники его образования; подготовка проекта устава кооператива; прием заявлений о вступлении в члены кооператива, в которых должно быть отражено согласие участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива; подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива.
. Организационный комитет вправе установить размеры вступительных членских взносов в целях покрытия организационных расходов по образованию кооператива с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива.
Общее организационное собрание членов кооператива: принимает решение о приеме в члены кооператива; утверждает устав кооператива; избирает органы управления кооперативом (правление кооператива и в установленных настоящим Федеральным законом случаях наблюдательный совет кооператива).
Кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц.
К заявлению о государственной регистрации прилагаются: протокол общего организационного собрания членов о создании кооператива, об утверждении его устава и о составе правления кооператива, подписанный председателем и секретарем данного собрания; устав кооператива, подписанный членами - участниками общего организационного собрания с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, мест жительства, серий и номеров паспортов или заменяющих их документов. Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Мотивированное решение об отказе в государственной регистрации кооператива выдается в случае нарушения установленного законом порядка создания кооператива или несоответствия его учредительных документов требованиям закона. Отказ в государственной регистрации, нарушение сроков или порядка государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. В случаях нарушения сроков или порядка государственной регистрации кооператив может обжаловать действия государственного органа, осуществившего государственную регистрацию кооператива, в суд в установленном законом порядке. Кооператив, не приступивший к уставной деятельности в течение года, подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в установленном порядке. Регистрация осуществляется не позднее трех дней с даты представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов.
Регистрация осуществляется путем присвоения кооперативу очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на 1-й странице (титульном листе) устава кооператива, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций - фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в
представленных документах, нарушения порядка создания кооператива, а
также несоответствия учредительных документов законодательству
Российской Федерации орган, осуществивший регистрацию, обязан в
течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить
кооператив о необходимости внесения соответствующих изменений или
дополнений в учредительные документы. В течение 7 дней после получения
уведомления сельскохозяйственный кооператив обязан их внести и
представить в орган, осуществивший регистрацию. В случае же
непредставления в этот срок данный орган обязан обратиться в
арбитражный суд с иском о признании учредительных документов
предприятия недействительными (полностью или частично). Любое
заинтересованное лицо вправе в течение 6 месяцев с даты регистрации
обратиться в суд или арбитражный суд о признании недействительными
регистрации предприятия и (или) его учредительных документов
(полностью или частично). Решение суда (арбитражного суда) является
основанием для аннулирования государственной регистрации.
Члены (участники) колхоза, хозяйственного товарищества, общества,
а также трудовой коллектив совхоза с согласия собственника вправе
принять решение о сохранении существующей формы хозяйствования с
приведением ее в соответствие с действующим законодательством или
решение о реорганизации и создании на ее базе одного или нескольких
кооперативов, либо иных сельскохозяйственных организаций, либо
крестьянских (фермерских) хозяйств в порядке, предусмотренном
Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим. Реорганизация
юридического лица согласно ст.57 ГК РФ означает слияние,
присоединение, разделение, выделение или преобразование. В данной же
статье под реорганизацией понимается прежде всего изменение
организационно-правовой формы сельскохозяйственной организации
(преобразование) с одновременным разделом на несколько новых
организаций (или без такого раздела).
Аграрная реформа в России, начавшаяся в 1991 - 1992 гг., предполагала прежде всего проведение реорганизации колхозов и совхозов, которые представляли собой тогда две основные формы аграрного производства. Причем такая реорганизация включает два момента: 1) передачу прав на имущество и землю колхозов и совхозов самим работающим путем наделения их паями; 2) преобразование колхоза, совхоза в коммерческую организацию одной из установленных законом форм.
Устав кооператива должен содержать обязательные сведения, включающие в себя:
1) наименование кооператива;
2) место нахождения кооператива;
3) срок деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива;
4) предмет и цели деятельности кооператива. При этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности кооператива с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых кооператив образован;
5) порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства в кооперативе;
6) условия о размере паевых взносов членов кооператива;
7) состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательства по их внесению;
8) размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены;
9) условия образования и использования резервного фонда;
10) порядок распределения прибыли и убытков кооператива;
11) условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного настоящим Федеральным законом;
12) состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов;
13) права и обязанности членов кооператива и ассоциированных членов кооператива;
14) характер и порядок личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию;
15) время начала и конца финансового года;
16) порядок оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса;
17) порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и деятельности кооператива в официальном органе;
18) порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива;
19) фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов кооператива, утвердивших устав, и членов правления кооператива.
Копия устава кооператива выдается каждому его члену либо находится
в доступном для ознакомления с нею месте. Изменения в уставе
кооператива и дополнения к нему принимаются большинством голосов
членов кооператива, присутствующих на общем собрании, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом или уставом кооператива и
если заявление о характере этих изменений и дополнений содержалось в
уведомлении о проведении общего собрания членов кооператива.
Квалифицированное большинство голосов необходимо при принятии решений
по вопросам, связанным с внесением в устав кооператива следующих
изменений и дополнений к нему:
1) введение дополнительных обязательств членов кооператива в связи с использованием основных средств производства кооператива либо в связи с предоставлением имущества кооператива или оказанием им услуг;
2) изменение предмета деятельности кооператива, порядка формирования его паевого фонда;
3) введение или расширение права членов кооператива на внесение дополнительных паев, введение обязательства по внесению дополнительных взносов;
4) изменение порядка и условий вступления в кооператив и выхода из него;
5) введение или расширение права исключаемых и выходящих членов кооператива на получение кооперативных выплат;
6) введение порядка принятия решений квалифицированным большинством голосов и внесения в устав кооператива других изменений и дополнений.