Однако кооператив не вправе ссылаться на отсутствие государственной регистрации указанных изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. В случае, если изменения зарегистрированы и опубликованы, третьему лицу следует признать их действительными в отношении себя. Это не касается юридических действий, совершенных в течение 15 дней после соответствующей публикации, если третье лицо докажет, что оно не знало и не могло знать об этих изменениях.
Члены правления кооператива должны действовать в интересах кооператива добросовестно и разумно. Они должны принимать меры по охране конфиденциальности информации, составляющей служебную и (или) коммерческую тайну, которая стала им известна в связи с осуществлением их полномочий. Убытки, причиненные кооперативу вследствие недобросовестного исполнения своих обязанностей членами правления кооператива, подлежат возмещению ими кооперативу на основании судебного решения. При этом причинители вреда несут солидарную ответственность. Член правления кооператива обязан в установленном законом порядке возместить убытки, причиненные им кооперативу, в случаях, если в нарушение настоящего Федерального закона или устава кооператива: погашаются полностью или частично паевые взносы, выплачиваются дивиденды или кооперативные выплаты; передается или продается имущество кооператива; производятся кооперативные выплаты после наступления неплатежеспособности кооператива либо после объявления о его несостоятельности (банкротстве); предоставляется кредит.
Члены правления кооператива не возмещают кооперативу убытки, если их действия основываются на решении общего собрания.
Наблюдательный совет кооператива, если уставом кооператива не установлено иное, состоит из трех человек, избираемых общим собранием из числа членов кооператива. Порядок принятия решений наблюдательным советом устанавливается уставом кооператива. Членам наблюдательного совета кооператива не разрешается получать никакое вознаграждение по результатам деятельности кооператива. Расходы, понесенные ими при выполнении своих полномочий, возмещаются на основании решения общего собрания членов кооператива. Полномочия членов наблюдательного совета кооператива могут быть прекращены по решению общего собрания и до истечения срока, на который они были избраны. Для принятия такого решения требуется не менее чем две трети голосов от числа присутствующих на общем собрании членов кооператива. Член наблюдательного совета кооператива не может одновременно быть членом правления кооператива либо председателем кооператива. Члены правления кооператива, изъявившие желание выйти из его состава, не могут быть избраны в наблюдательный совет кооператива до принятия общим собранием членов кооператива решения о прекращении их полномочий.
Наблюдательный совет кооператива осуществляет контроль за
деятельностью правления кооператива. Наблюдательный совет кооператива
вправе потребовать от правления отчет о его деятельности, а также
ознакомиться с документацией кооператива, проверить состояние кассы
кооператива, наличие ценных бумаг, торговых документов, провести
инвентаризацию и другое. Наблюдательный совет кооператива обязан
проверять бухгалтерский баланс, годовой отчет, давать заключения по
предложениям о распределении годовых доходов кооператива и о мерах по
покрытию годового дефицита. О результатах проверки наблюдательный
совет кооператива обязан доложить общему собранию членов кооператива
до утверждения бухгалтерского баланса. Наблюдательный совет
кооператива созывает общее собрание членов кооператива, если это
необходимо в интересах кооператива. Председатель наблюдательного
совета кооператива выполняет обязанности председателя при проведении
заседаний общих собраний членов кооператива, если иное не
предусмотрено уставом кооператива. Члены наблюдательного совета
кооператива не вправе передавать свои полномочия другим лицам.
Наблюдательный совет кооператива представляет кооператив в случае,
если кооперативом предъявлено исковое заявление к членам правления
кооператива в соответствии с решением общего собрания членов
кооператива. Согласие наблюдательного совета кооператива необходимо в
случае предоставления кредита члену правления кооператива, а также в
случае, если член правления кооператива выступает в качестве
поручителя при предоставлении кредита члену кооператива. В случае
предъявления исковых требований к членам наблюдательного совета
кооператив представляют уполномоченные на то лица, избранные общим
собранием членов кооператива. Наблюдательный совет кооператива вправе
временно, до решения общего собрания членов кооператива, которое
должно быть созвано в возможно короткий срок, приостановить полномочия
членов правления кооператива и принять на себя осуществление их
полномочий.
Два и более кооператива вправе создать ревизионный союз.
Ревизионный союз имеет правовой статус потребительского кооператива.
Кооперативы в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов
по их выбору. В противном случае кооператив подлежит ликвидации по
решению суда. Лицензия на право осуществления ревизионной деятельности
выдается ревизионному союзу в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. Для проверки финансово-хозяйственной
деятельности кооперативов ревизионный союз использует состоящих у него
в штате аудиторов, имеющих необходимую подготовку. Правоспособность
ревизионного союза возникает с момента его государственной
регистрации, право на осуществление им ревизионной деятельности - с
момента получения ревизионным союзом лицензии на осуществление такой
деятельности или в указанный в ней срок. Ревизионный союз осуществляет
ревизионную проверку деятельности кооператива в целях налаживания его
финансово-хозяйственной деятельности, предотвращения возможных
нарушений, ведущих к ущемлению интересов членов кооператива, ухудшению
деятельности кооператива или к его банкротству.. Ревизионная проверка
деятельности кооператива осуществляется ревизионным союзом каждый
второй финансовый год; в кооперативе, балансовая стоимость имущества
которого превышает 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда, -
каждый финансовый год. Ревизионный союз дает в письменной форме
заключение по результатам ревизионной проверки, которое направляется
правлению проверяемого кооператива с уведомлением об этом
наблюдательного совета данного кооператива. Результаты ревизионной
проверки деятельности кооператива в семидневный срок обсуждаются на
совместном заседании правления кооператива и наблюдательного совета
кооператива, затем докладываются на очередном общем собрании членов
кооператива. Правление кооператива обязано известить о дате проведения
указанного заседания ревизионный союз, представители которого имеют
право участвовать в таком заседании с правом совещательного голоса. В
случае если в течение месяца со дня поступления заключения по
результатам ревизионной проверки в правление кооператива данное
правление не созывает общее собрание членов кооператива или если, по
мнению ревизионного союза, члены кооператива были не в полной мере
осведомлены на общем собрании членов кооператива о выводах,
содержащихся в его заключении, ревизионный союз имеет право созвать
общее собрание членов кооператива для обсуждения указанного вопроса.
На таком собрании председательствует назначенное ревизионным союзом
лицо. Общее собрание членов кооператива принимает по итогам
ревизионной проверки решение о мерах по защите интересов кооператива.
Ревизионный союз вправе требовать от кооператива, ревизионная проверка
деятельности которого проводится, возмещения расходов и оплаты
стоимости оказанных услуг в соответствии с договором, заключенным с
кооперативом о проведении ревизионной проверки его деятельности,
доводит до сведения входящих в него кооперативов информацию о вскрытых
в ходе ревизионной проверки фактах, свидетельствующих о нанесении
ущерба или об угрозе нанесения ущерба данным кооперативом.
VI. Реорганизация и ликвидация кооператива
Реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение,
выделение, преобразование) осуществляется по решению общего собрания
членов кооператива в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации. В случаях, установленных законом, реорганизация
кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного
или нескольких юридических лиц и (или) крестьянских (фермерских)
хозяйств осуществляется по решению суда. При реорганизации кооператива
вносятся соответствующие изменения в его устав. Передаточный акт и
разделительный баланс утверждаются общим собранием членов кооператива
и представляются вместе с учредительными документами для
государственной регистрации. Если разделительный баланс не дает
возможности определить правопреемника реорганизованного кооператива,
вновь возникшие юридические лица и крестьянские (фермерские) хозяйства
несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного
кооператива перед его кредиторами. Члены реорганизуемого кооператива
становятся членами вновь образуемых кооперативов и (или) крестьянских
(фермерских) хозяйств. Хозяйственные товарищества, общества и иные
сельскохозяйственные организации могут преобразовываться в
кооперативы. Производственные кооперативы по единогласному решению их
членов могут преобразовываться в хозяйственные товарищества или
общества. Кооператив считается реорганизованным, за исключением
случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной
регистрации вновь возникших юридических лиц и (или) крестьянских
(фермерских) хозяйств.
Ликвидация кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей кооператива в порядке правопреемства к другим лицам. Кооператив может быть ликвидирован:
1) по решению общего собрания, в том числе в связи с истечением срока, на который создан кооператив, с достижением цели, ради которой он создан, или с признанием судом недействительной регистрации кооператива в связи с допущенными при его создании нарушениями настоящего Федерального закона, иных законов или правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Федерального закона, иных законов или правовых актов;
3) в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом;
4) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
Основания для признания судом кооператива банкротом либо для
объявления кооператива о своем банкротстве, а также порядок ликвидации
такого кооператива устанавливаются Законом о несостоятельности
(банкротстве) сельскохозяйственных организаций.
Правление кооператива по поручению общего собрания членов
кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива,
обязаны незамедлительно в письменной форме сообщить об этом органу,
который осуществляет государственную регистрацию и который вносит в
единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что
данный кооператив находится в процессе ликвидации. Общее собрание
членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации
кооператива, назначают по согласованию с органом, осуществляющим
государственную регистрацию, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и
устанавливают в соответствии с ГК Российской Федерации. По ходатайству
общего собрания членов кооператива решением суда о ликвидации
кооператива на его правление могут быть возложены обязанности по
ликвидации данного кооператива. С момента назначения ликвидационной
комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами
данного кооператива. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени
ликвидируемого кооператива выступает в суде, помещает в официальном
печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной
регистрации кооператива, публикацию о его ликвидации, порядке и сроке
заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух
месяцев с момента публикации сведений о ликвидации кооператива.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и
получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной
форме кредиторов о ликвидации кооператива. По окончании срока
предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия
составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит
сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне
предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах
их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием
членов кооператива или органом, принявшим решение о ликвидации
кооператива, по согласованию с органом, осуществляющим государственную
регистрацию, и ревизионным союзом. После принятия решения о ликвидации
кооператива члены кооператива, не внесшие полностью свои обязательные
паи, обязаны выплатить их в сроки, определенные общим собранием членов
кооператива. При составлении ликвидационного баланса указанные паи
учитываются как полностью выплаченные. В случае, если имущества и
средств кооператива недостаточно для удовлетворения претензий
кредиторов, члены кооператива обязаны внести дополнительные взносы в
размерах, предусмотренных уставом кооператива. Размеры дополнительных
взносов определяются пропорционально обязательному паю либо в ином
порядке, предусмотренном уставом кооператива. Увеличение размера
обязательного пая или повышение пределов субсидиарной ответственности
на стадии ликвидации кооператива не допускается. Если имеющихся у
кооператива денежных средств недостаточно для удовлетворения
требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор)
осуществляет продажу имущества кооператива с публичных торгов в
порядке, установленном для исполнения судебных решений. Распоряжение
землей ликвидируемого кооператива осуществляется в порядке и на
условиях, которые определяются земельным законодательством субъектов
Российской Федерации.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива
производится ликвидационной комиссией (ликвидатором) в порядке
очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской
Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом
начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой
очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня
утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения
расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет
ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов
кооператива или органом, принявшим решение о ликвидации кооператива,
по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию,
и ревизионным союзом, в который входит ликвидируемый кооператив.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество
ликвидируемого кооператива передается членам кооператива и
распределяется между ними. При этом в первую очередь выплачивается
стоимость паевых взносов ассоциированных членов. Затем членам
ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость дополнительных
взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и
стоимость дополнительных паев. Оставшиеся денежные средства или иное
имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого
кооператива пропорционально их обязательным паям, если иное не
предусмотрено уставом данного кооператива. Ликвидация кооператива
считается завершенной, а кооператив - ликвидированным после внесения
записи о ликвидации данного кооператива в единый государственный
реестр юридических лиц, о чем орган, осуществляющий государственную
регистрацию, публикует соответствующие сведения в официальном печатном
органе. Документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого
кооператива передаются на хранение в государственный архив, который
обязан допускать для ознакомления с указанными материалами членов
ликвидируемого кооператива и его кредиторов, а также выдавать по их
просьбе необходимые копии, выписки и справки.
Заключение
Кооператив является самостоятельной организацией людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общественно- экономических, социальных и культурных потребностей с помощью находящегося в их совместном владении и демократически управляемого предприятия. Деятельность его основана на взаимопомощи, взаимной ответственности, демократии, равенстве, справедливости и солидарности, честности, открытости, социальной ответственности и заботе о других.
Земельные отношения сельскохозяйственных кооперативов и их союзов
регулируются Земельным кодексом и некоторыми другими нормативными
актами, такими, например, как Указ Президента Российской Федерации "О
регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в
России" от 27 октября 1993 г.
Производственный кооператив является организационно-правовой
формой юридического лица, вновь признанной ГК РФ после многолетнего
перерыва. Закон от 8 мая 1996 г. конкретизирует нормы ГК, посвященные
производственному кооперативу, и подтверждает его автономность и
независимость как юридического лица и самостоятельной организации.
Кооперативы являются автономными организациями, осуществляющими свою
деятельность на условиях демократического контроля со стороны членов и
поддержания независимости. В Законе самостоятельность кооперативов
отражается не только в нормах, устанавливающих порядок совместного
принятия решения о распределении прибыли, но и в нормах,
предоставляющих право членам кооператива образовывать различные фонды,
в том числе неделимый.
НПА
ГК РФ
Федеральный закон от 18 февраля 1999 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации"
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с изм. и доп. от 7 марта 1997 г.,
18 февраля 1999 г.)
Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" (с изм. и доп. от 16 октября 1989 г., 6 июня, 25 декабря 1990 г., 7 марта
1991 г., 19 июня 1992 г.)
Указ Президиума ВС СССР от 10 мая 1989 г. N 10401-XI "О расширении прав колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов по распоряжению принадлежащим им жилищным фондом"
Решение малого Совета Мособлсовета от 28 июля 1993 г. N 6/54 "О порядке организации крестьянских (фермерских) хозяйств в Московской области"
Указ Президента РФ от 27 июля 1993 г. N 1139 "О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов"
Постановление СМ РСФСР от 4 января 1991 г. N 9 "О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций,союзов и кооперативов" (с изм. и доп. от 9 апреля 1992 г.)
Письмо Фонда социального страхования РФ от 13 апреля 2000 г. N 02-
18/07-2515 "О регистрации колхозов, сельскохозяйственных, производственных и потребительских кооперативов, крестьянских
(фермерских) хозяйств в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Постановление Госкомстата РФ от 24 октября 1994 г. N 225 "Об утверждении Инструкции по составлению статистической отчетности о реализации и вывозе сельскохозяйственной продукции"
Постановление Главы Домодедовского района Московской области от 8 февраля 2000 г. N 324 "Об утверждении земельного отчета по наличию и распределению земельного фонда по категориям земель, землепользователям, видам угодий и формам собственности на
01.01.2000 г."
Постановление Главы Домодедовского района Московской области от 25 июня 1999 г. N 1943 "Об утверждении земельного отчета по наличию и распределению земельного фонда по категориям земель, землепользователям и видам угодий на 01.01.99 г."
Проект федерального закона Российской Федерации "О личном подсобном хозяйстве" (внесен Правительством РФ)
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" (внесен депутатами ГД О. В. Савицким, Н. И. Манжосовым, В. М. Зелениным)
Литература
Аграрное право / Под ред. Г.Е.Быстрова, М.И.Козыря. М., 1996.
Гражданское право / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Бек. 1993.
Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? (Козлова Н.В., "Законодательство", 1998, N 1)
"Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан" (Цыбуленко З., "Российская юстиция", 1999, N 1)
"Инвестиции и потребительская кооперация" (Б.В. Муравьев,
"Законодательство", 1999 г., N 9)
"Организационные формы предпринимательства: достоинства и недостатки" (Козлова Н.В., "Законодательство", 1997, N 2)
"Международные кооперативные принципы и российский Закон о производственных кооперативах (Беднова Э., Российская юстиция",
2000, N 1)
Комментарий к Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации" (под ред. Мининой Е.Л.)
Комментарий к Закону Российской Федерации "Об акционеpных обществах"
(Крапивин О.М., Власов В.И.)
Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)
-----------------------
[1] Гражданское право / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Бек. 1993.
[2] Аграрное право / Под ред. Г.Е.Быстрова, М.И.Козыря. М., 1996.
[3] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. О.Н.Садикова.
[4] Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. Ст. 69 (с изм. и доп. от 28 апреля, 24 декабря 1993 г.)
[5] Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24
июня 1981 г. N 5150-Х Ст. 23.1 (с изм. и доп. от 26 марта, 8 июня 1984 г.,
27 ноября 1985 г., 21 апреля 1986 г., 10 мая 1989 г., 22 мая 1990 г.)