Принимая решение о задержании правонарушителя, оперативный дежурный должен строго руководствоваться законодательством и помнить о том, что он обязан выяснить, нет ли обстоятельств, могущих привести к тяжким последствиям в связи с задержанием правонарушителя (остановке процесса производства, размораживанию системы отопления, расхищению материальных ценностей, оставлению малолетних детей и лиц, нуждающихся в постоянном уходе, в обстановке, угрожающей их жизни, и т. п.). При наличии указанных обстоятельств оперативный дежурный обязан принять необходимые меры по предотвращению тяжких последствий.
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются:
— дата и место его составления;
— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
— сведения о задержанном лице;
— время, место и мотивы задержания.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа последнего от подписания протокола об этом делается запись. По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или иных его законных представителей обязательно.
Всем задержанным, оперативный дежурный должен разъяснить их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.
По общему правилу административное задержание может длиться не более трех часов. Однако в связи с особой необходимостью законодательством устанавливаются и иные сроки. Например, лица, совершившие мелкое хулиганство, могут быть задержаны на срок, необходимый для рассмотрения дела, но не более чем на 48 часов.
В целях:
— недопущения самовольного ухода из здания органа внутренних дел;
— предотвращения нападения на лиц суточного наряда, других работников и граждан, находящихся в помещении;
— устранения возможности сокрытия ими вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;
— исключения возможности совершения этими лицами самоубийства или членовредительства, за поведением доставленных и задержанных в обязательном порядке обеспечивается постоянное наблюдение.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого в ОВД помещениях, либо в специальных учреждениях, созданных в установленном порядке, исключающих возможность их самовольного оставления и отвечающих санитарным требованиям.
В случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения осуществляется личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, осуществление рассматриваемых мер допустимо при отсутствии понятых. Закон также предусматривает возможность в случае необходимости применение фото- и киносъемки, видеозаписи, иных способов фиксации вещественных доказательств, о чем в в обязательном порядке делается запись в протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице. В случае необходимости, у задержанного изымаются вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные либо на месте совершения правонарушения, либо при осуществлении личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Изъятие вещей и документов в обязательном порядке должно осуществляется в присутствии двух понятых.
2.2 Организация разбирательства с лицами, доставленными в дежурную часть за совершение административных правонарушений
Обязанности дежурной смены по разбирательству с правонарушителями, доставленными в дежурную часть, урегулированы Наставлением по организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. № 174 дсп "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации" и административным законодательством. Разбирательство с лицом, доставленным в дежурную часть за административное правонарушение, осуществляется оперативным дежурным или по поручению начальника органа (его заместителя) другим сотрудником отдела (отделения) обеспечения охраны общественного порядка, участковым (старшим участковым) уполномоченным милиции, сотрудником отдела (отделения) по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, отдела (отделения) ГИБДД и т. д. Законодательством не установлены конкретные сроки разбирательства с доставленными, но в соответствии с Наставлением по организации деятельности дежурных частей оно должно производиться, как правило, незамедлительно. В случае, если в дежурной части находятся несколько лиц, совершивших административные правонарушения, и приступить к разбирательству незамедлительно не представляется возможным, то оно проводится в порядке очередности доставления. Кроме того, оперативный дежурный должен помнить о том, что разбирательство не должно превышать сроки административного задержания.
При разбирательстве с правонарушителем, доставленным в дежурную часть сотрудниками милиции или гражданами, оперативный дежурный обязан:
1. Принять от сотрудника, доставившего правонарушителя, протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (письменный рапорт), а при доставлении гражданами — заявление. При подготовке протокола о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (письменного рапорта) или написании заявления дежурный должен обратить их внимание на то, чтобы в этом документе были четко изложены обстоятельства правонарушения, а также данные о правонарушителе, потерпевших и свидетелях (при их наличии).
2. Установить личность доставленного, его физическое состояние. Во всех случаях разбирательства с правонарушителем оперативный дежурный обязан точно установить его личность путем проверки имеющихся у задержанного документов, по адресному бюро, через отдел кадров предприятия, администрацию учреждения, по месту работы или учебы, ЖЭУ, а также родных и знакомых. Кроме того, он может быть лично знаком оперативному дежурному или другим сотрудникам ОВД, а также доставившим его гражданам. О том, каким образом установлена личность правонарушителя, оперативный дежурный обязан сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении.
Очень важным моментом в процессе разбирательства является установление физического состояния доставленного (опьянение, травмы, недомогание и т. д.). При доставлении в дежурную часть больных, которые по состоянию здоровья не могут сообщать о себе сведения, а также граждан, имеющих телесные повреждения либо обморожения, или в процессе разбирательства от них поступило заявление об ухудшении состояния здоровья, а равно было покушение на самоубийство или причинение себе телесных повреждений, оперативный дежурный обязан вызвать скорую помощь, обеспечить за ними постоянное наблюдение и доложить о случившемся руководителю органа внутренних дел и в выше стоящую дежурную часть. Решение о дальнейшем содержании и разбирательстве оперативный дежурный принимает в зависимости от заключения врача и указания руководителя ОВД. При скоропостижной смерти или самоубийстве доставленного оперативный дежурный обязан: вызвать скорую медицинскую помощь, доложить руководителю ОВД и в вышестоящую дежурную часть, проинформировать прокурора, принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия до прибытия лица, которому поручено расследование.
3. Установить личность свидетелей и потерпевших, организовать получение от них объяснений по существу правонарушения, совершенного доставленным. В практике нередки случаи, когда очевидцы правонарушения, не желая давать объективные показания, называют себя вымышленными именами и дают недостоверные сведения о месте жительства. В то же время их показания являются основными источниками доказательства по делу об административных правонарушениях, и может возникнуть необходимость в их присутствии во время принятия решения о назначении взыскания либо освобождения от административной ответственности.
4. Зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в орган внутренних дел. В книгу заносятся в обязательном порядке все без исключения лица, доставленные в дежурную часть независимо от вида и степени опасности правонарушения, срока пребывания правонарушителя в ОВД и принятого в отношении его решения. Заполнение всех граф обязательно. В случае доставления несовершеннолетних в графе "год и место рождения" проставляется дата, месяц, год рождения.
5. Выяснить наличие состава административного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях.
6. Следует помнить о том, что крайняя необходимость (Статья 2.7 КоАП РФ), невменяемость (статья 2.8. КоАП РФ) означают, отсутствие административного правонарушения и потому исключают административную ответственность. Кроме того, производство по делу об административных правонарушениях не может быть начато при недостижении лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста и при других обстоятельствах, указанных в статье 2.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Произвести личный досмотр и досмотр вещей в случаях, предусмотренных законом. Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании лица либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, установления личности задержанного и др. Досмотр должен производиться тщательно, профессионально грамотно, лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении, исключающем доступ посторонних лиц и отвечающем правилам санитарии и гигиены. При этом следует обеспечить безопасность и здоровье досматриваемого, его личное достоинство, сохранность сведений, компрометирующих досматриваемого, полученных при производстве досмотра. О проведенном досмотре составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании или в протоколе об административном правонарушении.
8. Изъять вещи и документы в предусмотренных законом случаях. Оперативным дежурным изымаются вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей. Факт изъятия оформляется протоколом либо о нем делается соответствующая запись в протоколах об административном задержании, о досмотре вещей и документов либо в протоколе об административном правонарушении.
9. Составить протокол об административном правонарушении, в котором указываются: где, когда и кто его составил, заносятся сведения о личности нарушителя, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства и работы; должность и размер заработанной платы; семейное положение; количество лиц, находящихся на иждивении нарушителя; наличие детей в возрасте до 12 лет, а также данные о привлечении его ранее к административной ответственности и о судимости). Существо правонарушения необходимо описать так, чтобы четко прослеживалось: где, в какое время оно было совершено и в каких действиях (бездействиях) выразилось. Предусматривается указание в протоколе фамилий и адресов свидетелей и потерпевших, если они имеются. В качестве нормативного акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение, указывается соответствующая статья Кодекса или иного нормативного акта, содержащего такую ответственность, но не включенного еще в установленном порядке в Кодекс. Кроме перечисленных сведений в протоколе могут быть отражены и другие данные, имеющие значение для разрешения отдельных категорий дел, например стоимость похищенного имущества с участием несовершеннолетних, сумма причиненного материального ущерба и т. д. Лицо, совершившее административное правонарушение, может внести в протокол собственноручное объяснение или замечания по существу содержания протокола, мотивы своего отказа от его подписания. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8