3. Акционерные общества имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами собственности.
Во-первых, общество имеет возможность привлекать средства акционеров для пополнения уставного фонда и расширения своей деятельности, причем эти средства не подлежат возврату (за исключением полной ликвидации общества), так как акции обществом не выкупаются, а лишь перепродаются другим акционерам.
Во-вторых, общее руководство деятельностью общества отделено от конкретного управления, что позволяет нанимать и выбирать наиболее подходящих управляющих, директоров, заставляет акционеров серьезно относиться к подбору управляющего персонала, так как каждый акционер отвечает за эффективную работу общества вложенными средствами.
В-третьих, создается возможность реального превращения всего трудового коллектива предприятия в собственников путем приобретения каждым из них акций общества.
В-четвертых, имеется возможность привлечь в состав акционеров своих постоянных контрагентов, создавая при этом общую заинтересованность в результатах деятельности общества. Также и само общество может приобрести ценные бумаги других обществ, образуя при этом целые сети заинтересованных в работе друг друга организаций, связанных отношениями собственности и правом участия в управлении.
Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, создавая при этом заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления ею со стороны акционеров.
4. Открытое акционерное общество – это самая высокая степень организационной формы коммерческой организации. Через неё можно привлечь больше инвестиций для организации крупного производства.
Закрытое акционерное общество – это организационная форма не существует в западных странах. Она присуща странам на пост советском пространстве.
Эта форма похожа на ООО, но, поскольку это акционерное общество, оно должно также, как ОАО выполнять все действия, связанные с выпуском, регистрацией и обращением акций (ценных бумаг), а следовательно несёт больше затрат по сравнению с ООО.
Поэтому предлагается преимущественное развитие акционерных обществ открытого типа. Закрытое акционерное общество является промежуточной ступенью на пути к созданию открытого акционерного общества и, по сути, тормозит привлечение инвестиций.
Однако, если устанавливать дешёвую номинальную стоимость акций, можно получить слишком много мелких акционеров и это будет мешать решению задач, которые решаются общим собранием акционеров. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ограничить количество акционеров открытого акционерного общества по участию в собрании акционеров.
5. Инвестиционный климат страны определяется, прежде всего, на уровне республиканских органов и это естественно, поскольку территория Республики Беларусь является единым экономическим пространством. В принципе инвестиционное законодательство в Беларуси, особенно если иметь в виду Инвестиционный кодекс, довольно прогрессивно и может способствовать привлечению в экономику страны инвестиций, в том числе иностранных.
Вместе с тем, инвестиционный климат определяется не только инвестиционным законодательством в узком смысле, но и всем массивом законодательства, регулирующего законодательную деятельность, а также в значительной мере зависит от правоприменительной практики. И здесь мы видим ряд проблем.
Среди проблем: множественность налогов (сложность налоговой системы), нестабильность законодательства, высокие ставки налогов, сложность таможенного законодательства, многочисленность проверок контролирующих органов, регулирование цен, сложности в получении лицензий и кредитов. Среди проблем, решение которых могло бы дать наибольший толчок развитию бизнеса, были отмечены: налоговая реформа, стабильность законодательства, равные условия хозяйствования частных и государственных предприятий, снижение барьеров входа на рынок, т.е. либерализация экономики.
Для ускорения развития частного бизнеса органы власти должны: снизить налоговое бремя, упростить регистрацию, лицензирование, таможенное оформление и другие процедуры, контролирующие вход на рынок, защитить от произвола со стороны контролирующих органов.
Но это не означает, что все проблемы снижения барьеров и привлечения инвестиций решаются именно на республиканском уровне. Это может быть подтверждено хотя бы неравномерностью развития разных регионов страны. Конечно, здесь также есть проблемы объективного характера, например географическое положение, природные и интеллектуальные, людские ресурсы и некоторые другие. Однако не на последнее место нужно ставить роль местных органов власти, коммерческих и общественных организаций, от деятельности которых во многом зависит творческая инициатива и, что очень важно, практика правоприменения в отношении нормативных актов центральных органов. Возьмем, к примеру, одну узкую проблему – государственная регистрация предпринимательских структур (приложение Ж). Казалось бы, процедура единая, определена Декретом Президента, однако, как показывают исследования деловой среды в Беларуси, продолжительность и стоимость этой процедуры в различных областях Беларуси значительно различаются. То же самое мы наблюдаем и в отношении других разрешительных процедур и даже в отношении проверок различных государственных органов.
Важную роль местные органы могли бы сыграть в подготовке «площадок», своего рода инкубаторов, для бизнеса
Сокращение налоговой нагрузки. Упрощенная и ясная система налогообложения будет стимулирующим фактором для постоянного совершенствования на базе использования мировых достижений научно-технического прогресса, уменьшила бы возможные потери от морального износа.
6. Возникает необходимость устранения разночтений и противоречий в актах законодательства.
Так, например, необходимо внести изменения в Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах», т.к. в нем привилегированная акция определяется как ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение дивиденда в качестве фиксированного процента, право на долю собственности при ликвидации общества и не дающая права голоса на участие в управлении обществом, а Закон Республики Беларусь от 10.01.2006 г. «О хозяйственных обществах» предоставляет право голоса владельцам привилегированных акций в случаях: принятие решения АО о реорганизации или ликвидации; внесения изменений (дополнений) в устав, ограничивающих права владельцев привилегированных акций; непринятия решения о выплате дивидендов или принятия решения об их невыплате (неполной выплате). Закон не определяет, какие именно вносимые в устав изменения (дополнения) ограничивают права владельцев привилегированных акций. К таковым можно отнести случаи увеличения размера дивидендов, ликвидационной стоимости, случаи предоставления преимуществ в очередности выплаты дивидендов. Во избежание противоречий необходимо их законодательное закрепление.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акционерное общество: история и теория / Я. Функ, В. Хвалей, В. Михальченко. Мн.: Амалфея, 1999. 608 с.
2. Александр Брагин. Дивиденды по привилегированным акциям // Юрист. 2003. № 8. С. 53-54.
3. Владимир Филипповский, Наталья Мысливец. Исторический обзор развития акционерных обществ и проблемы правового регулирования их деятельности // Вестник ВХС. 2004. № 8. С. 66-76.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1999., № 7-9. Ст. 101.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 2-е изд., с изм. и доп. Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2001. 631 с.
6. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Ч. 1 / Под. общ. ред. проф. В.Ф. Чигиря. Мн.: Амалфея, 2000. 976 с.
7. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999., № 23
8. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» // Газета "Рэспублiка", 1998., № 71
9. Елена Торган. Алгоритм юридических действий при ликвидации коммерческой организации // Юрист. 2005. № 10. С. 68-72.
10. Закон Республики Беларусь «О Хозяйственных обществах» с комментарием новаций / авт. коммент. Ю.З. Борчук, Т.В. Ковалевич, М.А. Хиль. Мн.: Нац. центр правовой информации Респ.Беларусь, 2006. 192 с.
11. Закон Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1993. № 7. Ст. 41.
12. Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1996. № 24, Ст. 439.
13. Интернет - сайт «Белорусский бизнес» #"_Toc497300332">7.2.1. В соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17:
- Деятельность в области промышленной безопасности;
- Медицинская деятельность;
- Перевозка пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом;
- Розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;
- Транспортно-экспедиционная деятельность.
7.2.2. В соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности:
50101 Оптовая торговля автомобилями
50102 Розничная торговля автомобилями
50200 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
50301 Оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями
50302 Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями
50500 Розничная торговля моторным топливом
51190 Деятельность агентов по торговле товарами широкого ассортимента
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19