Акционерные общества в Республике Беларусь

Акционер не отвечает по обязательствам компании, он несет убытки лишь в пределах стоимости принадлежащих ему акций, то есть риск утраты своего имущества в случае неудачных действий акционерного общества для него минимален.

Механизм власти в акционерных обществах позволяет собственникам капитала переложить функцию управления на наемных служащих, сохраняя над ними контроль.

Акционерное общество отличается долголетием, прочностью и стабильностью. Деятельность акционерного предприятия не зависит от изменений, которые происходят в его составе. Другими словами, выход акционера из общества путем продажи своих акций не влечет его распада [ 3, c. 68].

В результате свободной покупки и продажи акций возможно оперативное перераспределение капиталов между отдельными предприятиями и даже целыми отраслями, что в свою очередь позволяет в определенной степени избегать кризисных ситуаций.

Реализация преимуществ акционерных обществ требует четкого законодательного регулирования всех сторон их деятельности, что и обусловило активную нормотворческую деятельность в данной области во многих странах мира.

После Октябрьской революции акционерные общества, существовавшие в России, прекращают свою деятельность, а их имущество, также как и других предприятий, национализируется. Однако постановлением III сессии ВЦИК IX созыва “Об основных частных имущественных правах” всем гражданам было предоставлено право организовывать акционерные общества[7].

Деятельность акционерных обществ регламентировалась нормами Гражданского кодекса Белорусской Советской Социалистической Республики (далее – БССР) 1923 года. В 1927 году принимается Положение об акционерных обществах.

Даже в годы проведения новой экономической политики (далее - НЭП), несмотря на нормативно закрепленную “установку” на привлечение частного капитала, применение акционерной формы предпринимательства по масштабам не достигло дореволюционного уровня. Лукин С.В. выделил следующие причины этого:

Даже в период НЭПа приоритетной считалась государственная форма собственности, причем делался акцент на то, что частная собственность допускается временно.

Выступать учредителями крупных акционерных обществ было практически некому, так как большинство промышленников и предпринимателей были либо уничтожены физически, разорены, либо эмигрировали.

Непредсказуемая и непоследовательная экономическая политика новой власти не пользовалась необходимым доверием со стороны предпринимателей, способных вложить свой капитал в акционерные общества[8].

С середины 20-х годов начинается процесс всеобщего “огосударствления» промышленности, в результате которого акционерные общества ликвидировались административным путем, а на их базе создавались государственные предприятия. Частные акционерные общества, а также акционерные общества смешанного типа допускались далеко не во всех отраслях хозяйства и считались пережитками капиталистического прошлого.

К началу 30-х годов акционерные общества прекратили свое существование. Только на внешних рынках советские организации использовали акционерные общества как организационно-правовую форму для создания фирм, являющихся юридическими лицами в стране регистрации [ 3, c. 69].

Развитию акционерных отношений способствовала деятельность товарных бирж, которых на 1 октября 1962 года в СССР насчитывалось 109 (в дореволюционной России они имелись в 77 крупных городах)[9].

Периодом упадка развития акционерных обществ в СССР явились 70 — 80-е годы. При централизованном, плановом руководстве экономикой в них не было необходимости. Условиям того времени полностью соответствовали государственные предприятия, действующие на основе Положения о государственных производственных предприятиях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года.

Во второй половине 80-х годов в нашей стране начинается процесс возрождения акционерной формы хозяйствования. Акционирование капитала начинают применять различные государственные предприятия, и этот процесс нормативно закрепляется постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1988 года № 1195 “О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг”. Правовой статус акционерных обществ и акций регламентируется отдельными нормами Закона СССР “О собственности в СССР” и Закона СССР “О предприятиях в СССР”. Постановление Совета Министров СССР от 19 июля 1990 года № 590 об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах создало необходимую правовую базу для учреждения и деятельности акционерных обществ в СССР. В декабре 1990 года Верховный Совет СССР принял Законы “О центральном банке СССР” и “О банках и банковской деятельности”.

Главной отличительной особенностью реформ 1990-х годов стал резкий поворот в экономической политике нашего государства. В акционерной политике совершился переход от крайне ограниченного развития акционерного предпринимательства во второй половине 1980-х годов к полной свободе учредительства и широкомасштабному акционированию государственных предприятий в кратчайшие сроки в начале 90-х годов.

На сегодняшний день акционерные общества проявляют себя как конкурентоспособная, приспособленная к современным условиям организационно-правовая форма, как органическая часть народного хозяйства в сложный переходный период. Тот факт, что акционерное законодательство в советское время носило декларативный характер, а в действительности акционерные общества практически были изъяты из гражданского оборота, а также их столь бурное развитие сегодня и предопределили наличие в действующем законодательстве неточностей, противоречий. Развитие акционерных обществ опережает их правовое регулирование [ 3, c. 75].

Деятельность акционерных обществ в Республике Беларусь регулируется следующими законодательными актами:

- Гражданским кодексом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (далее ГК РБ);

- Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII в редакции Закона Республики Беларусь от 10.01.2006 г. «О хозяйственных обществах»;

- Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах»;

- Закон Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;

- Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;

- Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;

- Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. № 970 «Об утверждении Положения о порядке создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности»;

- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 24 марта 2006 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выбора других, кроме государства, учредителей открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации республиканской собственности»;

- Постановление Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 11 апреля 2006 г. № 09/П «Об утверждении Инструкции о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг»;

- Приказ Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 18.06.1998 г. № 96 «Об утверждении Положения о порядке разработки проектов создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности»;

- другими нормативными документами.

На сегодняшний день законодательная база Республики Беларусь содержит более 1400 нормативных документов. Весомый нормативный массив акционерного законодательства составляют документы, принятые Президентом и Правительством Республики Беларусь, а также ведомственные акты.


2. ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

2.1 Общие положения об акционерных обществах

2.1.1 Понятие акционерного общества

Статья 65 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» определяет акционерное общество - хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций[10].

В теории гражданского права акционерное общество определяется:

- профессор В.Ф. Чигир определяет акционерное общество как коммерческую организацию, уставный фонд которой разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ч.1 п.1 ст.96 ГК РБ) [ 6, c. 270];

- по мнению И.А. Маньковского акционерным обществом признается учрежденнный не менее чем двумя физическими лицами и (или) организациями со статусом юридического лица субъект хозяйствования, уставный фонд которого разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, несущий ответственнось по обязательствам принадлежащим ему имуществом. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций [17, c. 503];

- С.Г. Дробязко, Т.М. Шамба, Г.А. Василевич дают определение акционерного общества, как общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) отвечают по его обязательстам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Оно может быть открытым и закрытым [ 24, c. 258].

Основное отличие АО от других форм хозяйственного общества заключается в способе закрепления прав его участника – путем удостоверения их акциями.

Акционерные общества являются коммерческими организациями, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

Акционерное общество не может быть создано одним лицом.

Для создания АО его учредители заключают письменный договор о создании АО (приложение А).

В договоре определяются: порядок осуществления совместной деятельности учредителей по созданию общества, размер уставного фонда общества, категории выпускаемых акций и порядок размещения, а также иные условия.

Договор о совместной деятельности является гражданско-правовым договором и в соответствии с требованиями нормы ст.98 ГК РБ заключается в письменной форме (его подписывают все участвующие в нем лица), не требует нотариального удостоверения, так как на это нет прямого указания в законодательстве и действует до достижения поставленной в нем цели, т.е. до момента государственной регистрации акционерного общества.

По обязательствам, возникшим за период осуществления указанной в договоре деятельности, вплоть до регистрации общества учредители несут солидарную имущественную ответственность. В случае одобрения действий учредителей общим собранием акционеров общество после государственной регистрациипринимает на себя ответственность по обязательствам учредителей, возникшим вследствие осуществления деятельности по регистрации акционерного общества.

К моменту регистрации договор считается выполненным и прекращает свое действие [ 17, c. 505].

По совершению государственной регистрации юридическому лицу выдается свидетельство о государственной регистрации (приложение Г).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты