Анализ стратегии государственной жилищной политики

Для проведения целенаправленной жилищной политики необходима целая система целевых показателей, нормативов и стандартов, позволяющих конкретизировать поставленную цель, сформулировать задачи и разработать важнейшие направления и мероприятия по их достижению и решению. Таких показателей может быть сравнительно много, так как поставленные задачи по решению жилищной проблемы достаточно многообразны, но важнейшими среди них будут следующие: обеспеченность населения муниципального образования жильем, в кв. м. общей площади на 1 человека, всего в том числе в частном, государственном, муниципальном и общественном видах жилья; уровень благоустройства жилищного фонда в процентах к общему жилищному фонду, а также муниципальному и другим класса фонда по видам благоустройства (водопровод, канализация, электроплита, телефон, мусоропровод, лифт и пр.); доля жилищного фонда, соответствующего правилам и нормам технической эксплуатации и требованиям к качественным параметрам жилья; уровень посемейного заселения как отношение числа семей, проживающих в отдельных квартирах, соответствующих потребительским и техническим требованиям, к общему числу семей [58, c. 7].

Эти показатели должны быть нормированы и по ним определены и по ним определены социальные стандарты (минимальные и перспективные). Кроме этих (важнейших), в систему нормируемых параметров будут включаться и десятки других, в частности: уточненные нормы проектирования и технического содержания жилищного фонда, нормативные требования к функционально-потребительские качествам жилья и др.

Основными направлениями муниципальной жилищной политики является следующие: создание условий для формирования широкого рынка жилья на данной территории; регулирование рационального расселения жителей муниципального образования; переход к дифференцированному обеспечению права граждан на жилище; проведение антимонопольной деятельности в жилищном комплексе; создание условие для привлечения инвестиций в жилищную сферу [36, c. 7].

Важнейшими мерами повышения ресурсообеспеченности муниципальной жилищной политики служат: эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на конкурсной основе; привлечение средств населения путем создания специальных целевых фондов, распространение муниципальных жилищных займов, обеспечение надлежащих гарантий; использование дохода от аукционной продажи объектов муниципальной собственности (арендная плата, страхование и пр.); выдача долгосрочных кредитов и субсидий через систему муниципальных банков, в том числе ипотечного кредитования под залог недвижимости; привлечение частных инвестиций путем создания благоприятных условий для инвесторов; привлечение государственных субсидий и дотаций [30, c. 210].

Объектом муниципальной политики в области жилищно-коммунального обслуживания является обеспечение потребностей населения в услугах по содержанию жилищного фонда и придомовой территории, потребностей в воде, газе, электроэнергии и других услугах, предоставляемых жилищно-коммунальным хозяйством [30, c. 14].

Как показывает анализ положения дел в данной области, достигнутый уровень развития жилищно-коммунального хозяйства не обеспечивает в должной мере потребности населения в большинстве городов страны. Так, уровень содержания жилищного фонда не соответствует правилам и нормам технической эксплуатации жилых зданий. Действующая система водоснабжения не справляется с удовлетворением потребности населения в воде в соответствии с имеющимися нормативами и стандартами. Чрезмерно велики потери и неучтенный расход воды.

Действующая система теплоснабжения в городах технологически устарела и не соответствует требованиям экологической политики государства. В крупных городах функционирует централизованная система теплоснабжения, основанная на использовании топливно-энергетических станций и мощных котельных, а локальных источников тепла практически нет.

Такая система требует огромного сетевого хозяйства и в полной мере отражает интересы производителей тепла в ущерб их потребителям, у которых отсутствует выбор в источниках и режимах теплоснабжения. Кроме того, недостатками этой системы являются большие потери тепла, ненадежность сетевого хозяйства.

Причины перечисленных проблем аналогичны другим сферам муниципального хозяйства: дефицит бюджетных средств и административно-ведомственный механизм управления и хозяйствования. Особенно следует отметить такие черты административной экономики, как смещение функций заказчика и подрядчика, отсутствие взаимосвязей между затратами труда и достигнутыми результатами и как следствие – отсутствие стимулов к повышению качества и результатов своей деятельности.

Целью муниципальной политики в сфере жилищного коммунального обслуживания является обеспечение потребностей населения в жилищно-коммунальных услугах согласно действующим нормативам и стандартам [16, c. 11].

В соответствии с поставленной целью основными задачами в данной области являются: повышение уровня содержания жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; привидение систем водо-, тепло-, газо-, электроснабжения города в соответствие с современными требованиями к технологии к качеству предоставляемых услуг; совершенствование системы водопроводно-канализационного хозяйства и обеспечение полной очистки бытовых сточных вод.

Для количественной оценки целевых установок и задач проведения муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального обслуживания имеется ряд нормативов, которые могут быть использованы в качестве минимально необходимых и перспективных стандартов, определяемых с учетом особенностей данной территории.

Важнейшими направлениями по повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания являются: ограничение монополизма в системе жилищно-коммунального хозяйства города; разделение функций заказчика и подрядчика во всех отраслях жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение права выбора потребителями объема и качества жилищно-коммунальных услуг; привлечение населения к активному участию в сфере жилищно-коммунального обслуживания [14, c. 13].

Важным направлением развития жилищно-коммунального обслуживания является привлечение населения к активному участию в хозяйственной деятельности в различных формах. Это могут быть выполнение функций контроля за работой жилищно-коммунальных служб, участие в финансировании тех или иных мероприятий, личный труд (уборка лестниц, замена лампочек в местах общего пользования, уборка придомовой территории и пр.).

Важное значение имеет активная позиция жителей на выборах местных руководителей. Одним из перспективных направлений привлечения населения является формирование коллективных форм владения жилищным фондом на базе создания кондоминиумов (товариществ). Но для претворения этого начинания в жизнь в широком масштабе необходимо решить многие вопросы: уточнение правовой основы функционирования товариществ; организация передачи жилых зданий в оперативное управление или в хозяйственное ведение с соответствующей передачей на баланс коллективу собственников со всеми подсобными помещениями и правом их свободного использования; создание фирм по управлению жилым фондом, которые могли бы взять на себя функции заказчика, заключение договоров на эксплуатацию и др.

Важнейшим элементом механизма реализации является устойчивое финансовое обеспечение. Активная социальная политика в данной сфере опирается на следующие основные источники финансирования: эффективное использование бюджетных средств через систему заказчик – подрядчик; повышение в перспективе уровня и доли квартплаты за содержание жилищного фонда и коммунальных услуг по мере повышения качества жизни населения; привлечение дополнительных средств населения, товариществ, муниципальных образований; рациональное использование жилищных субсидий, выделяемых для малообеспеченных слоев населения; привлечение доходов от использования муниципальной собственности (средства от продажи объектов, арендная плата и др.) [9, c. 11].


1.2 Комплекс мер по реализации жилищного кодекса РФ и повышению качества жилищно-коммунальных услуг


Новый Жилищный кодекс Российской Федерации продолжил процесс реформирования российского законодательства, связанный с переходом государства к рыночным отношениям. Он во многом изменил ранее существовавшие жилищные правоотношения, упорядочил в соответствии с нынешними условиями вопросы предоставления жилья, права и обязанности собственников помещений в многоквартирных жилых домах на общее имущество в таких домах, в том числе на их земельные участки, определил объекты, порядок и формы управления многоквартирных домов, разграничил полномочия уровней власти в жилищных правоотношениях [50, c. 9].

Для разработки механизмов реализации положений Жилищного кодекса, Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации совместно со специалистами отрасли, учеными разработаны и утверждены постановления с дополнительными разъяснениями по заключению договоров социального найма жилого помещения, о формах документов о переводе жилого помещения в нежилое, о переустройстве и перепланировке жилого помещении и др., введены правила предоставления субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг; правила пользования жилыми помещениями; правила содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома; правила предоставления коммунальных услуг; положение о проведении конкурсного отбора управляющих организаций и ряд других документов [50, c. 11].

Министерством регионального развития проводится соответствующая работа с субъектами Российской Федерации по сбору информации, предложение по самым острым важным вопросам жилищных отношений. Благодаря рекомендациям из регионов, была сформулирована концепция правил предоставления субсидий гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг. С территорий поступает множество обращений и предложений по внесению изменений и дополнений в Жилищный кодекс. Аналогичные предложения поступают в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации от депутатов, законодательных собраний субъектов Российской Федерации, общественных организаций, граждан, что говорит о том, что требуется совершенствование существующего законодательства, обобщение, анализ поступающих в различные органы власти поправок, изменений, дополнений, консолидации усилий заинтересованных лиц. Работу в этом направлении проводит и Общественный Совет при Министерстве регионального развития Российской Федерации. Перед Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства стоит задача стать той консолидирующей силой, тем фундаментом, где должны формироваться предложения для рассмотрения их в Правительстве Российской Федерации, Государственной Думе [50, c. 14].

Реализация положений Жилищного кодекса – это не только разработка нормативно-правовых документов, четко прописанных в той или иной статье Жилищного кодекса Российской Федерации. Ряд разделов, статей ЖК РФ определяют процедуру, порядок тех или иных отношений в жилищной сфере. Это вопросы проведения общего собрания собственников в многоквартирном доме, управление многоквартирными домами, создание и деятельность товариществ собственников жилья и другие. И именно от успешного применения этих норм на практике, умения увидеть, убрать административные барьеры, создать благоприятные условия для эффективной работы организаций жилищно-коммунального комплекса зависит во многом комфортность проживания граждан, снижение издержек при производстве и предоставлении жилищно-коммунальных услуг и повышению их качества.

Департамент видит свою роль в работе по созданию условий для эффективного внедрения на местах положений, норм, правил, прописанных Жилищным кодексом. С этой целью Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации подготовил комплекс мер по совершенствованию работ жилищно-коммунального хозяйства и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты