Однако в настоящее время, когда имеет место коренное изменение всего законодательства, укоренившаяся практика поспешного принятия «сырых» законов без наличия в них механизма их реализации, требуется принятие постановлений Правительства России, большое количество других подзаконных нормативно-правовых актов «с изложением порядка применения законов, разъяснением их содержания, в которых оно нередко искажается и изменяется, и применение которых без учета подзаконных актов становится невозможным». Поэтому, на наш взгляд, представляется правильным не ограничивать правовое регулирование рассматриваемых отношений лишь указанными в ГК РФ транспортными кодексами и уставами.
1.2 Основные элементы договора аренды транспортных средств
К основным элементам договора аренды относятся стороны, предмет, форма и содержание.
Сторонами в договорах аренды транспортных средств, по общему правилу, могут выступать любые субъекты гражданских правоотношений. Специальных норм, ограничивающих или расширяющих потенциально возможное количество участников, в законодательстве нет. Следовательно, в соответствии с частью 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ ими могут выступать физические лица (в том числе, индивидуальные предприниматели), юридические лица всех организационно-правовых форм, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, то есть субъекты всех форм собственности.
К арендатору (экипажу арендатора) транспортного средства законодатель предъявляет, учитывая специфику предмета договора как источника повышенной опасности и как сложного технического устройства, специальные требования. Необходимо официально полученное арендатором (экипажем арендатора) разрешение (сертификат, свидетельство, удостоверение) на управление и техническую эксплуатацию транспортного средства, лицензию на занятие соответствующей предпринимательской деятельностью при коммерческой эксплуатации транспортного средства. «В качестве перевозчика может выступать только тот предприниматель (гражданин или организация), который имеет лицензию, разрешающую данный вид деятельности. ... При этом используются как собственные, так и арендованные транспортные средства»[17]. Примером могут служить требования, предъявляемые к эксплуатанту воздушного судна воздушным законодательством РФ.
Законодатель не указал ни в ГК РФ, ни в транспортных кодексах и уставах непосредственных обязательных требований, предъявляемых к арендатору. Представляется, что объяснение тому кроется в необходимости предъявления всех вышеперечисленных требований не только к арендатору как стороне договора аренды транспортных средств, но и к более широкому кругу лиц - к эксплуатантам - лицам, использующим транспортные средства для производственных (направленных на обеспечение собственного производства) или коммерческих (извлекающих доходы от их эксплуатации путем получения оплаты за выполненную транспортную услугу) целей, в частности, при аренде транспортных средств, с участием экипажа арендодателя, собственным экипажем либо непосредственно личным управлением транспортным средством.
Как показывает практика применения норм об аренде транспортных средств арендаторами, из числа физических лиц, выступают, как правило, индивидуальные предприниматели. Данное обстоятельство объясняется, в первую очередь, тем, что транспортные средства арендуются по рассматриваемому договору, главным образом, с целью коммерческой эксплуатации, то есть предпринимательской деятельности.
Если транспортное средство арендуется для потребительских целей, то арендатором может выступать и физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Рассматривая вопросы сторон в договоре аренды транспортных средств, представляется желательным отметить сформированное в практике арендных правовых отношений положение, когда арендаторам, в лице которых, как правило, выступают коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие транспортные средства в коммерческой деятельности, менее рентабельно заключать договоры аренды транспортных средств с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Это объясняется неодинаковым подходом законодателя к налогообложению арендаторов при учете осуществляемых ими арендных платежей.
Арендная плата по объектам основных средств производственного нaзнaчeния, к которым, в том числе, относятся транспортные средства, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) арендатора и налог уплачивается соответственно за вычетом осуществленных арендных платежей. При ином условии, когда арендная плата по объектам, не относящимся к основным средствам производственного назначения, не входит в себестоимость продукции (работ, услуг), арендные платежи арендатор производит из чистой прибыли, то есть из денежной суммы, уже освобожденной от налогов.
Таким образом, как правильно отмечается в научной литературе: «суд связал правомочность включения в себестоимость арендной платы объектов основных средств не с производственным использованием их у арендатора, а с формой учета их у арендодателя»[18].
По нашему мнению, данное законодателем различие в степени рентабельности аренды, в зависимости от наличия или отсутствия у физического лица как арендодателя правового статуса индивидуального предпринимателя, не способствует расширению гражданского оборота, снижению себестоимости продукции (работ, услуг), развитию конкуренции и, в частности, укреплению конкурентноспособности продукции (работ, услуг). Для устранения указанного негативного правового эффекта, правового ограничения, представляется необходимым внести законодателем соответствующие изменения в требуемые нормативно-правовые акты по определению основных производственных фондов не по бухгалтерскому учету арендодателя, а, главным образом, по фактическому использованию арендованного имущества, и в частности, транспортных средств, в производственной и коммерческой деятельности арендатора.
Арендодателями могут быть как сами собственники транспортных средств, так и лица, управомоченные собственниками либо законом на заключение соответствующих договоров аренды транспортных средств. Данное положение вытекает из общих норм об аренде ГК РФ (ст. 608 «Арендодатель»).
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности (в том числе, заключение договоров аренды имущества), за исключением случаев, предусмотренных законом, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать министерствам и ведомствам отдельные полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в частности, в отношении подведомственных им предприятий. Если полномочия по сдаче соответствующего имущества в аренду не делегированы Правительством Российской Федерации иным государственным органам исполнительной власти, то арбитражно-судебная практика исходит из того, что Госкомимущество РФ и комитеты по управлению имуществом, являющиеся его территориальными управлениями, обладают полномочиями арендодателя государственного имущества. Государственное имущество, относящееся к собственности субъектов Российской Федерации, а также муниципальное имущество должны сдаваться в аренду в порядке, определяемом правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии такого акта, определяющего управомоченный орган на сдачу указанного имущества в аренду, арбитражно - судебная практика признает надлежащими арендодателями соответствующие комитеты по управлению имуществом.
Таким образом, при сдаче в аренду транспортных средств, относящихся к государственной или муниципальной собственности, в качестве арендодателей выступают специально уполномоченные органы, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, за которыми рассматриваемый вид имущества закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Права данных хозяйствующих субъектов закреплены общими положениями пункта 4 статьи 214, пункта 3 статьи 215, статьями 295, 296 ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами.
Предприятиям и учреждениям, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует учитывать дифференцированный подход законодателя к отнесению тех или иных видов транспортных средств к движимому либо недвижимому имуществу, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК РФ сдача в аренду объектов недвижимости рассматриваемыми хозяйствующими субъектами возможна только с согласия собственника.
Как правило, арендодателями выступают крупные транспортные организации. Данное обстоятельство объясняет, помимо других объективных причин, высокая степень монополизации в рассматриваемой области общественной деятельности, отнесение некоторых транспортных отраслей к числу естественных монополий (в частности, железнодорожный, трубопроводный транспорт).
Следует различать правовой статус руководителя экипажа (капитана судна) и так называемого «распорядителя», оперативного руководителя (менеджера) по коммерческому использованию транспортного средства (например, суперкарго). Распорядитель назначается при наличии, главным образом, нескольких титульных владельцев (как правило, сособственников). Объем его полномочий определяется по общим правилам, закрепленным в главе 10 ГК РФ, соответствующим решением совладельцев (сособственников) транспортного средства или законом. Права и обязанности руководителя экипажа, как правило, определены нормами законов. Если руководитель экипажа производит управление и техническую эксплуатацию, то распорядитель осуществляет именно реализацию коммерческой эксплуатации транспортного средства.
По общему правилу, «распорядитель», также как и руководитель экипажа, не наделяется правом сдавать соответствующее транспортное средство в аренду.
Предметом рассматриваемого договора выступает транспортное средство. Поскольку положения ГК РФ не ограничивают предмет указанного договора какими-либо видами или типами транспортных средств, предполагается, что они распространяются на любые транспортные средства, не изъятые из гражданского оборота.
Отметим характерные, юридически значимые черты транспортных средств, которые прямо отражаются на содержании рассматриваемых арендных правоотношений, формировании условий договора, ответственности сторон. Это: а) транспортные средства обладают (как и иные вещи, которые потенциально могут стать предметом аренды) индивидуально-определенными признаками; б) они относятся к источникам повышенной опасности; в) это сложные технические устройства, требующие в эксплуатации специальных знаний и навыков, то есть соответствующей подготовки; г) транспортные средства, как правило, - относительно дорогостоящее имущество; д) некоторые из видов транспортных средств отнесены к объектам недвижимости (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты)[19].
ГК РФ не содержит обобщающего определения транспортного средства. Необходимость его описания имеется, и она отражена лишь применительно к некоторым видам транспортных средств в отраслевых транспортных нормативно-правовых актах, в частности, в статье 32 Воздушного кодекса РФ. Отсутствие обобщающего юридического определения транспортного средства приводит к необходимости довольно широкого толкования данного понятия.
Например, транспортное средство - средство, «способное к самостоятельному перемещению в пространстве»[20].
Пробел в законодательстве вызывает ряд вопросов. В частности, можно ли отнести к транспортным средствам то или иное имущество, сходное по каким-либо техническим и другим характеристикам с традиционно обозначенными видами транспорта в транспортных кодексах и уставах, либо непосредственно обозначенное законодателем термином транспорт (например, «гужевой транспорт», «вьючный транспорт», «трубопроводный транспорт»), однако, как правило, не рассматриваемое в современном буквальном, непрофессиональном понимании как транспортное средство. Являются ли транспортными средствами устройства, «не оборудованные двигателем и предназначенные для движения в составе с механическими транспортными средствами» (например, железнодорожные вагоны, контейнеры, автомобильные прицепы, тележки) или ими можно назвать только самоходные технические устройства (локомотивы, тепловозы, автомобили, космические, воздушные и морские суда и так далее).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10