Договор аренды транспортных средств

В-четвертых, имеет место значительная экономия времени, оперативность по формированию экипажа и обслуживающего персонала арендованного транспортного средства.

Услуги по управлению и техническому обслуживанию транспортным средством непосредственно возлагаются на его экипаж. Однако возникает вопрос: каков количественный состав экипажа и есть ли необходимость определять его сторонам рассматриваемого договора? Гражданский кодекс РФ не дает определения экипажу транспортного средства. Данный вопрос регулируют транспортные кодексы и уставы.

Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа и кабинного экипажа (обслуживающего персонала). Летный экипаж выполняет наиболее сложные и ответственные функции, обеспечивает самолетовождение и эксплуатацию воздушного судна, а обслуживающий персонал таких функций, «связанных с управлением воздушного судна в полете», не выполняет. Исходя из этого, законодатель по разному подходит к установлению окончательно сформированного состава экипажа в его главных структурных элементах. В частности, количество членов летного экипажа в полете не должно быть меньше минимально установленного состава (п. 1 ст. 56 ВК РФ). То есть минимальное количество членов экипажа, в обязанность которых входит непосредственно управлять транспортным средством, устанавливается в императивной форме. Состав обслуживающего персонала, исходя из анализа соответствующих норм транспортных кодексов и уставов, определятся в окончательном варианте уже на локальном уровне.

Таким образом, стороны в договоре аренды транспортного средства с экипажем, по общему правилу, имеют возможность предусмотреть количественный состав членов экипажа, непосредственно управляющих транспортным средством (исключительно в сторону его увеличения от нормативно предусмотренного) и, в большей мере, состав «обслуживающего персонала», так как возможно не только его увеличение, но и его уменьшение от общеустановленного.

Одна из главных отличительных особенностей договора аренды транспортного средства с экипажем от договора аренды транспортного средства без экипажа состоит в том, что в первом договоре обязанность по поддержанию надлежащего состояния арендованного транспортного средства возлагается на арендодателя, а во втором - на арендатора (ст. ст. 634, 644 ГК РФ). Эти положения Кодекса императивны, поэтому стороны договора не могут предусмотреть иное соотношение данных обязанностей.

По какой причине законодатель предусмотрел исключение из общего юридического нормирования прав и обязанностей сторон в правовом регулировании отношений по содержанию арендованного транспортного средства? По нашему мнению, представляется убедительным выделить два значительных фактора.

Во-первых, данные нормы вполне обоснованы, поскольку отражают сущность, содержательное наполнение законодательно установленных видов аренды транспортных средств: имеют место услуги по технической эксплуатации или они не предоставляются.

Во-вторых, одни из основных структурных элементов в содержании юридической конструкции «поддержание надлежащего состояния сданного в аренду транспортного средства» - текущий и капитальный ремонт - не имеют конкретного законодательного определения. Учитывая вышеизложенную актуальную проблему, объединение рассматриваемых структурных элементов в обязанности по содержанию арендованного транспортного средства какой-либо из сторон в договоре снижает негативное воздействие законодательно не определенного состояния понятий капитального и текущего ремонта.

Таким образом, вторая часть нового Гражданского кодекса России установила достаточную определенность в регулировании рассматриваемых отношений, которые ранее вызывали некоторые вопросы и решались во многом неоднозначно.

Так, в науке, на основе анализа практики, сложилось несколько отличное друг от друга представление об объеме соответствующих обязанностей. Одни авторы под технической эксплуатацией понимают не только осуществление текущего и капитального ремонта, обеспечение необходимыми для эксплуатации принадлежностями и запасными частями, но и заправку транспортного средства горюче-смазочными материалами, предоставление стоянки (или оплаты ее), а также хранение арендованного транспортного средства. Довольно широкий подход, предполагающий полное эксплуатационное обслуживание рассматриваемого предмета договора, включающее расходы как по технической, так и, во многом, по коммерческой эксплуатации транспортного средства.

И в практической деятельности закрепление таких обязанностей у арендодателя возможно. В частности, статья 636 ГК РФ, регулирующая отношения по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, носит диспозитивный характер. Контрагенты могут предусмотреть в договоре обязанность арендодателя нести все обусловленные технической эксплуатацией расходы, включая оплату горюче-смазочных и других материалов, внесению государственных и иных различных сборов. В повседневной жизнедеятельности граждан договор аренды транспортного средства с экипажем при вышеуказанных условиях широко распространен. Например, аренда гражданами легковых автомобилей (такси).

Кроме того, помимо услуг, обеспечивающих нормальную и безопасную эксплуатацию арендованного транспортного средства в соответствии с целями аренды, договором может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору (пункт 1 статья 635 Кодекса). Например, при фрахтовании на время воздушных судов туристическими организациями в соглашении, как правило, оговариваются, кроме основных, дополнительные услуги, предоставляемые арендодателем по организации спутниковой связи, питания, медицинского и иного обслуживания пассажиров.

По вопросу объема услуг, содержащихся в обязанности арендодателя по технической эксплуатации транспортного средства, имеет место и другая более узкая точка зрения. В частности, в литературе (советской и иностранной) высказывалось мнение, что мелкий текущий ремонт транспортного средства лежит на обязанности арендатора (фрахтователя)[51]. При исследовании практики отмечалось, что «при фрахтовании на продолжительный период на фрахтователя обычно возлагается обязанность проведения текущего ремонта в соответствии со сроками и требованиями технических нормалей и классификационных обществ»[52]. И на сегодняшний день таковыми остаются требования диспозитивных норм § 1 главы 34 ГК РФ, касающиеся общих положений об аренде.

Учитывая имеющийся научный и практический материал, а также следуя всем вышеизложенным в настоящей работе выводам, предложениям и обобщениям, по нашему мнению, один из наиболее приемлемых будет являться следующий рекомендательный для потенциальных контрагентов вариант договора аренды транспортного средства с экипажем.


Заключение


Анализ практики, теоретических трудов и состояния современного законодательного регулирования отношений аренды транспортных средств привел нас к определенным выводам и предложениям по совершенствованию действующего законодательства и по основным направлениям дальнейших научных разработок.

Выделение в ГК РФ норм об аренде транспортных средств является
нормативной основой для формирования необходимых положений в отраслевых транспортных кодексах и уставах. Это особенно актуально, так как ГК РФ прямо указывает, что особенности в регулировании подобных отношений могут предусматривать только данные нормативно-правовые акты. Таким образом, требуется научное исследование специфики отношений аренды каждого из основных видов транспортных средств. Теоретическая база на основе системного и комплексного анализа, обобщение имеющейся и формирующейся практики позволит научно обоснованно подойти к формированию отраслевых рассматриваемых норм.

Учитывая факторы глобального изменения всего отечественного законодательства, практику поспешных разработок и принятия «сырых» законов, нами предлагается не ограничивать правовое регулирование рассматриваемых отношений лишь указанными в ГК РФ транспортными кодексами и уставами. В современных быстро меняющихся социально - экономических условиях требуется принятие постановлений Правительства РФ, других подзаконных нормативно-правовых актов.

Передача транспортного средства в пользование по договору аренды невозможна без передачи прав владения на арендованное транспортное средство. Правильное законодательное определение неразрывной связи пользования и владения в рассматриваемых правоотношениях решает многие теоретические и практические вопросы, в том числе, наиболее спорные, например, определение правовой природы фрахтования судов на время (тайм - чартера).

1. Простая письменная форма договора аренды транспортного средства, содержащаяся в ГК РФ, является достаточной для удостоверения соответствующих прав и оптимальной по оперативности и рациональности в гражданском обороте. Однако для аренды некоторых видов транспортных средств, в частности, используемых в международном транспортном сообщении, имеющих большую государственную и общественную значимость (например, космические суда, ледоколы, уникальные транспортные средства), транспортными кодексами и уставами должна быть предусмотрена государственная регистрация.

2. В ГК РФ, транспортных кодексах и уставах следует указать перечень требований, предъявляемых к арендатору транспортного средства: а) соответствующую аттестацию (образовательный документ) - например, авиационного персонала арендатора; б) сертификат (свидетельство, удостоверение) на право управления и техническую эксплуатацию транспортным средством; в) лицензию на право заниматься соответствующей предпринимательской деятельностью при коммерческой эксплуатации транспортного средства.

3. Нормы, регулирующие рассматриваемые отношения, разделены в ГК РФ двумя подпараграфами (договор аренды транспортного средства с экипажем и договор аренды транспортного средства без экипажа). Отсутствие общих положений аренды транспортных средств вносит значительные проблемы в определение тех норм, которые должны применяться при заключении договоров с некоторыми признаками как договора аренды транспортного средства с экипажем, так и договора транспортного средства без экипажа. Таким образом, общие положения по рассматриваемому правовому регулированию желательны. Тем более что подпараграфы 1 и 2 §3 содержат определенное количество абсолютно идентичных норм, которые могут быть объединены в общие положения аренды транспортных средств.

4. Необходимо включение в ГК РФ определения понятия транспортного средства. Предлагается следующее, наиболее обобщенное, включающее в себя главные, конструктивные признаки, его определение: транспортное средство - техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное), с целью перевозки (перемещения) физических лиц и материальных объектов.

5. Предлагается предусмотреть нормативное правовое обеспечение возможности арендодателя осуществлять контроль за сохранностью и надлежащим использованием арендованного транспортного средства арендатором.

6. Следует дополнить статью 615 ГК РФ нормой о пределах использования арендованного транспортного средства.

7. В ГК РФ должна быть включена норма, предусматривающая необходимость определения сторонами более точную характеристику предмета рассматриваемого договора. Контрагенты должны отражать в договоре не только общую характеристику годности транспортного средства к выполнению своих функциональных задач, но и конкретные максимальные или минимальные те или иные технические параметры транспортного средства, обеспечивая тем самым согласованный коэффициент его надлежащей технической готовности к эксплуатации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты