Эмансипация
p>Прежде всего,  это связано с тем, что  нормы института эмансипации  не достаточно четко определены  не только в самом Гражданском кодексе Российской Федерации, но в других законах и законодательных актах.

Например, в г. Липецке действуют четыре районных суда, но ни в одном из них со времени вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, не были рассмотрены заявления о признании несовершеннолетнего эмансипированным. Складывается парадоксальная ситуация, норма есть, а механизм применения этой нормы отсутствует. Практикующие адвокаты г. Липецка, в частности, адвокаты Федюкина Л.П., Бороздин С.В., Минаков И.М., которые имеют большой опыт юридической работы, заявляют о том, что вопрос объявления несовершеннолетнего эмансипированным требует тщательного подхода в связи с тем, что некоторые нормы института эмансипации  при практическом их применении  могут оказаться в противоречии с другими нормами действующего гражданского законодательства.

В Липецком областном суде отсутствует отдел обобщения судебной практики, аналогично, такого отдела нет и в Судебном департаменте Липецкой области. Верховный Суд Российской Федерации также не может определить четкую позицию при применении норм института эмансипации в судебной практике. Все это затрудняет практику применения норм эмансипации в настоящее время.

В  районные суды Липецкой области  не поступало ни одного заявления об объявлении несовершеннолетнего эмансипированным.

Возможно это связано с тем, что не многие несовершеннолетние  в возрасте 16 лет способны к волевым осознанным действиям, которые не могут быть в последствии подвергаться изменениям, что является необходимым условием объявления несовершеннолетнего эмансипированным, так как на содержание дееспособности более не оказывают возрастные факторы.

Орган опеки и попечительства  в г. Липецке также не располагает практикой применения норм института эмансипации, связывая это с тем, что  несовершеннолетние и их родители не достаточно информированы в вопросе о том,  что их ребенок к 16 годах  способен зрело действовать и осознавать свои действия, то в российском законодательстве предусмотрена возможность предоставить такому ребенку при определенных условиях  полную дееспособность, то есть возможность осуществлять свои гражданские права и нести обязанности. Возможно, это то же является одной из причин отсутствия практики, но еще следует отметить, что до настоящего времени российский законодатель не принял отдельных законодательных актов, в которых бы нашли свое отражение нормы института эмансипации, позволяющие органам опеки и попечительства  без затруднений на практике применять нормы института эмансипации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Работа над настоящей дипломной работой показала, что нормы института эмансипации недостаточны для урегулирования всех возникающих проблем,  кроме того, далеко несовершенны.

Если исходить из жизненного опыта и юридической практики применения института эмансипации, то следует сделать вывод о том, что в настоящее время институт эмансипации представляет собой  исключение из общего правила и поэтому он не должен рассматриваться как всеобщее руководство к действию. Законодатель ввел этот институт для отдельных граждан, зрелость которых достигла требуемого уровня[22].

   Таким образом, нормы института эмансипации недостаточны для  урегулирования всех  проблем, возникающих на практике, поэтому  при разрешении вопроса о  наделении эмансипированных граждан теми или иными правами совершеннолетних лиц целесообразно  решать, исходя из смысла ч. 3 ст. 55 Конституции, т.е. с учетом вероятности того, приведет ли обладание данным правом несовершеннолетними гражданами к нарушению основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц.

    Три условия наступления эмансипации, которые предусмотрены в  Гражданском кодексе  Российской Федерации, и последствия, которые возникают после объявления несовершеннолетнего эмансипированным, позволяют сделать вывод о том, что с эмансипацией связаны изменения лишь в отдельных гражданских и семейных правоотношениях лица. В целом лицо остается ребенком и обладает всеми связанными с этим правами.

Законодатель определил, что нижняя граница возраста привлечения к правовой ответственности составляет 16 лет.  Это является  общим для всех отраслей критерии: лицо, достигшее 16 лет, уже способно отвечать за свои поступки.

Тем не менее, как мы видим,  из положений действующего гражданского законодательства  лицо станет полностью дееспособным только по достижении им 18 лет, что будет означать для него  возможность отвечать за свои действия своим  имуществом. Этот вариант представляется наиболее правильным, так как  административная и уголовная ответственность   предполагают возложение мер личного характера, что иногда необходимо, так как процесс формирования личности незавершен и подобные  воспитательные меры могут оказаться полезными,   а возлагать полную имущественную ответственность на всех лиц, достигших  16 лет, было бы несправедливо, да и в действительности не все несовершеннолетние обладают реальной возможностью нести имущественную ответственность за свои действия, так как у них вовсе отсутствует какое-либо имущество. 

   Исходя из положений  действующего законодательства, понимаешь, что было более целесообразно установить в качестве основания эмансипации  юридический акт  более широкого характера. Прежде всего нужно определить степень психической зрелости лица, которое должно быть объявлено эмансипированным. Необходимость установления степени психической зрелости лица даст основания для признания лица самостоятельным субъектом юридической ответственности, независимо от ее видов (административной, уголовной, гражданской, налоговой). Зрелость несовершеннолетнего  должна определяться органом опеки и попечительства либо судом по их усмотрению на основании  совокупности целого ряда факторов: педагогической, психологической характеристики несовершеннолетнего, уровня его интеллекта, умением несовершеннолетним применять тот объем знаний, который им был получен в процессе получения образования и т.п. Все эти характеристики должны в первую очередь подтвердить готовность несовершеннолетнего к решению  различных задач, возникающих при занятии предпринимательской деятельностью, а также осознание  самим несовершеннолетним необходимости отвечать за свои  действия. Если процедура объявления несовершеннолетнего носила бы именно такой порядок, то согласие родителей на эмансипацию тогда следовало бы рассматривать не как необходимое условие, а  как элемент самой процедуры эмансипации несовершеннолетнего.

   Таким образом, законодатель установил два варианта процедуры объявления эмансипированным в зависимости от наличия согласия законных представителей несовершеннолетних. Если согласие имеется, эмансипацию свом решением производит орган опеки и попечительства, а если оно отсутствует, эмансипация производится на основании решения суда.

   Более подробное правовое регулирование этой процедуры в законодательстве отсутствует, поэтому возникает вопрос о том, кто именно обращается с заявлением об эмансипации. Анализ норм показал, что законными представителями ребенка являются родители и иные лица,  но, когда законные представители ребенка по каким-либо причинам не могут или не желают ходатайствовать  об его эмансипации, тогда такое право должно  в силу ст. 56 СК РФ автоматически возникать у самого несовершеннолетнего, то есть сам ребенок вправе обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

     Вопрос, который заключается в том, в какой форме должно быть выражено согласие родителей, нашел свое отражение в настоящей работе. На мой взгляд, для этого следует установить следующую процедуру: согласие родителей и иных представителей на эмансипацию несовершеннолетнего должно быть выражено в письменной форме, оно может быть выражено также устно, однако родители (усыновители, попечитель) должны   лично поставить свою подпись в соответствующем документе.   Если такая возможность у законных представителей отсутствует, то их письменное согласие должно быть удостоверено нотариусом.

   Отсутствие перечня документов, на которые может ссылаться заявитель в обоснование своего заявления об эмансипации, также затрудняет возможность  на практике применить нормы института эмансипации.

   Таким образом, при обращении в орган опеки и попечительства с просьбой об эмансипации законодателю следует определить перечень документов, к таким документам можно отнести:

   - характеристику с места учебы, работы или места жительства,

   - документы об образовании,

   - документы о дополнительном образовании,

   - копию трудового договора (контракта) или копия трудовой книжки несовершеннолетнего,

   - справку о том, что  лицо не состоит на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере,

   - сведения  об имуществе заявителя.

   И здесь хотелось бы отметить, что последнее требование, требование о предоставлении сведений о своем имуществе, должно предъявляться к любому гражданину, желающему получить статус индивидуального предпринимателя, а не только эмансипированного.                               

   Также  работа над нормами института эмансипации показала, что правило о том, что только по достижении 16 лет несовершеннолетний имеет право обратиться в суд с заявлением об эмансипации,   входит в противоречие с нормой ст. 56 СК РФ, которая гласит, что ребенок имеет право самостоятельно обратиться за защитой своих прав и интересов в суд по достижении им 14 лет. Таким образом, даже  с принятием нового  ГПК РФ не разрешился  вопрос о возрастном цензе при обращении в суд за защитой своих интересов несовершеннолетним. Следует указать и на то, что ч. 2 ст. 287 ГПК РФ не полно отражает сложившуюся практику при рассмотрении вопроса об эмансипации несовершеннолетнего. 

   В соответствии  с ч. 2 ст. 287 ГПК РФ заявление об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособного принимается судом при отсутствии согласия родителей (одного из родителей), усыновителей или попечителя объявить несовершеннолетнего  полностью дееспособным. Эта норма не до конца реализует механизм применения конституционной нормы, которая предусмотрена ч. 1 ст. 46 Конституции РФ "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Поэтому было бы целесообразно внести дополнение ч. 2 ст. 287 ГПК РФ, которые бы указывали на то, что вторым основанием принятия такого заявления являлся бы отказ органа опеки и попечительства объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным.

   Например, согласно п. 2 ст. 62,  п. 1 ст. 64 СК РФ родители, достигшие 16 лет, выступают в качестве законных представителей ребенка в суде. Таким образом, российский законодатель установил, что эмансипированный несовершеннолетний не имеет права выступать в качестве представителя в суде общей юрисдикции.

   Объявление  несовершеннолетнего эмансипированным  не влечет его статуса  в трудовом правоотношении. Несовершеннолетние, не достигшие 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других  условий труда пользуются установленными законом льготами.

   Таким образом, после эмансипации лица, работающего по трудовому договору, работодатель  не вправе изменять условия труда, ссылаясь на сам факт эмансипации.

   На мой взгляд, представляется, что при проведении процедуры эмансипации речь должна идти только о подаче заявления самим несовершеннолетним. Инициатива должна исходить именно от него, так как в ходе этой процедуры будет разрешаться вопрос,  имеющий самое непосредственное отношение к осуществлению его конституционного права на занятие экономической деятельностью в силу ст. 34 Конституции РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты