Формирование государственных основ Российской Федерации

Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве. И.А. Умнова подчеркивает, что «приобретение государственного суверенитета субъектом федерации означает переход на конфедеративные отношения с бывшей федерацией при сохранении политических связей. История пока не знает ни одной конфедерации, которая оказалась бы жизнеспособной длительное время»[32].

На взгляд Ю.А. Дмитриева, этот юридический нонсенс в большей степени дань истории, чем стремление придать республикам какой-то особый статус.

Признание принципы государственного суверенитета Российской Федерации предполагает четкое определение объема прав, которым должна обладать Федерация, чтобы ее государственный суверенитет был обеспечен. Это так называемые неотчуждаемые права федерации. Их потеря означает лишение государством статуса государственного суверенитета.

В Конституции РФ закреплены основные признаки государственного суверенитета России. Это верховенство федерального права над правом субъектов Федерации; неприкосновенность границ и территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; единая армия (единые Вооруженные Силы), право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан, право на защиту интересов государства и его граждан вовне; государственная монополия на регулирование и управление важнейшими отраслями народного хозяйства России, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.

Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации представляют собой официальные символы как внешние, не имеющие аналогов, отличительные атрибуты государственного суверенитета. Им присущи стабильность, юридическая определенность описания (формы) и обязательность использования в строго оговоренных законом случаях. Каждый из государственных символов установлен своим федеральным конституционным законом.

Так, согласно Закону «О государственном флаге Российской Федерации»[33], государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины к его длине 2:3. Государственный флаг получает особую защиту.

Государственный герб РФ – это официальная государственная эмблема и символ страны. Статус Государственного герба РФ определяется Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»[34]. Государственный герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами – две меньшего размера и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.

Гимн на музыку А.В. Александрова и слова С.В. Михалкова был принят Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации»[35] от 8 декабря 2000 г.

Согласно ст. 67 Конституции РФ территория – один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяются суверенитет и власть государства. Территория является атрибутом любого государства. Объективно представляя собой пространственные пределы осуществления государственной власти, территория закономерно ассоциируется с могуществом и величием государства либо с его слабостью и уязвимостью[36].

Территория РФ – часть земного шара, находящаяся под его суверенитетом. В состав территории РФ входят не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов[37]. Пределы распространение государственного суверенитета очерчены Государственной границей РФ.

Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Нововведением Конституции РФ следует считать включения в состав государственной территории России и территории ее субъектов, что, по-видимому, обусловливается федеративным устройством Российского государства. Территория Российской Федерации одновременно является территорией ее субъектов. Правовой статус территории субъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями и уставами.

Ст. 68 Конституции определяет официальный статус русского языка как государственного, устанавливает соотношение государственных языков Федерации и ее субъектов, а также предусматривает сохранение и развитие языков всех этнических групп и народов, которые являются национальным достоянием российского государства, важным элементом культуры, основной формой проявления национального и личностного выражения.

Русский язык является основным средством межнационального общения народов России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями.

Государственный язык РФ является юридически обязательным языком. Он представляет собой важную коммуникационную основу целостности и единства России.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 республики Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, что фиксируется в их конституциях. В органах государственной власти и местного самоуправления, в государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ.

Гражданство – это «устойчивая правовая связь человека с конкретным государством»[38]. Гражданство в России появилось с марта 1917 г. Конституция 1993 г. впервые в отечественной истории выносит вопрос правового регулирования гражданства на конституционный уровень, к тому же включает его в раздел Основ конституционного строя. Конституция определяет лишь отдельные основополагающие принципы института гражданства, которые мы рассмотрим ниже.

Приобретение и прекращение гражданства происходит в соответствии с федеральным законом. Согласно п. 1 ст. 6 Конституции РФ российское гражданство является единым и равным. Принцип единства гражданства был закреплен Законом РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР»[39], изданным за несколько дней до обретения Россией суверенитета на основании Беловежского соглашения от 9 декабря 1991 г., провозгласившего распад СССР. Означает этот принцип единство гражданства России и гражданства республик в составе Российской Федерации. Дело в том, что одним из элементов суверенной государственности республик в состав РФ было наличие у них собственного гражданства, которое приобреталось и утрачивалось одновременно с гражданством России. В настоящее время действующий Закон о гражданстве, воспроизведя текстуально данную норму Конституции, никак не раскрывает этого принципа[40].

Российский закон исключает порядок так называемой натурализации, т.е. постепенного приобретения прав мигрантами, применяемый законодательством некоторых зарубежных стран, на что указывает ч. 2 и 3 ст. 6 Конституция РФ закрепляет принцип равенства прав независимо от сроков приобретения гражданства.

Однако Основной закон подчеркивает, что он гарантирует это равенство прав своим гражданам только на территории России и только тех прав, которые установлены Конституцией РФ. Это означает, что, несмотря на обязанность государства защищать своих граждан за пределами своей территории, оно не может гарантировать им всей полноты прав за пределами государственной границы, поскольку там действуют законы других государств.

Наряду с территориальной целостностью единство системы государственной власти является непременным условием государственной целостности. Если ст. 10 Конституции РФ устанавливает разделение властей «по горизонтали», то ст. 11 делит ее «по вертикали», с учетом федеративного устройства государства. По логике этого устройства в первой части ст. 11 перечисляются федеральные органы, осуществляющие государственную власть в соответствии с установленным ст. 10 Конституции разделением властей. Особенностью содержания этой нормы является то обстоятельство, что в ч. 1 ст. 11 перечислены четыре группы федеральных органов. Рассмотрим их подробнее.

Президент РФ – Глава государства, выполняющий координирующие действия всех ветвей государственной власти[41]. Указание на то, что Президент входит в какую-либо ветвь государственной власти, статьи гл. 4 Конституции «Президент Российской Федерации» не содержат.

Федеральное Собрание РФ – парламент РФ, выполняющий функции представительного и законодательного органа страны[42], имеющий двухпалатную структуру. Хотя Конституция РФ не разделяет палаты Федерального Собрания на верхнюю и нижнюю, но аналитическим путем, исходя из перечня их полномочий можно определить, что Совет Федерации является верхней палатой парламента, а Государственная Дума – нижней[43].

В соответствии с Конституцией РФ Правительство осуществляет исполнительную власть[44]. Однако необходимо иметь в виду следующую деталь: Россия – федеративное государство и организация органов государственной власти имеет сложную структуру. При этом каждая из ветвей государственной власти, в силу специфики осуществляемых ею функций, строится по-разному. Так, органы законодательной власти объединены в самостоятельную ветвь государственной власти лишь формально, поскольку парламент России и парламенты субъектов Федерации (законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ) имеют собственные, не пересекающиеся с федеральным парламентом полномочия, формируются избирателями независимо друг от друга и не подчинены друг другу.

Особенностью организации органов государственной власти в федеративном государстве является значительная самостоятельность субъектов Федерации в формировании собственных органов законодательной и исполнительной ветвей государственной власти. Однако их самостоятельность в гораздо меньшей степени распространяется на процедуру формирования органов судебной власти. Это объясняется повышенной степенью самостоятельности и независимости судебной власти и необходимостью вынесения единообразных судебных решений.

Мы отмечали, что все ветви государственной власти юридически равноправны и независимы. Однако последовательность перечисления органов государственной власти и структура Конституции (иерархия глав 4-7) определяет приоритеты в политической значимости федеральных органов государственной власти: Президент, законодательная, исполнительная, судебная власть.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты