Формирование государственных основ Российской Федерации

Среди законодательных инициатив по вопросам федеративного устройства особенно принципиальное значение имел Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 4 июля 2003 г.[57] Данный закон включил в компетенцию субъектов РФ не все сферы общественных отношений, определенный ст. 72 Конституции РФ в качестве предметов совместного ведения. Перечень не охватывал такие предметы совместного ведения, как: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов других видов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств; обеспечение правопорядка и общественной безопасности.

По справедливому замечанию А.Н. Кокотова, в таких условиях сфера совместного ведения за рамками определенного по усмотрению Федерации перечня полномочий субъектов РФ, превратилась по сути в придаток исключительных федеральных полномочий[58].

Отдельные предметы совместного ведения были перераспределены Федерацией в свою пользу, что повлекло упразднение компетенции органов государственной власти субъектов РФ по данным предметам ведения. Установление сферы ведения субъектов РФ по усмотрению федерального законодателя влечет за собой регулирование посредством федеральных законов дополнительных предметов совместного ведения, выявляемых в ходе конституционной практики[59].

Таким образом, перечисленные тенденции развития конституционного законодательства по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов свидетельствуют о формировании сверхцентрализованного федерального правового регулирования данной сферы общественных отношений.

Кроме того, для российского конституционного законодательства, развивающегося после 2000 г. характерна тенденция свертывания провозглашенной в ст. 73 Конституции РФ остаточной сферы ведения субъектов РФ. Это связано, во-первых, с отсутствием четкой формулировки и перечня сфер «остаточного ведения»; во-вторых, с тенденцией обращения некоторых вопросов остаточного ведения в пользу Федерации. В результате большинству субъектов РФ пришлось сократить перечень вопросов собственного ведения.

Новейший этап развития конституционного законодательства ознаменовался искоренением договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (внутрифедеративных вертикальных договоров).

Признавая неизбежность централизации правового регулирования, нельзя не отметить в то же время, что этот централизм не должен переходить в унитаризм. Иначе говоря, укрепление централизованной модели федерализма не должно доходить до той грани, когда уничтожается собственно федерализм и образуется унитарное государство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.

Правовое государство – это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы примат права во всех сферах общественных отношений.

Становление российской демократическо-правовой государственности – вовсе не триумфальный марш, этот процесс идет длительно и сопряжен с громадными усилиями, необходимыми для преодоления массы трудностей самого разного свойства и масштаба. Подавляющее большинство исследователей современной России приходят к выводу, что констатировать о том, что Россия является государством правовым еще рано.

Конституционные принципы российского федерализма включают в себя следующие характеристики: государственный суверенитет, единство системы государственной власти, равноправие субъектов Российской Федерации, единство конституционно-правовой системы, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Именно их комплексная реализация позволяет обеспечить демократический и эффективный федерализм.

Создание, начиная с 2000 г., федеральных округов неизбежно повлекло за собой унитаризацию Российского федеративного государства.

Рассмотренные в нашей работе особенности развития конституционного законодательства РФ, начавшиеся с 2000 г., являются отражением общественно-политических процессов, происходящих в стране. Большинство таких процессов свидетельствуют об усилении централизации власти в России. Вследствие этого конституционное законодательство испытывает на себе существенное воздействие политики, влекущее за собой его единообразие и централизацию. В частности, ощутимо изменилось соотношение федерального и регионального законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в сторону наращивания в данной сфере федерального присутствия. В итоге требующий достижения незримый оптимальный баланс полномочий Федерации и ее субъектов оказался нарушенным в ущерб субъектам РФ.

В целом в современной России конституционное законодательство развивается директивно: законодательная политика формируется во многом на федеральном уровне, а конституционное (уставное) законодательство субъектов РФ вынуждено воспринимать «идущее» сверху реформирование. И без того незначительная самостоятельность конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ по отношению к федеральному конституционному законодательству утрачивается все в большей степени. В то же время было бы несправедливо оценивать современный этап развития современного конституционного законодательства в негативных тонах. Оно выгодно отличается от конституционного законодательства 1993-1999 гг. упорядочением и необходимым единством содержания.

Анализ указанных нами в работе существующих и прогнозируемых проблем, связанных с укрупнением регионов, показывает, что сегодня необходимо принятие комплексной концепции модернизации федеративной системы Российской Федерации, в которой должны быть закреплены основные цели и задачи укрупнения регионов, его приоритеты, этапы и пределы с учетом концептуальной проработки всего комплекса проблем модернизации.

Само по себе укрупнение не решит поставленных перед ним задач, если в новых субъектах РФ не будет создано развитого гражданского общества.

 #"_Toc252730741">СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативные правовые акты

1.                 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.

2.                 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (ред. от 10 ноября 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. №52. Ч.1. Ст. 5021.

3.                 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. №3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (в ред. от 22 марта 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. №52. Ч. 1. Ст. 5022.

4.                 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. №1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 7 марта 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. №52. Ч. 1. Ст. 5020.

5.                 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (ред. от 31 октября 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч.1). Ст. 4916.

6.                 Федеральный закон от 4 июля 2003 г. №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» (ред. от 22 июля 2008 г., с изм. от 5 апреля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. №27. Ч. 2. Ст. 2709.

7.                 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28 июня 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №22. Ст. 2031.

8.                 Закон РФ от 28 ноября 1991 г. №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №6. Ст. 243.

9.                 Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (ред. от 26 июня 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №19. Ст. 683.

10.             Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (ред. от 19 января 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. №20. Ст. 2112.

Литература

11.             Аничкин Е.С. Российское конституционное законодательство: парадигмы современного развития: Учеб. пособ. – М.: АТиСО, 2008. – 216с.

12.             Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблема. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 480 с.

13.             Баранов П.П., Соколов А.Н. Теория государства и права: Учеб. пособ. – Ростов н/Д: Ростовский юридический институт МВД России, 2007. – 539 с.

14.             Вестов Ф.А. Формирование идеи правового государства в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2008. – Т. 8. – № 2. – С. 54-57.

15.             Гутова А.Л., Королева-Конопляная Г.Н., Лебедева Т.П. Политическая наука в ХХ веке: Учеб. пособ. – М.: МАИ, 1999. – 120 с.

16.             Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 303 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты