Институт президенства в современном мире

Институт президенства в современном мире

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ставропольский Государственный Университет








КУРСОВАЯ   РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему «Институт президентства в современном мире»
















Ставрополь, 2005



План:

Введение   


Глава 1. Современные модели президентства 

                           

Глава 2. Специфика избрания на пост главы государства.

        

Глава 3. Россия как полупрезидентская республика.         


Заключение.       

                                                                          

Примечание.

                                                                                    

Список источников и литературы.                                               














 

Введение.


Проблема института президентства в современном мире является чрезвычайно актуальна, поскольку президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения.

В конституционном праве понятие главы государства точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определятся сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

Термин «президент» происходит от латинского president, что означает «сидящий впереди», то есть председательствующий  на собрании.

Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америке. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будет статус и полномочия президента в этом государстве. Вот почему чрезвычайно важным является изучение института президентства на современном этапе.

Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице является и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в XX веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.

Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.[1]

Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в различных политических системах. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности. Между тем, из 183 стран, входивших в начале 1993 г. в ООН, более 130 имеют в своем государственном устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой – важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объем полномочий.

В научных работах часто употребляются такие выражения, как «президентская форма правления»,  «парламентарная (или парламентская) форма правления», хотя принято считать, что существуют две основные формы правления – республиканская и монархическая.

При исследовании феномена президентской власти невозможно ограничиться только анализом относящихся к президентству конституционных и других правовых норм. Не менее важно и определение соотношения этих норм с политической практикой президентов. Очевидно и то, что само по себе учреждение поста президента в той или иной стране еще не означает одномоментного возникновения института президентства с присущими ему законодательными и административными актами, хорошо разработанной структурой различных подразделений, тесными взаимосвязями в целом. Становление института президентства – это достаточно длительный исторический процесс, и при его формировании полезен учет богатого зарубежного опыта функционирования президентской власти в различных странах. [2]

Изучением проблем института президентства посвящены многочисленные публикации, монографические и диссертационные исследования отечественных и зарубежных политологов, правоведов, социологов, историков.

Изучением вопросов президентской власти в России занимаются такие юристы, как Краснов М.А., Котенков А.А., Мушинский В., Окуньков Л.А.

Например, Краснов М.А. в своей статье «Россия как полупрезидентская республика: проблема баланса полномочий» исследует историю появления нынешней Конституции РФ и анализирует, почему выбор пал на смешанную форму; также сопоставляет Конституцию РФ с конституциями других восточноевропейских стран, воспринявших полупрезидентскую форму. [3]

Котенков А.А. в своей статье «Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе» показывает необходимость научного осмысления и анализа сложившейся практики и  развитие взаимоотношений Президента и палат Федерального Собрания. [4]

Изучением президентской власти в зарубежных странах занимаются такие юристы, как Страшун П.А., Решетников Ф.М.

Страшун П.А. в учебнике «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» рассматривает президентские, смешанные, парламентарные республики в различных странах, также он освещает в нем полномочия, компетенцию, ответственность президента. [5]

Решетников Ф. М. в справочнике «Правовые системы стран мира» дает сведенья современной правовой системы 24 развитых капиталистических государств, характеризует государственный строй каждой страны, основные этапы становления современной системы права, судебной системы.[6]

Общий обзор президентской власти в различных странах и регионах мира дают такие юристы, как Сахаров Н.А., Чиркин В.Е.

Сахаров Н.А. в своей работе «Институт президентства в современном мире» раскрывает правовой статус президента при парламентарной, полупрезидентской и президентской системах правления, его особая роль как лидера и арбитра в политической жизни страны его отношения с кабинетом министров и партиями. Первостепенное отношение уделяется взаимоотношениям между президентом и парламентом. [7]

Чиркин В.Е. в своей статье «Президентская власть» рассматривает ее с точки зрения места в категориях концепции разделения властей, полномочий, обязанностей и ответственности президента при различных формах правления. [8]

Целью представленной курсовой работы является комплексное рассмотрение института президентства в современном мире. Постановка данной темы предполагает решение следующих задач: во-первых, анализ современных моделей президентства; во-вторых, изучение правового статуса президента при парламентарной, полупрезидентской и президентской системах правления; в-третьих, выявление специфики процедуры избрания на пост главы государства в различных странах мира; в–четвертых, исследование функционирования института президентства в России в 90-х гг. XX века.

Источниковая база данной работы представлена такими двумя важными группами, как законодательные акты Российской Федерации и законодательные акты – конституции – зарубежных стран (США 1787, Франции 1958, Бразилии 1988, Германии 1949, Италии 1947).

К числу важнейших законодательных актов Российской Федерации относится Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Этот документ играет чрезвычайно важную роль в политической жизни нашей страны. [9]

Среди конституций зарубежных стран особое значение имеет Конституция США 1787 года. В начальный период она носила исторически прогрессивный характер, способствовала развитию новых производственных отношений.[10]

Конституция Франции 1958 года разрешила проблему соотношения внутреннего законодательства и международно-правовых норм. [11]

Методологической основой курсовой работы являются принципы научной объективности, системности, историзма. С позиции историзма проблема института президентской власти рассматривается с учетом его развития в эволюции социокультурного пространства развитых стран мира. Системный метод позволяет охватить и проанализировать место и роль президента в системе государственной власти на современном этапе. Метод научной объективности позволяет максимально приблизиться к пониманию механизмов функционирования и сути составляющих политическую систему общества.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели применялись и частные методы: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, аналитический, дескриптивный.
























Г л а в а 1. Современные модели президентства.


 «Институт президентства в большинстве случаев  - это глава, призванный олицетворять и обеспечивать государственную целостность и единство, эффективное функционирование всех «властей», прежде всего исполнительной».[1]

Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер – министра (Египет, Франция). Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять - в Бразилии, шесть - в Египте, семь – в Казахстане и во Франции. Бывали, однако, «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.

Согласно концепции разделения властей президентская власть обычно рассматривается как исполнительная власть. Зачастую соответствующее положение содержится в конституциях (США 1787 г., Филиппины 1986 г., Бразилия 1988г., Азербайджан 1995 г. и др.). Однако многие основные законы не дают характеристики власти президента (ФРГ 1949г., Болгария 1991г., Гвинея 1992 г. и др.). [2] Остается открытым вопрос о природе президентской власти в России, где президент характеризуется конституцией как глава государства (п. 1 ст. 80), а п. 1 ст. 100 гласит, что, «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации».[3] Аналогичное положение содержится в Конституции Армении 1995 г. С другой стороны, в Конституции Мадагаскара 1992 г. говорится, что исполнительная власть принадлежит президенту и правительству. Словом, в конституциях стран мира вопрос о природе президентской власти не имеет однозначного ответа, часто ей не дается никакой характеристики в концепциях разделения властей.

Такое отсутствие определенности в большинстве новых конституций, особенно принятых в последнее десятилетие, не случайно. В современных условиях многих стран президентская власть занимает особое положение, она как и «правительственная власть» характеризуется своеобразием. В связи с этим встает вопрос: возможно ли «жесткое» отнесение президентской власти к определенной рубрике триады, да еще при различных формах правления?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты