Президент РФ назначает выборы Государственной Думы (ст.84, п. а), при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране.
Важным средством воздействия Президента на парламент является его право на роспуск Государственной Думы. Конституция предусматривает 2 случая: трехкратное отклонение представленных кандидатур председателя Правительства (ст. 111) и повторное выражение недоверия Правительству в течение 3 месяцев (ст. 117). [6]
3аконы, возвращенные Президентом, рассматриваются палатами в первоочередном порядке. Предусмотрено обязательное участие в заседании и выступление представителя Президента.
Значительную часть полномочий главы государства составляют полномочия в области исполнительной власти. Хотя в Конституции Президент не назван главой исполнительной власти, в своей деятельности он наиболее тесно связан именно с этой ветвью власти. Во-первых, Президент активно участвует в формировании Правительства и объявляет о его отставке. Во-вторых, он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Проводятся регулярные встречи Президента и главы Правительства. [7]
В общем, деятельность Президента как главы государства охватывает более широкую сферу. Он обеспечивает единство всей государственной власти, выполняет интегрирующую функцию, и его координирующее влияние должно равномерно распределяться на все ветви власти. Административное воздействие Президента на Правительство возможно только в некоторых случаях.
Так как руководство Вооруженными Силами построено на принципе единоначалия, Президент обладает многими полномочиями по управлению этой сферой. Он формирует и возглавляет Совет Безопасности (ст.83, п. ж).
Важным полномочием Президента является введение в установленных случаях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения и военного положения.
Во-первых, оно должно осуществляться в соответствии с Конституцией и Федеральным Конституционным законом. Во-вторых, указы о введении военного или чрезвычайного положения требуют немедленного утверждения Совета Федерации.
Президент осуществляет руководство внешней политикой, в основном, через МИД. Но и сам он принимает активное участие в реализации внешней политики РФ. Это проявляется в его регулярных встречах с лидерами иностранных государств, телефонных обменах мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями. Президент также ведет международные переговоры и участвует в важнейших международных дипломатических форумах.
В сфере регулирования правового статуса личности Президент наделен следующими полномочиями (ст. 89 Конституции): [8]
принимает лиц в гражданство РФ, разрешает выход из гражданства;
предоставляет политическое убежище;
награждает государственными наградами РФ;
присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;
осуществляет помилование.
Президент оформляет свои решения, издавая правовые акты. Акты Президента не подлежат утверждению законодательным органом, за исключением указов о введении военного и чрезвычайного положения.
При Президенте РФ существует Администрация Президента - орган, созданный специально для организационного обеспечения его деятельности и контроля за исполнением принятых им решений. [9]
Институт президентства существует в России еще очень недолго, но с момента его создания вызывает непрерывные дискуссии. Нужен ли России этот институт? И если нужен, то в каком виде? В обществе еще нет однозначного его понимания. Российский институт президентства в его современном виде имеет как сторонников, так и противников.
Сторонники данного института убеждены в необходимости сильной централизованной власти в стране в период реформ. "Президентский вариант" разделения властей в государстве считается оптимальным вариантом для стран с переходной экономикой.
В то же время, среди исследователей в области права, как и среди политических деятелей, есть много противников института президентства в современном его виде.
По их мнению, Конституция была смоделирована под конкретного политического лидера. Следствием всего этого явилось формирование государственной системы, где Президент обладает чрезмерно сильной властью, позволяющей ему проводить радикальные реформы, а парламент ослаблен, и поэтому принцип разделения властей не реализован.
Таким образом, Конституцию обвиняют в нарушении принципа разделения властей.
В то же время, Президент не несет ответственности за деятельность исполнительной власти и обладает правом роспуска одной из палат парламента.
В любом случае, несомненно, Президент является очень влиятельной фигурой в политической жизни страны, выступая как своеобразный символ государства и играя решающую роль в определении политики государства.
В целом, институт президентства в России имеет много общего с соответствующими конституционными институтами демократических стран. В то же время, есть ряд особенностей, не имеющих аналогов в зарубежных конституциях и не исключающих возможности узурпации власти. Но опасность злоупотребления ими может быть нейтрализована действием других либеральных норм Конституции.
Для предотвращения возможности узурпации власти необходимо более четкое правовое определение института президентства.
Институт президентства в Росси и еще не является устоявшейся совокупностью конституционных норм. С момента его создания он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты. [10]
Заключение.
В соответствии с тенденциями современного развития, характеризующимся взаимопроникновением, взаимодействием ветвей власти, новыми представлениями о единстве государственной власти, по иному, чем это было при возникновении концепции разделения властей, ставиться вопрос о власти главы государства. В условиях парламентарных республик она фактически, как власть сведена к нулю, хотя и выполняет важные государственные полномочия. Лишь в экстраординарных случаях, например, при распаде правительства, при утрате им партийной поддержки в парламенте, как это было в 1979 г. в Индии, он может действовать как реальная власть.
В президентской республике исполнительная власть президента трансформировалась в исполнительно-распорядительную. Он не просто исполняет законы, а ведет огромную административную работу, руководит различными сторонами общественной жизни при помощи стократно возросшего и подчиненного ему государственного аппарата управления. Но президент не только исполнитель, главный администратор, руководитель исполнительно-распорядительной деятельности, он активно участвует в нормотворчестве, имея по конституциям ряда стран право издавать акты с силой закона.
В полупрезидентской республике качество президентской власти в определенной мере изменяется. Президент как бы ставиться над ветвями власти, «выносится за скобки», он отнюдь не только исполнитель законов и не главным образом исполнитель. Его исполнительно - распорядительная деятельность дополняется, а иногда и вытесняется арбитражной. Он начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда и по отношению к обществу в целом. Президенту, конечно, принадлежат исполнительно – распорядительные полномочия и нередко более весомые, чем в президентской республике. Они осуществляются часто им непосредственно, а нередко – через правительство. При президенте создается его собственная администрация помимо администрации правительства. Это отнюдь не орган типа канцелярии, как бывает в парламентарных республиках. Администрация президента (в России этот орган так и называется, во Франции его называют иначе – секретариат Елисейского дворца) представляет собой разветвленную и специализированную систему, нередко подменяющую правительство, а в отдельных отношениях играющую и более важную роль в силу личной близости ее руководителей к президенту. Президент активно участвует в законодательстве, более активно, чем в президентской республике, где он иногда не имеет даже права законодательной инициативы, его нормотворческие полномочия расширены: веди его положение по конституции не ограничено ветвью исполнительной власти, и это дает ему большую свободу маневра. Особенно это относиться к постсоциалистическим странам и связано с объективными условиями переломной эпохи: нередко именно президент вынужден заполнять пробелы и , конечно, делает это в соответствии со своими взглядами.
Число полупрезидентских республик имеет тенденцию к росту. В специфических условиях государства переходного периода в них складывается своеобразная президентская власть. Отдельные элементы парламентаризма появляются и в традиционных президентских республиках. Правда, эти элементы пока что не меняют данной формы правления, но такую тенденцию нельзя игнорировать. Президентская власть принимает своеобразный характер, она все более «отпочковывается» как особая разновидность государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям. Одновременно возрастает ее разнообразие, складываются новые государственные формы, в том числе смешанного и гибридного характера, возникают новые государственные институты.
Многие аспекты этой сложной проблемы, поставленной новым опытом ряда стран, отнюдь не решены, они только поставлены или намечены. Их разработка требует коллективных усилий.[1]
Примечание:
Введение.
1. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996 г., с. 11
2. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.,1994 г., с. 3-4.
3. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская Республика: проблемы баланса полномочий. //Государство и право. 2003 г - №10.- С 16.
4. Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе. //Государство и право. 1998 г - № 9. - С 5
5. Страшун П.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 1995 г., с. 269.
6. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. – М., 1993 г., с. 2.
7. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. С. 3.
8. Чиркин В.Е. Президентская власть. //Государство и право. 1997 - №5.- С 15.
9. Конституция Российской Федерации 1993 г. - М., 2002 г.
10. Конституция США 17 января 1787 г. Конституция зарубежных стран. - М., 1997 г., с. 3.
11. Конституция Франция 1958 г. Конституция зарубежных стран. – М., 1997 г., с. 91.
Глава 1.
1. С.С. Алексеев. Государство и право., начальный курс., 1996 г., с. 56
2. Чиркин В.Е. Президентская власть., с. 15.
3. Конституция Российской Федерации. 1993 г., с. 18.
4. Чиркин В.Е. Президентская власть., с. 16.
5. Конституция Итальянской Республики 22 декабря 1947 г., с. 234.
6. Основной закон Федеративной Республики Германии 1949 г., с.144.
7. Конституция США 17 января 1787 г., с.5.
8. Конституция Бразилии 1988 г. Конституции зарубежных стран. – М.,
1997 г., с. 355.
9. Чиркин В.Е. Президентская власть., с. 17.
10. Конституция Итальянской Республики 22 декабря 1947 г.
11. Основной закон Федеративной Республики Германии 1949 г.
12. Чиркин В.Е. Президентская власть., с. 19.
13. Конституция США 17 января 1787 г., с. 5.
14. Чиркин В.Е. Президентская власть., с. 20.
15. Мишин А.А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. – М.: ЮЛ, 1989, с. 240.
16. Страшун П.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран., с. 240-241.
17. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. //Государство и право. 1994 г. - №1. – с. 114-115.
18. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. – М., 1993 г., с. 2.
Глава 2.
1. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире., с. 33-34.
2. Там же., с. 36-37.
3. Там же., с. 39-40.
4. Там же., с. 43-44.
5. Там же., с. 49-51.
Глава 3.
1. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий., с. 17.
2. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире., с. 27.
3. Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе., с. 6.
4. Мушинский В. Президент: власть по праву мандата., с. 50.
5. Конституция Российской Федерации 1993 г., с. 20.
6. Там же., с. 21.
7. Котенков А.А. с. 7.
8. Конституция Российской Федерации 1993 г., с. 20.
9. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика., с. 17.
10. Котенков А.А. с. 8.
Заключение.
1. Чиркин В.Е. Президентская власть., с. 22.
Список литературы и источников:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М., 2002 г.
2. Конституция США 17 января 1787 г. Конституции зарубежных стран. – М., 1997 г.
3. Конституция Франции 1958 г. Конституции зарубежных стран. – М., 1997 г.
4. Основной закон Федеративной Республики Германии 23 мая 1949 г. Конституции зарубежных стран. – М., 1997 г.
5. Конституция Итальянской Республики 22 декабря 1947 г. Конституции зарубежных стран. – М., 1997 г.
6. Конституция Бразилии 1988 г. Конституции зарубежных стран. – М., 1997 г.
Литература:
1. Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе //Государство и право. 1998 - № 9.
2. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий //Государство и право. 2003. - №10.
3. Мушинский В. Президент: власть по праву мандата //Российская Федерация. – 1993. – № 2.
4. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996 г.
5. Решентников Ф.М. Право системы стран мира. – М., 1993.
6. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994.
7. Страшун П.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 1995.
8. Чиркин В.Е. Президентская власть //Государство и право. 1997. - №5.
9. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве //Государство и право. 1994 - №1.